Урок литературного чтения «Старинная пословица недаром молвится». Знакомство с пословично-поговорным жанром (3 класс)

Урок 1.
Тема урока. «Старинная пословица недаром молвится». Знакомство с пословично-поговорным жанром.
Цели и задачи урока.
Создать условия для знакомства детей с малым жанром, сообщения сведений об отличии пословиц и поговорок, их тематическом делении.
Содействовать развитию памяти, внимания, фантазии и устной речи школьников.
Прививать уважение к людям труда, трудолюбие, настойчивость в достижении цели.
Оборудование.
Для учителя: кисти, краски, баночка с водой, резинка и карандаш, альбомные листы.
Для учеников: подкладной лист, палитра, кисти, краски, баночка с водой, резинка и карандаш, альбомные листы.
Материалы к уроку.
Детские альбомы для раскрашивания с иллюстрациями народных пословиц, сборники фольклора для детей(пословицы и поговорки).
Репродукции картин с изображением труда людей в разных сферах.
Портрет В.И.Даля и его сборники пословиц.

План занятия
Сообщение темы занятия.
Знакомство с пословично-поговорным жанром.
Выбор пословицы для иллюстрирования. Обсуждение вариантов изображения. Выяснение требований к рисунку.
Постановка учебной задачи по изобразительному искусству.
Практическая работа школьников – выполнение набросков орудий труда.
Организация выставки. Анализ и обсуждение работ.
Задание на дом.
Итог урока.

Ход занятия
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы урока.
Беседа о фольклоре.
- Почему тема этого раздела по чтению называется «Устное народное творчество»? Как по другому можно её назвать? Какие фольклорные произведения вы запомнили? Какие из них вам понравились больше всего? Почему?

Сообщение учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжить листать страницы русского фольклора: мы узнаем, что такое пословица и чем она отличается от поговорки; будем учиться объяснять смысл пословиц, попытаемся сделать наброски, необходимые для их иллюстрирования.
III. Знакомство с пословично-поговорным жанром.
1)Введение в тему.
Учитель: -Ребята, кто из вас знает(слышал от мамы, друзей, учителей) пословицы и поговорки.
Ученики : (Приводят примеры. Как правило, это пословицы о труде, грамоте).
Учитель: -Правильно, молодцы. Вы знаете много пословиц. А кто из вас знает, как устроена пословица, для чего она нужна в нашей речи?
Ученики: -Они нужны, чтобы наша речь была красивой. (Как правило, устройство пословиц и поговорок дети объяснить не могут).
Учитель: - Пословицы (и поговорки) созданы народом – это маленькие произведения устного творчества. В них много юмора, складно сложенных сочетаний и слов. Они украшают нашу речь.
Пословица – это меткое (точное) выражение. Её можно разделить на две части: условие и вывод. Вам всем хорошо знакома пословица: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Условие: если не будешь затрачивать сил(раздобыть и отладить снасть – удочку, заготовить червей и т.д.), вывод: останешься ни с чем (не поймаешь ни одной рыбки).
Учитель: - ребята, а можно ли эту пословицу услышать в других ситуациях? Подумайте и назовите их.
(Девочка хочет учится на «5», а сама не открывает книги. Мальчик хочет поесть яблок, а в сад за ними и не думает идти и т.д.)
Учитель: - Пословица тем и хороша, интересна, что ее можно в разных условиях «читать» каждый раз по-новому.
2).Выполнение задания по определению частей пословиц.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Думаешь наспех – сделаешь на смех.
Учитель: Поговорки тоже украшают нашу речь, помогают говорящему подобрать точное сравнение. Однако поговорка - это часть, половина пословицы.
Засел, как гвоздь в стене.
Надулся, как мышь на крупу.
Он волком глядит.
Сижу, как на иголках.
Учитель: - Пословицы пришли в нашу речь очень давно. Русский народ любит свой язык и ценит его богатство. Поэтому многие люди на Руси и записывали старинные пословицы и поговорки. Одним из таких хранителей богатств русского языка был Владимир Иванович Даль. Он объездил всю страну . По селам, деревням и городам путешествовал и записывал народные изречения. Из таких выражений он составил книгу (Учитель демонстрирует книгу «Пословицы и поговорки русского народа», портрет собирателя).
А как же отыскать в этой книге нужную пословицу и поговорку? (Ответы детей) Собиратели разделили их по темам. Откроем учебники по чтению (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь, 2 класс», 1 часть, стр. 26-27) , узнаем некоторые из них.
3).Работа с книгой.
Чтение пословиц. Толкование их смысла. Определение темы.
4)Знакомство с пословицей «каков мастер, таково и дело».
Учитель: - ребята, прочитайте пословицу. Объясните, что она означает. К каким ситуациям ее можно применить? ( У хорошего работника любая работа будет успешной. Ленивый человек , похвалы за работу не получит.)
5).Отгадывание русских народных загадок об инструментах. После каждой группы загадок учитель задает обобщающие вопросы.
( Кто работает этими инструментами? Как объяснить пословицу о труде крестьянина?)
*Горбатенький конек
Все поля проскакал. (Серп)

