РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕМИЛУКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
260807 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Семилуки, 2012
Рассмотрена и одобрена цикловой методической комиссией технических специальностей
Протокол №__ от « »________201 г.
Председатель ЦМК
________________ И. Г. Подрезова
Утверждаю
Зам. директора по УР
______________Л. В. Соломина
«___» ________________ 201 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от «22» июня 2010 года №675)
по специальности среднего профессионального образования 260807 Технология продукции общественного питания
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программой по специальности 260807 Технология продукции общественного питания
Организация – разработчик: ГОБУ СПО ВО «СГТЭК»
Разработчик: Бурдашкин Анатолий Владимирович, преподаватель первой квалификационной категории, ГОБУ СПО ВО «СГТЭК»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза________________________________________________________
ФИО, должность, сокращенное наименование ОУ
Содержательная экспертиза ______________________________________________________
ФИО, должность, сокращенное наименование ОУ
Внешняя экспертиза:
Содержательная экспертиза ________________________________________________
ФИО, должность, сокращенное наименование ОУ СПО или ВПО
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
19
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
21
6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
24
7. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
31
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.06. Организации работы структурного подразделения
1.1 Область применения программы профессионального модуля
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания, входящей в укрупненную группу специальностей 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Организация работы структурного подразделения и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей структурного подразделения
ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива
ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями
ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в пищевой промышленности.
1.2 Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью освоения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт
- планирования работы структурного подразделения (бригады);
- оценки эффективности деятельности структурного подразделения(бригады);
- принятия управленческих решений;
уметь:
- рассчитывать выход продукции в ассортименте;
- вести табель учета рабочего времени работников;
- рассчитывать заработную плату;
- рассчитывать экономические показатели структурного подразделения организации;
- организовывать рабочие места в производственных помещениях;
- организовывать работу коллектива исполнителей;
- разрабатывать оценочные задания и нормативно- технологическую документацию;
- оформлять документацию на различные операции с сырьем, полуфабрикатами и готовой продукцией;
знать:
- принципы и виды планирования работы бригады (команды);
- основные приемы организации работы исполнителей;
- способы и показатели оценки качества выполняемых работ членами бригады/ команды;
- дисциплинарные процедуры в организации;
- правила и принципы разработки должностных обязанностей, графиков работы и табеля учета рабочего времени;
- нормативно – правовые документы, регулирующие личную ответственность бригадира;
- формы документов, порядок их заполнения;
- методику расчета выхода продукции;
- порядок оформления табеля учета рабочего времени;
- методику расчета заработной платы;
-структуру издержек производства и пути снижения затрат;
- методики расчета экономических показателей;
1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 235 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 161 час,
самостоятельной работы обучающегося – 74часа,
Практические работы – 62 часов;
Курсовые работы- 10 часов;
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимся видом профессиональной деятельности организация работы коллектива подразделения, в том числе профессиональными и общими компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 6.1
Участвовать в планировании основных показателей производства
ПК 6.2
Планировать выполнение работ исполнителями
ПК 6.3
Организовывать работу трудового коллектива
ПК 6.4
Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями
ПК 6.5
Вести утвержденную учетно-отчетную документацию
ОК 1
Понимать сущность и профессиональную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и значимость
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля ПМ.06. Организация работы структурного подразделения
Код профессиональных компетенций
Наименование разделов профессионального модуля*
Всего, часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная, часов
Производственная
(по профилю специальности), часов
Всего, часов
в т. ч. лабораторные работы и практические занятия, часов
в т. ч. курсовая работа (проект), часов
Всего, часов
в т. ч. курсовая работа (проект), часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 3.1 – 3.4
Раздел 1. Планирование и организация работы структурного подразделения
179
129
54
10
50
-
-
-
ПК 3.1 – 3.4
Раздел 2. Управление структурным подразделением
56
32
8
-
24
-
-
-
Производственная практика по профилю специальности
72
72
Итого
307
161
62
10
74
-
-
72
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.06. Организация работы структурного подразделения
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Планирование и организация работы структурного подразделения
129
МДК 06.01 Управление структурным подразделением организации
Тема 1.1 Организация (предприятие), отрасль в условиях рынка
Содержание
14
1
Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике. Роль и значение отрасли в рыночной экономике. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние.
2
2
2
2
Организация – понятие и основные признаки. Классификация организаций по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам.
2
3
Организационно – правовые формы предприятий. Организационно – правовые формы хозяйствования: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производительные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования.
2
2
4
Производственная структура организации (предприятия). Производственная структура организации (предприятия) её элементы. Типы производства.
2
2
2
2
5
Производственный процесс: понятие, содержание и структура. Способы организации производственного процесса.
2
6
Производственный цикл, его структура, длительность и пути его сокращения. Основное и вспомогательное производство.
