Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога дополнительного образования
Семинар «Модель профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»
Тема «Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог дополнительного образования должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др..
Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,
родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка в объединение, к конкретному педагогу.
Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, стимулирующие выплаты, звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя:
систематический просмотр определенных телепередач;
чтение конкретных педагогических периодических изданий;
чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
общение с коллегами в центре детского творчества, городе и в сети Интернет.
На разных этапах профессионального развития педагога самообразование имеет приоритетные содержательные аспекты.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
Выбор темы самообразования.
Формулирование цели и задач самообразования.
Определение круга источников информации.
Составление плана самообразования.
Определение результата самообразования.
6. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Рассмотрим данные этапы.
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой работает педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.
Каждый педагог в процессе своей работы сталкивается с различными проблемами, решением которых и занимается впоследствии, если считает себя профессионалом.
1 этап – выбор темы самообразования
Критерии отбора темы по самообра
·зованию
- Актуальность
- Соответствие современным достижениям науки
- Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей
Критерии отбора темы по самообразованию
1. Актуальность Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для
педагога, так и для данного учреждения дополнительного образования детей в целом:
социальной адаптации обучающихся всех видов и типов;
формирования здорового образа жизни;
привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей и подростков.
создание воспитательных систем в детских объединениях;
обобщение инновационного опыта педагогов.
2. Соответствие современным достижениям науки Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.
3. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей
ПДО могут использоваться в качестве рабочего материала другими педагогами: он не должен быть связан только с личностными особенностями автора.
Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
2 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической
психологии. При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему
самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
3 этап – определение круга источников информации
Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
материалы сети Интернет; телевидение;
видео, аудио информация на различных носителях;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер-классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
уроки коллег и т.д.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
4 этап – составление плана самообразования
В плане указываются:
название темы;
цели;
задачи;
предполагаемый результат;
этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
5 этап – определение результата самообразования
Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;
разработка пакета тестового материала в электронном виде;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
и т.д.
6 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Формами отчетных работ могут быть:
обобщение опыта;
доклад;
сбор и анализ отчетной документации;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога
· Повышение качества преподавания предмета.
· Готовность к педагогическому творчеству.
Профессиональный и карьерный рост.
Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника.
Соответствие педагога требованиям общества и государства.
Самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
15