Урок по теме Соли азотной кислоты
Тема урока: Соли азотной кислоты.
Цель урока: изучить состав и свойства солей азотной кислоты, выяснить, где встречаются в природе и как используются человеком.
Задачи урока:
Образовательные - На примере нитратов показать типичность и индивидуальность свойств веществ. Рассмотреть их физические и химические свойства, показать их значение в народном хозяйстве и действие на организм человека. Развивающие - Развивать умения сравнивать, проводить эксперимент, анализировать его результаты. Закреплять навык составления химических формул и уравнений.
Воспитательные - Воспитывать культуру обращения с веществами. Мотивировать на осознанное восприятие информации химического содержания с целью сохранения здоровья.
Оборудование: приборы и материалы для выполнения опытов, коллекция азотных удобрений, электронная презентация, раздаточный материал для учащихся.
Тип урока: изучение нового материала. Метод – эвристический.
Форма учебного занятия: урок – исследование.
Ход урока:
Организационный момент (2 мин).
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение соединений азота. Перед началом урока я пожелаю вам хорошего настроения и творческих успехов.
2. Проверка домашнего задания (10 мин).
Деятельность учителя
Деятельность ученика
3. Мотивационный этап ( 3 мин).
У учителя в руках морковь и свекла.
Ребята, это можно употреблять в пищу?
А я скажу, не ешьте, отравитесь! Почему они могут быть опасны для вашей жизни?
А какой может быть яд в овощах?
Как вы думаете, что мы сегодня узнаем о нитратах? Учащиеся прогнозируют возможный план работы:
Определение нитратов.
Номенклатура.
Физические свойства.
Химические свойства.
Применение.
Итак, перед нами три проблемы:
Познакомиться со свойствами нитратов.
Выяснить значение нитратов.
Научиться использовать их, не причиняя вред своему здоровью.
Как вы думаете, какая проблема главная?
Да, только помыть или почистить, и сварить.
Наверное, там яд!
В них могут содержаться нитраты.
4. Этап усвоения знаний (15 мин)
Тема нашего урока – соли азотной кислоты. Как можно было бы записать эту тему одним словом?
Нитраты щелочных металлов, кальция и аммония имеют название селитры.
NaNO3 – чилийская селитра
KNO3 – индийская селитра
Ca(NO3)2 – норвежская селитра
Как вы считаете, почему их так назвали?
Учитель: Что означает само слово «селитра»? По латыни sal означает «соль», а nitrum – «щёлочь». Сразу вопрос: селитра бывает натриевая, калиевая, аммиачная, кальциевая и бариевая. Бывает ли медная селитра?
Изучение физических и химических свойств.
Для успешной реализации целей урока я предлагаю вам работу в группах.
1) изучение физического свойства солей
2) общие свойства солей
Специфические свойства солей.
Особое свойство нитратов узнаем через анализ стихотворения, текст которого находится на столе. Предлагаю закончить схему, которая представлена после текста стихотворения.
Даром времени, не тратя, Разберемся, как нитратыВ «печке» разлагаются.Что же получается?Щелочной металл – такой активный, Он командным тоном говорит:«Быть нитратом – это так противно, Из нитрата превращусь в нитрит!»А металлы из компании от магния до меди, Цинк, железо и другие их соседи – Осторожно и спокойно, без обид, Из нитрата извлекают свой оксид.На соседей меди справаОгонь влияет как облава,Разлагая тот нитратНа кислород и NО2.При этом есть такой накал, что выделяется металл.
NH4NO3= N2O( + 2H2O
NH4NO2= N2( + 2H2O
Демонстрация фильма.
Демонстрация опыта.
Затем выступают учащиеся с сообщениями.
Влияние нитратов на окружающую среду на организм человека.
Коллекция азотных удобрений.
Где применяются нитраты.
И так с одной стороны нитраты хорошо усваиваются растениями, способствуют их росту и развитию, с другой стороны человеку избыток нитратов опасен для жизни.
Нитраты.
Учащиеся составляют формулы.
Потому, что основные залежи минералов – именно в этих местах.
Сообщение учащегося: В прошлом веке довольно богатый источник связанного азота - нитрат натрия или натриевая селитра - находился в пограничной области Тарапака на границе трёх государств: Перу, Чили и Боливии. За обладание этим практически единственным в мире источником селитры развязалась в 1879 г. война между тремя государствами. Победила Чили, поэтому натриевую селитру называют ещё чилийской селитрой.
Нет, так медь не образует щелочь.
Выполнение лабораторного эксперимента.
Нитраты – твёрдые кристаллические вещества, растворимые в воде.
Взаимодействие с металлами, кислотами, солями, щелочами. Запишите уравнение диссоциации NaNO, Ba(NO)
Cu (NО3)2 +Zn ––> Ag NО3 + HCl ––> Cu (NО3)2 + NaOH ––> Ag NО3 + BaCl2 ––>
Проанализируйте стихи. О чем идет речь? Какое свойство нитратов описано в стихотворении? Закончите схему:
MeNO2 + O2
MeNO3 MeO+NO2(+ О2(
Me + NO2( + O2(
Записать уравнения реакций разложения:Ca(NO)Zn(NO)Hg(NO)
Азот основной питательный элемент, который влияет на рост вегетативных органов – стеблей и листьев. Азотные удобрения рекомендуются вносить поздней осенью или ранней весной, так как талые воды смывают половину удобрений. Важно соблюдать нормы и сроки внесения, вносить в несколько приёмов. Избыточное употребление азотных удобрений не только ведёт к аккумуляции нитратов в растениях, но и приводит к загрязнению окружающей среды. Один из признаков загрязнения водоёма - цветение воды, вызванное буйным размножением водорослей.Для самих растений нитраты безвредны, а для человека и животных опасны. Смертельная доза для человека 8–15 гр. Многие растения способны накапливать большое количество нитратов, например: капуста, кабачки, петрушка, укроп, свекла во время роста и развития стеблей и листьев Попадая в организм человека, часть нитратов всасывается в желудочно-кишечном тракте в неизмененном виде, а другая часть может превращаться в ядовитые нитриты, аммиак. Признаки небольшого отравления – слабость, головокружение, тошнота. Первая помощь при отравлении нитратами – обильное промывание желудка, приём активированного угля. Для уменьшения вредного влияния нитратов нужно употреблять витамин С: ввести в рацион питания чёрную и красную смородину, другие ягоды и фрукты. И, конечно же, зелёный чай.
Нитрат серебра (ляпис) применяют как противомикробное средство для лечения кожных язв. На легкости выделения нитратами кислорода основано их применение в пиротехнике (в том числе в фейерверках). Из аммонийной селитры изготавливают взрывчатые смеси – аммоналы, применяемые при взрывных работах.
Предложите варианты решения в сложившейся проблемной ситуации.Возможные варианты ответов:1. избегание растительной продукции.2. отказ от азотных удобрений.3. информированность о растениях – накопителях нитратов.4. знание правил безопасности при использовании растительной продукции..
5. Этап первичного закрепления (10 мин).
Для того чтобы определить степень усвоения новых знаний я предлагаю поработать с тестами.
Учащиеся работают с тестами.
6. Итоги урока (3 мин).
Подведём итоги урока. Что вы узнали о нитратах?
Решили ли мы поставленные проблемы?
1. У нитратов есть общие свойства и особенные.
2. У нитратов есть положительное и отрицательное значение.
3. Необходимо соблюдать правила безопасности при выращивании и употреблении растительной продукции.
7. Рефлексия (1 мин).
Наш урок подходит к концу. Я попрошу вас оценить нашу работу с вами на уроке.
В инструктивной карточке выбирают свой смайлик.
8. Дом. Задание ( 1 мин): п 25, творческое задание
Рекомендации по снижению количества нитратов в продуктах питания
Название растения
Рекомендации по применению
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Патиссон
Лучше срезать верхнюю часть, примыкающую к плодоножке
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Огурец
Очистить огурец от кожицы и отрезать хвостик
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Капуста
Снимать верхние кроющие листья и выбрасывать кочерыжку
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Кабачки
Срезать кожицу
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Свёкла
Отрезать верхнюю и нижнюю часть корнеплода
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Картофель
Очищенный картофель залить на сутки 1%-ным раствором поваренной соли или аскорбиновой кислоты
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Морковь
Отрезать верхнюю и нижнюю часть корнеплода
Чтобы избежать образования нитритов, необходимо закладывать на хранение чистые сухие овощи без механических повреждений. На чистых овощах мало микроорганизмов, сухость ограничивает их перемещение, а отсутствие повреждений затрудняет получение ими питательных веществ.
Перед употреблением высоко нитратной пищи (капусты, огурцов, колбасы) можно принять аскорбиновую кислоту или выпить фруктовый сок, что предотвращает отравления нитратами.
Как выбрать малонитратные овощи? Они отличаются, прежде всего, размером: минимальное содержание нитратов чаще бывает в овощах среднего размера. Большинство мелких плодов – преимущественно молодые растения, для которых характерен избыток нитратов, как запас на будущее. Необычно крупные плоды – часто результат избыточного питания, в том числе и азотного.
до Mg
Mg-Cu
правее Cu