Возможности применения интерактивной доски на уроках иностранного языка


В современных условиях педагогический процесс требует создания новой образовательной среды, что подталкивает учителя на поиск всё новых и более эффективных методов преподавания иностранного языка. Для развития компетенций учащихся на уроке учитель иностранного языка применяет различные технологии. Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы добиться высокой мотивации и активности учеников, так построить урок, чтобы каждый ребёнок испытывал успех и увлечение. На помощь учителю приходят информационно - коммуникационные технологии, которые способствуют развитию познавательного интереса учащихся и позволяют дополнить существующие учебники иностранного языка живым и интересным для учащихся материалом. Чтобы повысить эффективность усвоения учебного материала учащимися, педагоги использую в своей практике возможности интерактивной доски.
Среди всех преимуществ интерактивной доски можно выделить следующие: упражнения, созданные для работы с интерактивной доской, предоставляют больше возможностей для активного участия в учебном процессе, а также облегчают понимание сложного материала в результате более динамичного его представления.
На своих уроках я использую возможности интерактивной доски (whiteboard с интерактивной приставкой e-Beam), а именно программу Notebook, входящую в программное обеспечение Smart Board. Каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна, с ней могут работать учитель и ученики, можно вносить изменения в содержание, перемещать, добавлять и удалять объекты с помощью набора предоставленных инструментов. И учитель, и ученик все необходимые действия выполняют непосредственно на экране посредством специального маркера, стилуса или пальца
Работа с интерактивной доской позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке, объяснить новый грамматический материал, ввести лексический материал, проверить знания учащихся, провести фонетическую или речевую разминку, добавить игровые моменты в урок, вовлечь учащихся в дискуссию и т. д. Программа Smart Notebook позволяет создавать интерактивные упражнения и уроки, и к тому же учитель может свободно воспользоваться набором интерактивных заданий, которые содержатся в данной программе. Предлагаю вашему вниманию несколько заданий, созданных с помощью инструментов программы.
Image Match — «Соответствие»: задача ученика — соединить картинки с названиями. Ученики руками или стилусом двигают и подставляют название под нужную картинку. Если ответ подобран правильно, появляется зелёная галочка, если неверно — красный крестик. Чаще всего данный тип упражнений используется для первичного закрепления лексического материла.

Keyword Match — «Ключевое слово»: ученики должны соединить слово с его описанием. По завершении задания компьютер делает проверку. Такие задания эффективно срабатывают во время отработки и контроля лексических навыков.

Multiple Choice — «Множественный выбор»: используется для выбора правильного ответа. После окончания выполнения можно посмотреть результат. Данное упражнение используется для проверки понимания прочитанного, для работы со страноведческим материалом или в качестве тестового задания. Учитель сам задаёт количество вопросов.

Category Sort — «Разделение на группы»: требуется распределить слова на две или три категории. Данное упражнение подойдёт для работы с лексическим материалом, фразовыми глаголами или речевыми конструкциями.

Pairs — «Пары»: требуется подобрать пары слов (это могут быть антонимы, синонимы, слова с предлогами и т. д.). Ученики поочерёдно ударяют по квадратикам, определяя нужные пары. В случае совпадения пары парные квадратики исчезают.

Sentence Arrange — «Упорядочивание»: требуется расставить предложения в правильном порядке (восстановить ход событий, расставить предложения в диалогах, поставить праздники в том порядке, как их отмечают в течение календарного года, и т. д.) К тому же данный тип упражнения можно использовать и для составления слов в правильном порядке, чтобы получилось предложение.
178562025146000
1734820414274000Vortex Sort — «Водоворот»: требуется распределить слова на две группы. Ученики направляют слова в колонки. Если ответ верный, слово исчезает в кружочке, если неверный — возвращается на своё место. Этот инструмент хорошо использовать при работе над лексикой и грамматикой. Например, позитивный и негативный смысл слов, исчисляемые и неисчисляемые существительные, множественное число существительных, дни недели и месяцы года, существительные и глаголы и т. д.
Word Biz — «Ярмарка слов»: задаётся вопрос, ответ «собирается» из отдельных букв, которые выбираются из предложенных букв в таблице. Есть возможность установления скорости выполнения задания, что делает его более интересным.
1871345728218000
Image Arrange — «Размещение картинок»: требуется расставить картинки в правильном порядке. Это задание можно предложить после прослушивания текста или в качестве опоры при пересказе.

Crossword — «Кроссворд»: чтобы составить кроссворд, учителю понадобится только ввести слова и задания к ним, а программа сама смоделирует кроссворд.

Balloons — «Воздушные шары»: можно задать вопрос учащимся, какие из предложенных слов являются глаголами (или другими частями речи). Учащийся выбирает ответ, шар при этом лопает. При выборе правильного ответа появляется надпись «Правильно!».

Tiles — «Мозаика»: введение лексического материала приобретает новый темп. Можно использовать это задание для введения нового лексического материала, и даже сложный материал становится доступным для усвоения. С одной стороны мозаики стоит слово, с другой — изображение. Нажимая на слово, видим картинку, обозначающую это слово.

Question Flipper — «Всплывающий вопрос»: можно воспользоваться двусторонним квадратом «click and reveal square». На одной стороне можно' набрать вопрос, на другой — дать правильный ответ.
Ответы проверяются сразу же. Таким упражнением можно воспользоваться для проверки страноведческих знаний или использовать для блиц-опроса по различным грамматическим аспектам.
2212975359791000
Такие задания вызывают большой интерес у учащихся, и их выполнение занимает меньше времени, чем аналогичные упражнения в тетрадях. Безусловно, это не всё, что может предложить программа Notebook. У неё большие возможности для организации учебного процесса, и это только несколько инструментов. Учитель может составить задания самостоятельно. Например, упражнения в которых нужно дописать предложения, заполнить пропуски в предложении, составить блок-схемы, упражнения со «шторкой» и др. Инструменты программы Notebook предоставляют отличную возможность создать грамматические таблицы для наглядного введения грамматического материала с добавлением аудио- и видеоматериалов.
Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски, необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске, можно использовать не один раз, и это сэкономит время подготовки к уроку. Важно понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может — это прежде всего инструмент в руках педагога.