Методические рекомендации для педагогов по разрешению конфликтных ситуаций

класс
Технология разрешения конфликтов.
« Активизация духовных резервов учащихся, как основа саморегуляции поведения в учебном процессе»
Карташова С.И. – социальный педагог,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Центр образования № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова»
И родителям, и педагогам, и детям необходимо понять, что можно найти выход из конфликта, если искать его совместными усилиями. Мой опыт показывает, что успех в этом направлении зависит во многом от того, как взрослый построит индивидуальную беседу с ребёнком.
Большую помощь в разрешении конфликтов оказывает владение формулами конфликта, т. е. его составляющими.
Главная формула конфликта: (слайд №2)
(Конфликтная ситуация + Инцидент) = Конфликт
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент - это стечение обстоятельств (действий), поводов для конфликта.
Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга. Ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт - это значит:
1. устранить конфликтную ситуацию;
2. исчерпать инцидент.
Конфликт между людьми можно уподобить сорняку: конфликтная ситуация - это корень сорняка, а инцидент - та часть, что на поверхности (слайд №3)
Ясно, что, оборвав ботву сорняка и не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, так необходимых культурным растениям.
Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.
 Соотношение фаз и этапов конфликта с возможностью разрешения (по статистике) таблица №1
Фаза конфликта
Этап конфликта
Возможности разрешения конфликта (%)

Начальная фаза
Возникновение и развитие конфликтной ситуации, и ее осознание
92 %

Фаза подъема
Начало открытого конфликтного взаимодействия
46 %

Пик конфликта
Развитие открытого конфликта
Менее 5 %



Фаза спада
- -


Около 20 %



Как видно из таблицы, больший процент разрешения конфликта приходится на начальную фазу. Всё это необходимо учитывать, чтобы эффективно разрешать конфликты. (слайд №4)

Давайте обратимся к школьной практике.

На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечания ученику, который часто поворачивался назад и что-то говорил. На замечания учителя реагировал, но на несколько минут. Затем всё снова возобновлялось.
Учитель русского языка в приказном тоне требует положить на стол дневник. Ученик берёт дневник и кладёт его на стол. В свою очередь он не стал молчать, за что учительница начала его отчитывать. Затем еле сдерживаясь, она стала кричать, что удалит его с урока. Всё это продолжалось несколько минут. Но в итоге это закончилось тем, что ученик так и продолжал свои действия на уроке, а учителю пришлось отступить и объяснять материал урока, не обращая на ученика внимания.
- Это конфликтная ситуация или конфликт? (конфликтная ситуация была до действий учителя )
- Какие действия одного из субъектов привели к конфликту? (учитель взял дневник )
- Можно было бы избежать конфликта и на какой стадии это можно было сделать? (до действий учителя взять дневник)
Если конфликт созрел когда его лучше разрешать? (см.таблицу№1)
Если мы это не сделаем сразу, то конфликт перейдёт в фазу подъёма и тогда шансов на разрешения конфликта у нас будет меньше. (см. таблицу№1)

Практикум
-Давайте постараемся войти в роль этого учителя и найти правильный способ разрешения конфликта.
- С чего вы бы начали свою деятельность? ( индивидуальная беседа )
- От того как вы построите свою беседу зависит 80% успеха разрешения конфликта.
- Напишите сейчас на листочке первое предложение, с которого начнёте свою беседу с ребёнком.
(зачитываются все предложения и вывешиваются на доску)
- Сейчас мы пока оставим эти предложения и посмотрим на таблицу «Разрешения конфликтов», чтобы затем снова обратиться к вашим ответам. (слайд №5)

Разрешение конфликтов. Таблица№2

Неконструктивный способ
Конструктивный способ

1.«выигрывает только старший»

А)авторитарные методы, где ребёнок усваивает правило «добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого»

Б) мягко, но настойчиво, где ребёнок усваивает другое правило «Мои личные интересы (желания и потребности) не в счёт, всё равно придётся делать то, что хотят или требуют старшие»

1. «выигрывают оба»

А) активное слушание (озвучивать желание, потребность или затруднение ребёнка).
Б) «Я – сообщение»
( не ТЫ, ТЕБЕ )
В) Сбор предложений и выбор наиболее приемлемого .
(Как же нам быть?», «Что же нам придумать?», или: «Как нам поступить?».)



2. «выигрывает только ребёнок»

По этому пути идут старшие, которые либо
боятся конфликтов («мир любой ценой»),
либо готовы постоянно жертвовать собой
«ради блага ребенка», либо и то и другое.

В этих случаях дети растут эгоистами,
не приученными к порядку,
не умеющими себя организовать.










- Скажите, в каком из способов уже на первый взгляд прослеживается наиболее оптимальный выход по разрешению конфликтов? (конструктивный способ)

Активное слушание - это начало всех начал. Активное слушание позволяет ребёнку понять, что его слышат. Теперь давайте снова обратимся к вашим предложениям. Разберём, какой из примеров больше всего отражает то, что у вас есть желание узнать о потребности или затруднениях ребёнка. (Слайд №6)
Анализ предложений.
Пример: У тебя есть, скорее всего, на то причины, чтобы вот так себя вести на уроке

«Я- сообщение» - это второй этап нашей беседы (ведь у нас цель воспитывающая и надо получить результат ). (Слайд №7) Это ваше сообщение, которое необходимо донести до ребёнка и чтобы он проникся, т.е. ваша задача – приобрести себе союзника. После того, как он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу .Вы говорите о своём желании или проблеме, используя форму «Я – сообщение».
- Как бы вы построили такое сообщение. Главное здесь не прибегать к «ты-сообщению».
Анализ сообщений.
Пример: - Мне тяжело и обидно, что такое происходит на моём уроке. Я стараюсь и хочу, чтобы эта тема урока была всем понятна

Сбор предложений и выбор наиболее приемлемого.
Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?», или: «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с вашей точки зрения, предложение, не отвергается с места. Сначала предложения просто набираются «в корзинку».А затем совместное обсуждение предложений. Вы к этому времени уже знаете интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.

- Сейчас я бы хотела предложить вам одно высказывание. Сегодня мы получили практические навыки и умения разрешения конфликта. Я дам его неполным, а вы его дополните с учётом знаний, которые вы сейчас получили. Это своего рода тест на закрепление изученного. (Слайд №8)
М.-А. Робер (психолог, автор книги «Психология индивида и группы»),сказал вот такую фразу.

Никогда не следует говорить: "Вы меня не поняли". Лучше сказать: «_______________» ( Я плохо выразил свою мысль".)




-Почему не следует говорить –« Вы меня не поняли»? (это форма «ты-сообщение», которая может спровоцировать конфликтную ситуацию). А теперь закончите фразу с позиции предупреждения конфликта – лучше сказать, как? (наприм. "Я плохо выразил свою мысль".)
Итог.

- Что вы для себя познали, уяснили или, может быть, приобрели на нашем практикуме?

- В заключении я бы хотела сказать, если вы возьмёте за основу данную схему построения вашей беседы с детьми, то это позволит вам в дальнейшем не только грамотно разрешать конфликты, но и умело предупреждать конфликтные ситуации.

Удачи вам и душевного благополучия!


15