Практико-ориентированный семинар для педагогов Развиваем креативность


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №40




















Подготовила и провела:
педагог-психолог
Щекотихина И.В.








ОРЕЛ 2007
Практико – ориентированный семинар
РАЗВИВАЕМ КРЕАТИВНОСТЬ

Вся радость жизни в творчестве.
Творить – значит убивать смерть.
Ромен Роллан

Цель: развитие творческих возможностей педагогов.
Задачи:
формирование представления о характеристиках творческой личности;
знакомство с понятием креативность;
освоение упражнений, способствующих развитию творческих способностей.

Материалы: фломастеры, карандаши, листы бумаги; ватман с характеристиками творческой личности; плакат с изображением ладони; карточки с названиями чувств и эмоций; модель творческого поведения ребенка (на листах формата А4); сборник психологических игр и упражнений, способствующих развитию фантазии; магнитофон и кассета с записью бодрой инструментальной музыки.





Работа в группах.




Характе-ристики представ-лены на ватмане



























Работа с моделью творческого поведения ребенка.
Раздается каждому
участнику.















Работа ведется в группах.











Работа в группах.












Работа ведется в группах.
























На доске плакат с изображением ладони






Раздается каждой группе
Ход семинара

Мотивационный блок (8 -10 минут).
Считаете ли Вы себя творческими людьми? В чем это проявляется?
Педагоги разбиваются на группы и рисуют портрет творческой личности, отмечая, какие качества характеризуют такого человека, а затем сравнивают с характеристикой на плакате.

Творческого человека характеризует:
любознательность;
жажда познания;
интерес;
оригинальность и нестандартность мышления;
интеллектуальная одаренность;
бесстрашие и уверенность в себе;
воля и стремление к победе;
работоспособность;
самокритичность;
энергичность и упорство в достижении цели;
способность бороться за свою правоту;
развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Отметьте качества творческой личности, присущие Вам.

Информационный блок (5-7 минут).

Креативность – способность особого рода – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
В обыденном сознании существует стереотип, согласно которому творчество – это удел ученого, композитора, художника, профессионала высшей категории. На наш взгляд, креативность не имеет ограничений для своих проявлений. Карл Роджерс по этому поводу писал: «Творческий характер имеют действия ребенка, изобретающего со своими товарищами новую игру; Эйнштейна, формулирующего теорию относительности; домохозяйки, изобретающей новый соус для мяса; молодого автора, пишущего свой первый роман».
Обратите внимание на модель творческого поведения ребенка Ф.Вильямса. Выделяют четыре основных параметра креативности:
беглость – способность к порождению большого числа идей;
гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем;
оригинальность – способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных;
разработанность – способность к детализации идей.
Выделяют образную и вербальную креативность.

Практическая часть (30 минут).
Можно способствовать развитию творческих способностей личности. Существует ряд упражнений, позволяющих расширить диапазон творческих возможностей.

Упражнение «Построение причинно-следственных цепочек»
(8 минут)

Цель: формирование таких качеств мышления, как свобода, раскованность, способность переходить к новым объектам и ситуациям.
Инструкция: Возьмем два не связанных друг с другом события, например «Белка, сидя на дереве, упустила орех» и «Директора школы лишили премии». Надо установить между ними связь, то есть проследить ряд естественных переходов от первого события ко второму, а затем наоборот. Желательно предложить несколько вариантов ответов. Побеждает тот, кто предложит большее количество цепочек. Устанавливается дополнительный балл за оригинальность.

Упражнение «Эмоции и чувства» (10 минут)

Цель: научение образному видению чувств и эмоциональных состояний.
Материалы: карточки с названиями чувств и эмоциональных состояний: радость, отчаяние, удивление, ужас, ярость, восторг.
Педагоги делятся на группы и выполняют следующее задание.
Им предлагается изобразить человеческие чувства. Каждая группа получает карточку, на которой написано слово, обозначающее чувство. Вся группа должна изобразить это чувство. Остальные группы должны догадаться, о каком чувстве идет речь.

Упражнение «Неожиданные картинки» (10-15 минут)

Цель: развитие умения строить, создавать продукты творческого коллективного труда.
Материалы: каждому педагогу нужны бумага, карандаши, фломастеры.
Участникам предлагается вместе нарисовать картину. Первый человек рисует что-либо, отдельный элемент, не говоря, что это такое. Дальше рисуют по порядку. Нужно постараться, чтобы из отдельных элементов получилась целая картина.