2
7
Понятие качества и конкурентоспособности продукции. Техническая подготовка производства. Принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов
2
2
Практические занятия:
12
1
Практическое занятие №1. Расчет длительности производственного цикла и организация рабочих мест в производственных помещениях
4
2
Практическое занятие №2. Организация рабочих мест в производственных помещениях
4
3
Практическое занятие №3. Расчет выхода продукции в ассортименте
4
Тема 1.2 Основной капитал и его роль в производстве
Содержание
8
1
Сущность, значение основного капитала. Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Амортизация и износ основного капитала. Формы воспроизводства основного капитала.
2
2
2
2
Показатели эффективного использования основных средств. Фондоотдача, фондоёмкость продукции. Способы повышения эффективности использования основного капитала.
2
3
Производственная мощность. Производственная мощность, её сущность и виды. Расчёт производственной мощности. Показатели использования производственной мощности.
2
2
4
Методика расчета выхода продукции.
2
2
Практические занятия:
4
2
Практическое занятие №4. Расчет показателей, характеризующих эффективность работы основного и вспомогательного оборудования
4
Тема 1.3 Оборотный капитал
Содержание
6
1
Оценка эффективности применения оборотных средств Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Понятие и состав оборотного капитала.
2
2
2
2
Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов. Определение потребности в оборотном капитале.
2
3
Показатели эффективного использования оборотных средств.
2
2
Практические занятия:
4
1
Практическое занятие №5. Расчет показателей использования оборотного капитала
4
Тема 1.4 Капитальные вложения и их эффективность
Содержание
2
1
Капитальные вложения и их эффективность. Проблемы обновления материально-технической базы организации в современных условиях. Ресурсы и энергосберегающие технологии. Структура и источники финансирования организаций.
Инвестиционный процесс и его значение.
Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчёта.
2
2
Тема 1.5 Кадры организации и производительность труда
Содержание
10
1
Состав и структура кадров. Производительность труда Состав и структура кадров организации. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчёта.
Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени. Нормирование труда. Методы нормирования труда. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда. Основные показатели производительности труда.
2
2
2
Производительность труда и методы ее измерения
2
2
3
Дисциплинарные процедуры в организации: правила и принципы разработки должностных обязанностей, графиков работы и табеля учета рабочего времени. Нормативно- правовые документы, регулирующие личную ответственность бригадира
2
2
4
Порядок оформления табеля учета рабочего времени, формы документов, порядок их заполнения
2
2
Практические занятия:
4
1
Практическое занятие №6. Ведение табеля учета рабочего времени работников
4
Тема 1.6 Формы и системы оплаты труда
Содержание
4
1
Формы и системы оплаты труда. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки.
2
2
2
Методики расчета заработной платы
2
2
Практические занятия:
4
1
Практическое занятие №7. Расчет заработной платы различных категорий работающих
4
Тема 1.7 Издержки производства и реализации продукции
Содержание
4
1
Калькуляция себестоимости и ее значение. Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам. Структура издержек производства и пути снижения затрат.
2
Смета затрат и методика её составления. Калькуляция себестоимости и её значение. Методы калькулирования. Значение себестоимости и пути её оптимизации. Основные пути снижения себестоимости продукции
Практические занятия:
4
2
Практическое занятие №8. Составление калькуляции себестоимости продукции
4
Тема 1.8 Ценообразование
Содержание
2
1
Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цены. Этапы процесса ценообразования.
2
2
Тема 1.9 Прибыль
и рентабельность
Содержание
4
1
Прибыль и рентабельность. Прибыль организации – основная цель деятельности организации. Сущность прибыли, её источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение и использование прибыли.
2
2
2
Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. Методика расчёта уровня рентабельности продукции производства.
2
2
Практические занятия:
12
1
Практическое занятие №9. Расчет всех видов прибыли предприятия
4
3
Практическое занятие №10. Расчет показателей рентабельности
4
4
Практическое занятие №11. Расчет экономических показателей структурного подразделения организации
4
Тема 1.10 Финансы организации (предприятия)
Содержание
2
1
Понятие финансов, их сущность и значение. Понятие финансов организации, их значение и сущность. Функции финансов организации. Принципы организации финансов. Группы финансовых отношений организации. Финансовый механизм. Финансовые методы. Финансовые ресурсы организации, их структура. Формирование финансовых ресурсов. Собственные и заёмные финансовые источники. Использование финансовых ресурсов организации.
Тема 1.11 Планирование деятельности организации (предприятия)
Содержание
4
1
Планирование деятельности организации (предприятия). Составные элементы и методы внутрифирменного планирования. Этапы планирования. Выработка общих целей организации, детализация и конкретизация целей для определённого этапа развития, определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей. Классификация планов по признакам. Основные принципы планирования. Методологические основы планирования. Показатели плана. Основы планирования деятельности организации
2
2
2
Бизнес – план организации (предприятия). Бизнес – план – основная форма внутрифирменного планирования. Типы бизнес – планов. Структура бизнес – плана: характеристика продукции или услуг; оценка рынка сбыта; анализ конкуренции; стратегия маркетинга. План производства. Организационно – правовой план. Финансовый план. Оценка рисков и страхование. Стратегия финансирования. Систему планов, их структуру и основные показатели
2
2
Практические занятия:
4
1
Практическое занятие №12. Составление бизнес – плана: резюме, описание продукта или услуги, анализ рынка сбыта, оценка конкурентов, стратегия и тактика маркетинга
4
Тема 1.12 Основные показатели деятельности организации
Содержание
4
1
Показатели по производству продукции. Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Технико – экономические показатели использования оборудования.