*Зубасты, а не кусаются. (грабли)

*Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса)
(Какой мастер работает этими инструментами? Приведите пример о работе плотника к нашей пословице.)
*Туда-сюда снует,
Что в зубы возьмет, На две части разжует. (Пила)

*Тит на работу вышел – каждый его услышал. (Молоток)

*Мужик едет из лесу, зеркало за поясом. (Топор)
(Какая мастерица работает этими инструментами? Когда о работе швеи можно сказать»Каков мастер, такова и работа»?)
*Бежит свинка,
Синяя спинка, Носочек стальной,
А хвостик льняной. (Иголка с ниткой)

*Бежит свинка из Питера, Вся спинка истыкана. (Наперсток)

*Два кольца, два конца,
А посередине – гвоздик. (Ножницы)

Учитель: - Мы говорили об одной пословице, а сколько замечательных мастеров вспомнили.
А сейчас приготовьтесь к рисованию.
IV. Постановка учебной задачи по ИЗО.
Учитель: - О каком мастере вы хотите рассказать в своем рисунке? (Дети выбирают).
- Расположите альбомный лист горизонтально. Мы проведем игру-соревнование: кто из вас, ребята, используя отведенное время, сделает больше набросков инструментов, которыми работает данный мастер. Давайте вспомним правила рисования.
Ученики:
Соотносить размеры изображаемых предметов (например: «больше» - молоток, «меньше» - гвозди и т.д.)
Располагать наброски на листе так, чтобы от края листа (со всех сторон) оставалось место. Помнить про композицию.
При выполнении работы в цвете не выходить за контур; давать краске подсыхать, прежде, чем брать другую.
Работа должна быть выполнена аккуратно.
V. Практическая работа.
Школьники выполняют наброски инструментов выбранного ими мастера. Учитель обращает внимание на подбор цветовой гаммы рисунков.
VI. Анализ и обсуждение работ. Организация выставки детских рисунков.
Учитель: - Кто из ребят вспомнил и нарисовал больше всего инструментов?
- У кого из ребят инструменты наиболее похожи на настоящие?
- В какой работе точнее всего подобраны краски?
- Кто сегодня автор самой аккуратной работы?
VII. Задание на дом.
Подыскать пословицы о ремесле.
VIII. Итог урока.
Учитель: - Что больше всего запомнилось вам на уроке? О чем бы вы хотели рассказать дома?

Литература.
«Старинные пословицы и поговорки»/Сб.под.ред.В.П.Аникина, -М.:Дет.лит.,1984.-79с.
«Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть»/Сб.под ред.М.Ю.Новицкой, Г.М.Науменко,-М.: «Просвещение», 1995.-224с.
«Уроки литературного чтения»/Книга для учителя под ред.В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой и др., М.: «Пр.», 1995. – 208с.
«В каждом селе свое поверье»/Сб.под ред. Л.А.Подгорной, Г.П.Макеевой, Б., -Издательство Шаповалова, 1996г.; -96с.


















МОУ «Добросельская ООШ», Выблова Галина Васильевна