Анализ упражнения:
Трудно ли было продолжить работу предыдущего человека?
Чей замысел картины совпал с тем, что получилось в конечном итоге?
Для кого картина получилась неожиданной?

Заключительная часть (10-12 минут).

Упражнение «Подарок» (5-7 минут)
Участники по кругу, поворачиваясь к своему соседу справа, изображают при помощи мимики и жестов какой-либо подарок. «Адресат» должен догадаться, что ему хотят подарить.

Письменная рефлексия «Все у меня в руках» (5 минут).
Цель: установление обратной связи, анализ информации.
Материалы: плакат с изображением ладони.
Демонстрируется плакат с изображением ладони. Большой палец – «Больше всего понравилось», указательный – «Я узнал для себя», средний - «Мне не понравилось?», безымянный – «Идеи на следующий семинар», мизинец – «Мне здесь не хватало».
Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на вопросы.

Ведущий благодарит участников семинара. Педагогам предлагается сборник психологических игр и упражнений, способствующих развитию фантазии.


Резерв

Задачи (представлены на карточках).
Приезжающие на вечеринку гости дарили богатой хозяйке запакованные подарки. Неожиданно погас свет, а когда снова зажегся, оказалось, что пропал драгоценный камень. Никто не мог войти и выйти из комнаты, т.к. дверь оставалась запертой. Окно было открыто, но на снегу под ним не было никаких следов. Позже выяснилось, что на полу лежит перышко, а у одной из коробок дно с дыркой. Как разгадать преступление?
Ответ: Для передачи камня через окно сообщниками был использован специально обученный голубь, спрятанный в одной из подарочных коробок.
По старой русской традиции, мальчика – будущего князя или царя отнимали у матери в возрасте трех лет и переводили на мужскую половину дома. С этого момента мать не имела права прикасаться к своему сыну, а поцеловать его она могла только один раз в году. Какой это был праздник?
Ответ: Пасха.
функцию чего выполняли в античные времена свечи с вплавленными в них на необходимом расстоянии друг от друга металлическими шарами?
Ответ: Будильник.

Упражнение «Восточные стихи»

Сейчас мы будем сочинять восточные стихи.
Правила «восточного стихосложения»:
Главное слово (существительное),
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Фраза, выражающая отношение.
Существительное.



Например:
Ужин!
Праздничный, запоздалый.
Разжеван, съеден, переваривается.
Блаженное состояние сытости!
Философия.





Модель творческого поведения ребенка
(Ф.Вильямс)

Творческие факторы
Значение


КОГНИТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ


Беглость мышления
Придумать как можно больше
Генерирование большого количества идей
Беглость мысли
Не один, а несколько уместных ответов

Гибкость мышления
Использовать различные подходы
Разнообразие типов идей
Способность переходить от одной категории к другой
Направить мысль обходным путем

Оригинальность мышления
Уникальные или новые способы мышления
Необычные ответы
Оригинальные, нестандартные идеи
Отступление от очевидного, общепринятого

Разработанность мышления
Добавлять к
Облагородить идею
Приукрасить простую идею или ответ, чтобы сделать ее более интересной, глубокой
Расширить, добавить что-то к основной идее


ЛИЧНОСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
(АФФЕКТИВНО-ЧУВСТВЕННЫЕ)


Способность пойти на риск
Иметь смелость
Конструктивно воспринимать критику, предполагать возможность неудачи
Пытаться строить предположения, делать догадки
Действовать в неструктурированных условиях
Защищать собственные идеи

Сложность (комплексность)
Исследовать неизвестное (Быть готовым)
Поиск многих альтернатив
Видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть
Привести в порядок неупорядоченное
Разбираться в сложных проблемах
Сомневаться в единственно верном решении

Любознательность
Быть готовым
Иметь желание
Быть любознательным и проявлять интерес
Играть идеями
Найти выход в приводящих в замешательство ситуациях; проявлять интерес к загадкам, головоломкам
Размышлять над скрытым смыслом явлений
Следовать предчувствию, просто посмотреть, что произойдет

Воображение
Иметь силы
Визуализировать и строить мысленные образы
Воображать то, чего никогда не было
Доверять интуиции
Переходить за границы реального мира











Щекотихина И.В. МБОУ лицей №40 г.Орла




Практико-ориентированный семинар
РАЗВИВАЕМ КРЕАТИВНОСТЬ15