Технология оценки профессиональной компетентности педагога дополнительного образования 
МО "Модель профессиональной компетентности педагога"
Технология оценки профессиональной компетентности педагога дополнительного образования
В современной системе образования неотъемлемым качеством педагога должна являться его 
профессиональная компетентность - "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля). 
В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется - "владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания".
Новые модели оценки профессиональных компетенций педагога
И.Н.Федекин, заведующий кафедрой педагогики и психологии НГПИ, к.псх.н.
Теоретические основы методики В.Д. ШадриковаОснову  создания  критериальной  базы  для  определения  соответствия требованиям занимаемой должности и квалификационным категориям задает профессиональный      стандарт,      разработанный      на      основе      анализа педагогической   деятельности.
Разработанная  модель  профессионального  стандарта  педагогической деятельности    с    позиций    системно-деятельностного    подхода    включает совокупность        компетенций,    обеспечивающих    решение        основных функциональных задач педагогической деятельности.
Основные понятия методики  В.Д. ШадриковаКомпетентность- это  системное    проявление    знаний,    умений,    способностей    и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.  
Профессиональный  стандарт педагогической      деятельности - это система  требований  к  компетентностям  педагога,  определяющих  в  своей  целостности  готовность  к реализации  педагогической  деятельности  и  определяющих  успешность  ее выполнения
Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает   компетенции:
1. Компетентность в области личностных качеств. 
2. Компетентность   в   постановке   целей   и   задач   педагогической деятельности. 
3. Компетентность в мотивировании учащихся  на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. 
4. Компетентность  в  разработке  программы  деятельности  и  принятии педагогических решений.
5.Компетентность      в      обеспечении информационной      основы педагогической деятельности. 
6.  Компетентность в организации педагогической деятельности.
Компетентность в области личностных качеств
1. Эмпатийность и социорефлексия 
 2. Самоорганизованность 
3. Общая культура
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
1.  Умение ставить цели и задачи в  соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся 
2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу 
3. Умение вовлечь учащихся в процесс 
    формулирования целей и задач 
Компетентность в области мотивирования учащихся на  учебную деятельность
1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 
2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации  учащихся 
3. Умение создавать условия для самомотивирования учащихся 
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
1. Компетентность в методах преподавания
2.Компетентность в предмете преподавания 
3. Компетентность в субъективных условиях   деятельности 
Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений
1. Умение выбрать и реализовать общеразвивающую программу 
2. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы 
3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях 
Компетентность в области организации учебной деятельности
1. Умение устанавливать 
    субъект-субъектные    отношения 
2. Умение организовать учебную деятельность учащихся 
3. Умение реализовать педагогическое оценивание
Критерии оценивания личностностной компетенции
1. 1.   Все учащиеся безбоязненно обращаются к педагогу за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса.
1.2. Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания 
1.3. Умеет поддержать учащихся и коллег по    работе 
1.4. Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого учащегося 
1.5. Умеет анализировать причины поступков и поведения учащихся 
1.6. Умеет организовать свою деятельность и деятельность учащихся для достижения намеченных целей занятия
1.7. Рабочее пространство педагога хорошо организовано 
1.8. Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности 
1.9. Своевременно вносит коррективы в   намеченный план занятия в зависимости от сложившейся ситуации 
1.10. Сохраняет самообладание даже в 
   ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой 
1.11. Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы
1.12. Поведение и внешний вид педагога соответствуют этическим нормам 
1.13. Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни
 1.14. Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении 
1.15. Высказывания педагога построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи 
Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности педагога
1. Анализ занятия 
2. Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др. 
3. Собеседование с педагогом
4. Результаты самооценки педагога и  данные диагностики его компетенций 
5. Результаты опроса удовлетворенности 
    учащихся и их родителей деятельностью педагога 
6. Результаты учебной деятельности     учащихся (и их динамика) 
7. Участие учащихся в олимпиадах, 
    конкурсах, проектах  и  др.,    достигнутые 
    при этом результаты 
8. Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства 
9. Используемые  (созданные!) способы и 
    методы педагогической деятельности 
10. Собеседование с руководителем (зам.руководителя) ОУ
11. Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации,  в  том  числе 
   самообразования 
12. Анализ общеразвивающих программ и материалов к занятиям 
13. Результаты опросов и диагностики учащихся 
14. Анализ результатов мониторинга качества 
образования