Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

Семинар «Модель профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»



Тема «Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»



Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог дополнительного образования должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др..

Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:


Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,

родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики



Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»


Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка в объединение, к конкретному педагогу.





Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.










Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, стимулирующие выплаты, звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.




Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя:
систематический просмотр определенных телепередач;
чтение конкретных педагогических периодических изданий;
чтение методической, педагогической и предметной литературы;

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
прохождение курсов повышения квалификации;

проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
общение с коллегами в центре детского творчества, городе и в сети Интернет.

На разных этапах профессионального развития педагога самообразование имеет приоритетные содержательные аспекты.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
Выбор темы самообразования.
Формулирование цели и задач самообразования.

Определение круга источников информации.

Составление плана самообразования.
Определение результата самообразования.
6. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Рассмотрим данные этапы.

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой работает педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.
Каждый педагог в процессе своей работы сталкивается с различными проблемами, решением которых и занимается впоследствии, если считает себя профессионалом.
1 этап – выбор темы самообразования
Критерии отбора темы по самообра
·зованию
- Актуальность
- Соответствие современным достижениям науки
- Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей



Критерии отбора темы по самообразованию


1. Актуальность Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для

педагога, так и для данного учреждения дополнительного образования детей в целом:
социальной адаптации обучающихся всех видов и типов;
формирования здорового образа жизни;
привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей и подростков.
создание воспитательных систем в детских объединениях;
обобщение инновационного опыта педагогов.

2. Соответствие современным достижениям науки Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.
3. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей
ПДО могут использоваться в качестве рабочего материала другими педагогами: он не должен быть связан только с личностными особенностями автора.


Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
2 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;

изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

совершенствование своих знаний в области педагогической

психологии. При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему

самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

3 этап – определение круга источников информации
Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:


литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

материалы сети Интернет; телевидение;
видео, аудио информация на различных носителях;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер-классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

курсы повышения квалификации;
уроки коллег и т.д.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
4 этап – составление плана самообразования
В плане указываются:

название темы;

цели;
задачи;

предполагаемый результат;
этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

5 этап – определение результата самообразования
Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;

разработка пакета тестового материала в электронном виде;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;


проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
и т.д.

6 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Формами отчетных работ могут быть:
обобщение опыта;

доклад;

сбор и анализ отчетной документации;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога


· Повышение качества преподавания предмета.

· Готовность к педагогическому творчеству.
Профессиональный и карьерный рост.

Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника.

Соответствие педагога требованиям общества и государства.



Самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.




15