Тренинг для учителей Позитивная речь и позитивное мышление в разрешении конфликтных ситуаций с учениками
Тренинг для учителей «Позитивная речь и позитивное мышление в разрешении конфликтных ситуаций с учениками»
Цель: Научиться позитивно относиться к учащимся, вступающим в конфликтные ситуации и позитивно говорить о них.
Оборудование: Маркеры, мультимедийный проектор, ватман
Плакат «Позитивное описание негативных феноменов»
Лень – способность отказаться от явно завышенных потребностей.
Упрямство – способность сказать «нет», возразить авторитетам.
Страх – способность избегать угрожающих ситуаций и объектов.
Агрессивность – способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и прямо.
Клептомания – способность находить что-то прежде, чем кто-то это потерял.
Ход занятия.
Организация. Обратите внимание на эпиграфы, находящиеся на доске. Давайте их прочитаем. Как вы их понимаете? Как вы думаете, на какую тему мы сегодня будем говорить? (споры, конфликты)
Для начала давайте познакомимся. Представьтесь именем, которое вам нравится, и расскажите, почему вам нравится, чтобы вас называли именно так.
2 . Упражнение «Тёплый круг»
-Давайте встанем в один большой круг и возьмёмся за руки. Почувствуйте себя частью одного большого целого, где у каждого из нас есть своё место, своя роль и своя задача. А теперь пусть каждый скажет всем стоящим в кругу что-нибудь позитивное, доброе, тёплое. И помните, чем больше мы отдаём, тем больше к нам вернётся, ведь каждый из нас часть большого целого.
Упражнение на разогрев.
Все участники становятся в 2 окружности по парам, лицом друг к другу (по типу «карусели»). Первый член пары говорит следующее: «Недавно я был не на высоте, когда…» (далее описывается случай своего поведения, которым остался недоволен). Второй член пары отвечает: «Мне нравится…» (находит сильные стороны, позитив в том поведении, о котором он услышал). Затем все стоящие во внешнем круге делают шаг вправо, и упражнение повторяется.
Обсуждение притчи.
Я хочу рассказать вам одну восточную притчу.
Одному восточному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживёшь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивлялись этому: «Ведь ты не прибавил ничего к тому, что сказал твой предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награждён?» - спрашивали они. Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том как сказать».
Как видите, во все времена позитивное отношение к фактам и людям не только гуманнее, но и выгоднее отношения пессимистического. В деле воспитания детей позитивный подход является единственным, позволяющим увидеть «свет в конце туннеля». Овладение навыком позитивной речи приводит к тому, что учитель почувствует себя более эффективным в вопросах разрешения конфликтных ситуаций.
Упражнение для выработки навыка «Визуализация проблемы»
(Предварительно разбиться на микрогруппы по 3 человека).
Закройте глаза и вспомните ученика, с которым вам трудно установить нормальные отношения, с которым у вас часто происходят конфликтные ситуации. Думайте о нём одну минуту, попробуйте услышать и увидеть его. А теперь откройте глаза и попробуйте найти в действиях и характере этого ученика не менее пяти сильных сторон и позитивных черт. Расскажите о нём позитивным языком. (Учителям выдают плакаты с изображением силуэта ученика, на котором учителя изображают сильные стороны в виде символа, слов или рисунка).
Обмен мнениями.
- Что вы почувствовали по отношению к этому ученику?
-Что изменилось сейчас?
5. Ролевая игра «Позитивное отношение».
Участники работают по микрогруппам. Вспомните и разыграйте конфликтную ситуацию с учеником и попытайтесь разрешить её при помощи позитивной речи и позитивного отношения к этому ученику (время для подготовки 4 минуты).
Обсуждение.
Упражнение «Письмо любви».
У каждого участника конверт и листы, равные количеству участников.
- Сейчас мы будем писать письмо любви. Ваша задача написать каждому участнику, что вам в нём нравится, за что вы его цените. Письмо начинается со слов «Дорогая моя…». Затем в конверты раскладываются послания.
- Не забудьте, что в письме должен содержаться только позитив, добро. Желающие могут зачитывать свои письма.
Обратная связь.
- Что вы получили для себя на занятии?