Показатели технического развития и организации производства, их расчёт.
Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчёта.
2
2
2
Методика расчета экономических показателей
2
2
Практические занятия:
8
1
Практическое занятие №13. Разработка оценочных заданий и нормативно-технологической документации
4
2
Практическое занятие №14. Оформление документации на различные операции с сырьем, полуфабрикатами и готовой продукцией
4
Зачетное занятие
1
Самостоятельная работа
50
Аудиторная самостоятельная работа. Систематическая проработка конспекта занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
50
Внеаудиторная самостоятельная работа. Ознакомится с Гражданским Кодексом РФ ч.1 ст. 130, 131. Заполнить таблицу «Классификация предприятий (фирм) по формам предпринимательской деятельности и ответственности по обязательствам». Подготовить сообщение на тему: «Акционерные общества», «Консорциумы», «Холдинги», «Синдикаты». Решение задач по индивидуальным вариантам по теме «Расчет длительности производственного цикла». Составление блок-схемы «Производственный цикл». Решение задач по индивидуальным вариантам по теме «Определение стоимости основных средств, амортизационных отчислений». Решение задач по теме «Показателей использования оборотного капитала, показателей производительности труда». Решение задач по теме «Методы расчета капитальных вложений». Ознакомится с Единым тарифно-квалификационным справочником». Письменный ответ на вопрос по индивидуальным вариантам. Решение задач по теме: «Расчет заработной платы различных категорий работников. Расчет фонда оплаты труда». Решение задач по индивидуальным вариантам по теме: «Составление калькуляции и сметы затрат».
Подготовить доклад по теме: «Экономическое содержание цены и основные виды цен».
Ознакомиться с Антимонопольным законодательством и законспектировать основные положения.
Решение задач по индивидуальным вариантам по теме: «Расчет прибыли и рентабельности продукции». Подготовить доклады по теме: «Внешнеэкономическая деятельность», «Предпринимательство», «Международная валютная система», «Таможенная система», «Лизинг и инжиниринг».
Примерная тематика курсовых работ по модулю:
Организация работы структурного подразделения ресторана класса «люкс» (холодный цех).
Организация работы структурного подразделения ресторана класса «люкс» (горячий цех).
Организация работы структурного подразделения ресторана высшего класса (холодный цех).
Организация работы структурного подразделения ресторана высшего класса (горячий цех).
Организация работы структурного подразделения ресторана первого класса (холодный цех).
Организация работы структурного подразделения ресторана первого класса (горячий цех).
Организация работы структурного подразделения ресторана первого класса при аэровокзале.
Организация работы структурного подразделения ресторана при вокзале.
Организация работы структурного подразделения ресторана класса «Люкс», реализующего «бизнес-ланч».
Организация работы структурного подразделения ресторана класса «Люкс» при гостинице, завтрак – шведская линия.
Организация работы структурного подразделения кафе.
Организация работы структурного подразделения детского кафе.
Организация работы структурного подразделения молодежного кафе.
Организация работы структурного подразделения кофе-кофейни.
Организация работы структурного подразделения кафе кондитерской.
Организация работы структурного подразделения кофе-мороженое.
Организация работы структурного подразделения гриль -бара.
Организация работы структурного подразделения фито -бара.
Организация работы структурного подразделения специализированной закусочно-шашлычной.
Организация работы структурного подразделения специализированной закусочно-блинной.
Организация работы структурного подразделения закусочной общего типа.
Организация работы структурного подразделения общедоступной столовой.
Организация работы структурного подразделения диетической столовой.
10
Организация работы структурного подразделения диетической столовой.
Организация работы структурного подразделения столовой при офисе.
Организация работы структурного подразделения столовой при промышленном предприятии (меню со свободным выбором блюд).
Организация работы структурного подразделения столовой при промышленном предприятии, реализующей комплексные обеды (два варианта).
Организация работы структурного подразделения столовой при ВУЗе (столовая для студентов и обслуживающего персонала питания по абонементам).
Организация работы структурного подразделения столовой при ВУЗе, профессорско-преподавательский зал.
Организация работы структурного подразделения столовой при колледже.
Организация работы структурного подразделения домовой кухни.
Раздел 2. Управление структурным подразделением
32
Тема 2.1 Цели и задачи
управления организациями различных
организационно-правовых форм
Содержание
24
1
Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.
2
2
2
Принципы и виды планирования работы команды
2
2
3
Внутренняя и внешняя среда организации. Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.
Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.
Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.
2
2
4
Основные приемы организации работы исполнителей.
2
2
5
Стратегический менеджмент. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегий, управление реализацией стратегий, оценка стратегий. Принципы делового общения в коллективе
2
2
6
Система мотивации труда. Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой.
Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования.
2
2
7
Способы и показатели оценки качества выполняемых работ членами бригады команды
2
2
8
Управление конфликтами. Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами.