Работа над проектом Местное самоуправление в Российской Федерации (на примере г. Комсомольска на Амуре)
Министерство образования Хабаровского края
Работа над проектом
Местное самоуправление в
Российской Федерации
(на примере г.Комсомольска-на-Амуре)
Е.С. Марченко,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 36, ВКК,
г. Комсомольска-на-Амуре.
Комсомольск-на-Амуре
2014 год
Общепризнано, что современного человека должен отличать новый тип функциональной грамотности, характерными чертами которого являются ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптированность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам. Формирование этих социально значимых качеств призвана осуществить профильная система образования, в которой одним из ведущих методов обучения является метод проектов.
Метод проектов (с греческого – «исследование») – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Он возник в начале XX века в США. Одновременно идеей проектного обучения возникли в России. Его теоретическое обоснование связано с именами американского философа и педагога Джона Дьюи, педагогов У. Х. Килпатрика и Э.Коллингса, русского педагога С.Т. Шацкого, советских педагогов В.Н. Шульгина, М.В. Крупениной, Б.В. Игнатьева. Одностороннее увлечение проектами в советской школе привело к отрицанию усвоения знаний по учебным предметам, в целом к снижению общеобразовательной подготовки учащихся, что послужило основанием для запрета использования метода проектов в 1931 году.
В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться в конце ХХ века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом системы образования, но суть остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем ввиду именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Как данные подходы реализуются в рамках школьного курса обществознание, предлагаю вам рассмотреть на основе созданного проекта «Местное самоуправление в Российской Федерации (на примере
г. Комсомольска - на-Амуре)».
Выбор темы определялся следующими обстоятельствами:
на уроках обществознания, учащиеся получают достаточно полные знания по структуре и деятельности органов государственной власти РФ, что нельзя сказать о местном самоуправлении.
Учащиеся с самого начала работы над проектом понимали, что конечный продукт их деятельности может представлять интерес не только сегодня, но и в будущем. Большинство из них проживают и будут жить в этом городе. А для этого нужно знать свой город, его управление, в органах которого в будущем они могут принять участие.
На сентябрь 2014 года были назначены выборы в органы местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре. Развернулась предвыборная кампания, сопровождаемая выходом обширной информации, которую можно было использовать в создании проекта.
Выбор темы определил цель и задачи исследования.
Цель: создать у учащихся целостный образ о структуре и деятельности органов местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре.
Задачи:
1. Формирование у учащихся целостного знания о местном самоуправлении через изучение Конституции РФ, Избирательного Кодекса Хабаровского края, Устава г. Комсомольска-на-Амуре. Повышение мотивации учащихся к получению дополнительных знаний о разнообразии видов человеческой деятельности.
2. Воспитание у школьников значимых общечеловеческих ценностей: социальное партнерство; толерантность; диалог; коммуникативность; гражданственность.
3. Развитие исследовательских, творческих способностей личности:
к самоопределению и целеполаганию; самостоятельному конструированию своих знаний; позитивному взаимодействию; ориентироваться в информационном пространстве (отбирать информацию из разных источников); работать с различными типами текстов; представлять результаты своей работы; навыки анализа и рефлексии
Этапы проектной деятельности:
Организационно-подготовительный.
Поисковый.
Итоговый.
Все этапы проектной деятельности предусматривают совместную деятельность учащихся и учителя – руководителя проекта. Поэтому четко определяем их деятельность.
Организационно-подготовительный этап.
На установочном занятии учитель дает информационное сообщение о цели и задачах проектной деятельности, осуществляет формирование мотивации учащихся, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору и определению проблемы (темы проекта), помощь в подборе материалов.
Деятельность учащихся:
Выбор, определение темы, цели, задач проекта.
Разработка плана реализации.
Формирование микрогрупп.
Содержание работы микрогрупп:
Изучает Конституцию РФ, главу «Местное самоуправление»;
Изучает избирательное право на основе Конституции РФ, Избирательного кодекса Хабаровского края;
Изучает проблему основания города, его статус, административное деление на основе Устава города;
Собирает и оформляет материал об эмблеме и дне города;
Изучает понятие и принципы, функции городского самоуправления (Устав города);
Изучает структуру городского самоуправления;
Знакомится с участием населения города в осуществлении местного самоуправления;
Собирает, анализирует информацию о предвыборной кампании на основе материалов СМИ, деятельности избирательной комиссии, избирательного участка, расположенного в школе.
В ходе начавшегося исследования определяются возможные варианты решения проблемы.
Выдвигается гипотеза: исследование документов позволит узнать и изучить структуру органов МСУ в г. Комсомольске-на-Амуре?
Проверка гипотезы осуществляется в ходе исследования.
Поисковый этап.
Деятельность учащихся: собирают, анализируют и систематизируют информацию, обсуждают её в микрогруппах, выдвигают и проверяют гипотезы.
Деятельность учителя: регулярно консультирует учащихся по содержанию проекта, организует встречу с председателем избирательной комиссии, проводит уроки по теме: «Избирательное право».
Учащиеся: совершают экскурсию на избирательный участок, посещают библиотеку, изучают документы и законы, читают местные газеты, ведут просмотр телепередач ДВГТРК «Комсомольск».
Учитель: оказывает помощь в систематизации и обобщении материалов, отслеживает деятельность участников проекта, оценивает промежуточные и конечные результаты.
Итоговый этап.
Оформление пакета документов по проекту: Конституция РФ,
Избирательный Кодекс Хабаровского края, Устав муниципального образования г. Комсомольска-на-Амуре,
Оформление информационных стендов: Кандидаты на пост Главы города, Кандидаты в депутаты Городской Думы.
Схемы: структура органов местного самоуправления города, проявление гражданской активности населения.
Презентация и защита проекта осуществляется в форме круглого стола в присутствии учащихся 8-10 классов, классных руководителей, администрации школы, родителей.
Учитель выступает в качестве эксперта по защите проекта, анализирует работу, оценивает деятельность участников проекта.
Итоговый продукт: Модель органов местного самоуправления
г. Комсомольска-на-Амуре.
Учащиеся узнали об участии населения города в осуществлении МСУ:
Высшая форма участия – Референдум
Участие в работе домовых, уличных, квартальных Советов, Советов микрорайонов, в деятельности которых они могут принять участие в будущем, а сегодня внести вклад в выполнение их решений, многие из которых касаются проблем общественного порядка и благоустройства.
Жизнь человека- это движение по пути познания. Каждый из нас изначально, по своей природе, исследователь. Мы можем эту способность подавить, а можем развить, освоив наработанные способы организации исследования, ведущим из которых является метод проектов.
И как важно, в условиях современного мира не сужать мировоззрение наших воспитанников, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.
Литература
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998;
2. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся//Истории и обществознание в школе. - 2012, №9;
3. Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме: «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» //Практика административной работы в школе. – 2002, №1;
4. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников при изучении обществознания//История и обществознание в школе. - 2012, №9;
Глава города –
Глава муниципального образования
Городская Дума - Представительный орган муниципального образования
г. Комсомольска-на-Амуре
мА
Администрация города –
Исполнительно – распорядительный орган.
15