Доклад на педагогический совет Теоретические и методологические принципы управления образовательным процессом на основе развития профессиональной компетентности педагога


Доклад на педагогический совет 28.10.2014 год
Директор школы Самарская О.В.Теоретические и методологические принципы управления образовательным процессом на основе развития профессиональной компетентности педагога.
Новые социально – экономические условия, складывающиеся у нас в стране, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Важнейшим условием реализации данных задач является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Данный приоритет является ключевым, так как профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества результата образования, что в свою очередь влияет на качественные изменения состояния общества. Следовательно, современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса.
Оптимальными направлениями системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Все эти процессы закономерно требуют от учителя овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту. Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагогических кадров, цель которой - стимулирование роста квалификации, профессионализма и результативности педагогического труда, развитие творческой инициативы как условий, способствующих развитию качества образования.
В целях организованно-методического обеспечения аттестации в Саханской ОШ проводится консультация, по теме «Аттестация педагогических работников». Его участниками могут быть все педагогические работники, подавшие заявление на прохождение аттестации. Здесь представляется нормативно-правовая база, касающаяся проведения аттестации, даются рекомендации по подготовке.
Такая форма работы считается наиболее приемлемой, т. к. каждый аттестующийся получит конкретную информацию по всем этапам прохождения аттестации и конкретным формам, которые он выбрал.
В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период.
На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, рекомендаций и замечаний, полученных в ходе предыдущей аттестации, а также Программы развития школы разрабатывается индивидуальная карта профессионального роста педагога, в которой выделяются следующие направления:
- Сведения об учителе
- Стаж работы
- Прохождение курсов
- Разработка программ (адаптированные, авторские)
- Результаты олимпиад
- Награждения
- Изучение и внедрение современных технологий
- Тема по самообразованию
- Организация научно-исследовательской деятельности- Деятельность по обобщению и распространению опыта
- Публикации
- Участие в семинарах, НПК, конкурсах
- Участие в педагогических чтениях.
В процессе реализации программы профессионального роста, в нее включают информацию: о наиболее значимых и интересных учебных и внеклассных занятиях, их анализ, а также данные диагностики учащихся; результаты педагогических исследований. В качестве приложений к индивидуальной программе можно добавить методические разработки, материалы о деятельности учащихся и т. д.
К индивидуальной карте профессионального роста педагога необходимо вносить и результаты внутришкольного контроля: взаимопосещения занятий коллегами, администрацией; материалы контрольных мероприятий, проводимых администрацией школы или специалистами методических служб. Представляют интерес и материалы, полученные в результате опроса учащихся, их родителей, который проводится либо самим педагогом, либо администрацией в рамках педагогического мониторинга.
Дополнением к индивидуальной карте профессионального роста педагога служит портфолио. Портфолио представляет собой папку-накопитель, целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога. В портфолио помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).
Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Это может быть портфолио достижений. Оформление достижений учителя, методических наработок, творческой копилки, публикаций и другое. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.
Кроме того, педагог может сформировать методический портфолио. В методический портфолио, педагог может вложить разработанные им научно-методические разработки, публикации педагога в различных научно-методических изданиях, средствах массовой информации, ссылки на сайты в сети Интернет, где размещены материалы педагога, разработанные им, деловые, дидактические и контрольно-измерительные материалы и прочие методические разработки. На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуальной карты педагога на следующий период. Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – электронный портфолио. Состав электронного портфолио может включать в себя общие сведения о педагоге, результаты педагогической деятельности, нормативные документы, повышение квалификации, научно-методическая деятельность, внеурочная деятельность по предмету, учебно-материальная база, выполнение функции классного руководителя, «Моё педагогическое кредо», отзывы о педагогической деятельности учителя (педагогического работника) и ее результатах, общественная деятельность учителя (педагогического работника). Если такая работа проводится систематически в конце каждого учебного года, это позволит сформировать обобщенную характеристику деятельности учителя и полученных им результатов, что и служит анализом его работы за учебный год. Данные материалы обобщаются и анализируются администрацией, в результате чего определяется положительная динамика развития педагогов и определяются проблемные поля, которые находят свое место в плане ВГК.
Характерной особенностью функций процесса управления является их взаимное проникновение друг в друга. Например, планирование организуется, стимулируется, контролируется и координируется. В свою очередь организация планируется, стимулируется, контролируется и координируется. Таким образом, функции управления взаимосвязаны между собой. Взаимосвязь между общими функциями управления можно проследить при помощи круговой диаграммы, которая показывает содержание любого процесса управления.
Педагоги нашей школы проявляют себя и в работе районных методических объединений, проводят открытые уроки и занятия, участвуют в семинарах, обобщают опыт своей работы. Также сейчас проводится огромное количество конкурсов по различным направлениям. Педагог может принимать участие в научно-исследовательской и экспериментальной работе, семинарах, конференциях.
Формирование в школе различного рода банков данных ( «Успеваемость учащихся», «Пропуски занятий», «Интеллектуально одаренные дети»), методических наработок педагогов, презентаций, использование электронных ресурсов при планировании и проектировании образовательного процесса значительно повышает эффективность нашей работы и повышает качество образования учащихся. В формулировке «качество образования» две составляющие: качество и образование. Говоря об этом, нужно помнить о цели образования и его результате. Цель – это запрограммированный результат, а результат – это реализованная цель. И если достигается запрограммированный результат, то есть цель, значит сработанно - качественно. На современном этапе миссию школы мы видим в том, чтобы:
1) готовить компетентного конкурентоспособного выпускника,
2) создать наиболее благоприятные условия развития для учащихся с учетом различия их склонностей и индивидуальных способностей,
3) гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
Кроме того, педагог может представить результаты не только своего труда, но и достижения обучающихся. Это результаты творческих конкурсов различного уровня, ежегодно в районе и в школе проводятся научно-практические конференции школьников, дистанционные олимпиады, в копилку учителя могут пойти результаты тестирования, районных и областных предметных олимпиад.
Достаточно хорошо известен тот факт, что хорошие учителя «притягивают» хороших учеников. Хорошие учителя – залог хорошего образования. Министерство образования сегодня видит учителя компетентным, а компетентность, выражаясь языком нормативов, заключается «в умении организовать такую образовательную среду, в которой становится возможным достижение ребенком результатов, сформулированных как ключевые компетенции».