Технология оценки профессиональной компетентности педагога дополнительного образования
МО "Модель профессиональной компетентности педагога"
Технология оценки профессиональной компетентности педагога дополнительного образования
В современной системе образования неотъемлемым качеством педагога должна являться его
профессиональная компетентность - "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля).
В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется - "владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания".
Новые модели оценки профессиональных компетенций педагога
И.Н.Федекин, заведующий кафедрой педагогики и психологии НГПИ, к.псх.н.
Теоретические основы методики В.Д. ШадриковаОснову создания критериальной базы для определения соответствия требованиям занимаемой должности и квалификационным категориям задает профессиональный стандарт, разработанный на основе анализа педагогической деятельности.
Разработанная модель профессионального стандарта педагогической деятельности с позиций системно-деятельностного подхода включает совокупность компетенций, обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности.
Основные понятия методики В.Д. ШадриковаКомпетентность- это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности - это система требований к компетентностям педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения
Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции:
1. Компетентность в области личностных качеств.
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3. Компетентность в мотивировании учащихся на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
Компетентность в области личностных качеств
1. Эмпатийность и социорефлексия
2. Самоорганизованность
3. Общая культура
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся
2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу
3. Умение вовлечь учащихся в процесс
формулирования целей и задач
Компетентность в области мотивирования учащихся на учебную деятельность
1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации учащихся
3. Умение создавать условия для самомотивирования учащихся
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
1. Компетентность в методах преподавания
2.Компетентность в предмете преподавания
3. Компетентность в субъективных условиях деятельности
Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений
1. Умение выбрать и реализовать общеразвивающую программу
2. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы
3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях
Компетентность в области организации учебной деятельности
1. Умение устанавливать
субъект-субъектные отношения
2. Умение организовать учебную деятельность учащихся
3. Умение реализовать педагогическое оценивание
Критерии оценивания личностностной компетенции
1. 1. Все учащиеся безбоязненно обращаются к педагогу за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса.
1.2. Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания
1.3. Умеет поддержать учащихся и коллег по работе
1.4. Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого учащегося
1.5. Умеет анализировать причины поступков и поведения учащихся
1.6. Умеет организовать свою деятельность и деятельность учащихся для достижения намеченных целей занятия
1.7. Рабочее пространство педагога хорошо организовано
1.8. Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности
1.9. Своевременно вносит коррективы в намеченный план занятия в зависимости от сложившейся ситуации
1.10. Сохраняет самообладание даже в
ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой
1.11. Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы
1.12. Поведение и внешний вид педагога соответствуют этическим нормам
1.13. Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни
1.14. Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении
1.15. Высказывания педагога построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи
Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности педагога
1. Анализ занятия
2. Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др.
3. Собеседование с педагогом
4. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций
5. Результаты опроса удовлетворенности
учащихся и их родителей деятельностью педагога
6. Результаты учебной деятельности учащихся (и их динамика)
7. Участие учащихся в олимпиадах,
конкурсах, проектах и др., достигнутые
при этом результаты
8. Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства
9. Используемые (созданные!) способы и
методы педагогической деятельности
10. Собеседование с руководителем (зам.руководителя) ОУ
11. Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе
самообразования
12. Анализ общеразвивающих программ и материалов к занятиям
13. Результаты опросов и диагностики учащихся
14. Анализ результатов мониторинга качества
образования