Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО в МОУ СОШ № 37 г.Комсомольска-на-Амуре


Организация внеурочной деятельности в рамках реализации
ФГОС ООО в МОУ СОШ № 37 г.Комсомольска-на-Амуре

Н.Л.Тюрина, заместитель директора по УВР
МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска-на-Амуре
Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Главная миссия внеурочной деятельности отнюдь не компенсация недостатков работы основного общего образования с отстающими или одарёнными детьми, а тесное содружество и взаимодействие общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целях осуществления взаимных интересов и достижения единого, конкретного, образовательного результата.
С 1 сентября 2012 года нашей школе присвоен статус пилотной (апробационной) площадки по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (основание: распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 02.08.2012. №1785 «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в пилотных (апробационных) площадках общеобразовательных учреждений Хабаровского края»).
В МОУ СОШ №37 обучается 798 учащийся, из них 77 ребят это учащиеся 5-х классов, работают 50 педагогов, которые все прошли курсовую переподготовку по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта.
В школе есть физкультурные, спортивные площадки, необходимое оборудование, отвечающие установленным техническим, санитарно – гигиеническим требованиям и нормам спортивные сооружения (3 спортивных зала со снарядами, душевыми, раздевалками для мальчиков и девочек; бассейн; тренажерный зал с современным оборудованием и др.). Для успешной работы педагогов и развития ребят, в учреждении созданы специальные кабинеты изобразительного искусства, театра, кабинет хорового пения, хореографический класс. Школа располагает актовым залом на180 посадочных мест, столовой на 180 мест. В учреждении оборудована столярная, слесарная мастерские и швейная мастерская, полностью оснащенные современным технологическим оборудованием.
Опыт внеклассной работы в нашем учреждении достаточно велик. Педагогов всегда заботило то, какие наиболее эффективные формы воспитательной работы и дополнительного образования использовать, чтоб сделать жизнь школьников более интересной, насыщенной и комфортной? Как улучшить здоровье ребят, разнообразить досуг, удовлетворить их потребности в освоении внешкольного образования?
Прошедшие два учебных года в рамках пилотной площадки по введению ФГОС НОО отчетливо показали, что единой модели реализации внеурочной деятельности для всех ОУ быть не может, т.к. условия в муниципальных образованиях разные. Каждое образовательное учреждение прописывает программу внеурочной деятельности отдельно, поскольку внеурочная деятельность введена ещё и для того, чтобы усилить эффект достижения результатов освоения основной образовательной программы и, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.
При организации внеурочной деятельности в 5-х классах условно мы выделили три этапа:
1. Проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей учащихся 5-х классов, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении;
2. Организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;
3. Аналитический, в ходе, которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.
На первом этапе усилия администрации и педагогов были направлены сначала на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься.
С этой целью использовали методы опроса (беседа, анкетирование), игровые методики, выполнение творческих заданий, проводимые классными руководителями. Полученная информация была необходима для составления индивидуальных маршрутов участия детей во внеурочной деятельности. Кроме детей проводились беседы и анкетирование родителей:
Анкета для родителей
1. Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время?
2. Посещает ли Ваш ребенок кружок, клуб, секцию, студию.
Если Вами выбран ответ «да», то напишите название кружка, клуба, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия
3. Как Вы относитесь к интересам и увлечениям Вашего ребенка
4. Чем увлекаются члены Вашей семьи
5. Какое направление дополнительного образования детей Вы хотите рекомендовать своему ребенку?
Количественный анализ результатов анкетирования позволил выявить наиболее популярные и редкие интересы и увлечения детей. На основе полученных данных составили карту интересов и увлечений учащихся. Особое внимание уделили ответам родителей на пятый вопрос, которые в своей совокупности можно рассматривать в качестве социального заказа родителей учебному заведению. Их мы учитывали при проектировании системы внеурочной деятельности школьников.
Исходя из этого, в школе были намечены и проведены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности. Первым шагом на этом пути стало изучение документов: документы Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Хабаровского края и др. В соответствии с этими документами был издан приказ по школе «О введении ФГОС ООО», согласно которому была создана рабочая группа и разработано Положение о рабочей группе; составлен и утвержден план- график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО; разработана структура управления ФГОС, программа внеурочной деятельности школы.
Следующим шагом явилось разработка педагогами школы рабочих программ курсов внеурочной деятельности для 5-х классов согласно запросам родителей, обучающихся и возможностям образовательного учреждения.
Все программы курсов были разработаны на основе мини-курсов, которые проводились ранее для реализации воспитательной программы школы «Воспитание человека», в основу которой положена концепция В.А.Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой.
Занятия внеурочной деятельности для пятиклассников представлены следующими направлениями, в каждом направлении определено количество часов и представлена вариативность видов деятельности.
Направления и наименования внеурочной деятельности в 5-х классах Количество часов
5а 5б 5в
Спортивно-оздоровительное:
ЛФК
Футбол
легкая атлетика, лыжи 1 1 2
Общекультурное:
«Театр»«Хореография»«Квиллинг»2 1
1 1
Общеинтеллектуальное:
«Говорим по-немецки»
«Говорим по- французски»
«Русская словесность»
«Юнкоры»«Наглядная геометрия» 1
1
1 1
1
1 1
1
1
Духовно-нравственное:
«Человек в едином мире»
«Патриоты»1
1 1
1 1
1
Социальное:
«Моя малая Родина»«Секреты мастеров» 1
1 1
1 1
1
ИТОГО 10 10 10
На втором этапе организации внеурочной деятельности все действия были направлены на реализацию разработанного проекта. Их успешность во многом зависела от ресурсного обеспечения.
Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение реализации проекта. Субъектами внеурочной деятельности стали как классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, так и привлеченные специалисты учреждений дополнительного образования детей округа и города.
Кадровое обеспечение внеурочной деятельности 5-х классов
на 2015-2016 учебный год
Направление деятельности Программное содержание Руководитель
Спортивно- оздоровительное ЛФК Заец Н.И., учитель физкультуры
Футбол Панфилов В.И., тренер-педагог ДЮСШ
Легкая атлетика Попов С.В., тренер-педагог ДЮСШ
Лыжи Рудыко В.Г., учитель физкультуры
Духовно-нравственное ПатриотыКузьмина И.В., учитель ОБЖ
Человек в едином мире Лунева Е.Г., учитель истории
Общекультурное ТеатрПопельнюк М.А., педагог дополнительного образования
ХореографияМартова Е.А., учитель хореографии
КвиллингПереводчикова Н.А., педагог дополнительного образования Дома детского творчества
ОбщеинтеллектуальноеГоворим по-немецки Говорим по-французски Дебеляк Е.А., учитель иностранного языка
Русская словесность Занина С.В., учитель русского языка и литературы
Наглядная геометрияЕвсеева Л.А., учитель математики
ЮнкорыПерегоедова Т.В., библиотекарь
Социальное HYPERLINK "Программы/Рабочая%20программа%20Трухина.doc" Моя малая Родина
Трухина О.В., заместитель директора по ВР
Секреты мастеров Серенко Е.Г., учитель технологии
Только благодаря интеграции кадровых ресурсов возможно проведение интересной и полезной внеурочной деятельности, удовлетворение потребностей школьников и запросов их родителей.
В этом году потребовалось появление нового элемента организационно-управленческого ресурса – введение должности педагога-организатора внеурочной деятельности, основной обязанностью которого стала координация индивидуальных и коллективных траекторий участия школьников во внеучебных занятиях. Если учащиеся 1-2, 3 классов занимаются уже по привычной схеме, то организация внеурочной деятельности 5-х классов требовала переосмысления, т.к. они не прошли первую ступень «Пробу» нашей образовательной модели «Ступени успеха» и им сразу предстояло сделать «Выбор». Для этого были предприняты следующие шаги.
Первый шаг: проведение общешкольного родительского собрания в параллели 5-ых классов, цель которого была познакомить родителей с программой ФГОС и в частности с внеурочной деятельностью, провести анкетирование и решить организационные вопросы. Данные обрабатываются, моделируется учебный план. Стоит отметить, что без специально организованной просветительской работы около половины родителей не могут адекватно определить, какие программы необходимы их детям.
Второй шаг: проведение «Дня внеурочной деятельности», где проходила презентация кружков для учащихся 5-ых классов. Ребята определились в выборе и совместно с родителями заполнили индивидуальные маршрутные листы.
Индивидуальный маршрутный лист.
Ф.И.________________________________
Класс_______________________________
№ Название курса часы выбор Мотивация выбора программ по направлениям
1 ЛФК 1ч Сохранение и укрепление здоровья детей, преодоление перегрузки
2 Футбол 1ч 3 легкая атлетика 1ч 4 лыжи 1ч 5 Театр 1ч Развитие личности учащихся, удовлетворение потребностей семьи
6 Хореография 1ч 7 Квиллинг2ч 8 Говорим по-немецки 1ч Ранняя профилизация, создание условий для непрерывного образования
9 Говорим по- французски1ч 10 Русская словесность 1ч 11 Юнкоры1ч 12 Наглядная геометрия 1ч Осуществление связи с семьями и социумом, формирование традиций
13 Человек в едином мире 1ч 14 Патриоты 1ч 15 Моя малая Родина1ч Адаптация учащихся в социуме, накопление социального опыта, формирование общественного сознания
16 Секреты мастеров 1ч Общее кол-во часов (до 10ч.)/_________________
Роспись родителей_______________________
Дата___________________________________
Третий шаг: обобщили информацию по всей параллели, сделали выборку по курсам внеурочной деятельности и составили списки учащихся.
На третьем этапе приоритетную роль играют действия оценочно-аналитического характера. Предметом анализа и оценки стали следующие аспекты:
включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;
ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
Для осуществления более глубокого и детального анализа включенности учащихся во внеурочную деятельность необходимо обладать достаточной и систематизированной информацией об участии школьников в деятельности во внеурочное время. Как получить такую информацию? Надо определить порядок сбора, обработки и хранения нужных сведений.
Для сбора информации в нашей школе уже третий год мы используем специальный бланк об участии детей во внеурочной деятельности, который заполняется классным руководителем один раз в полугодие.
Индивидуальная карта обучающегося во внеурочной деятельности
ФИ____________________________класс 2015-2016 учебный год
Направления внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Объем, чшкола Другое учреждение Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное ОбщеинтеллектуальноеОбщекультурное Социальное Итого(общая недельная нагрузка) В том числе Другие учреждения В школе Корректно заполненная таблица позволяет классному руководителю систематизировать сведения о занятости учащихся во внеурочное время, о наиболее популярных для школьников видах внеурочной деятельности. Составленные классными руководителями таблицы передаются заместителю директора по УВР для обобщения и анализа сведений в общешкольном масштабе.
Общая карта занятости обущающихся _____класса во внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год
ФИ учащихся Направления внеурочной деятельности общий объем В том числе
спортивно-оздоровительное духовно-нравственное общекультурное общеинтеллектуальноесоциальное школа Др.учрежденияВсего часов В среднем Достаточная квалифицированная подготовка педагогических работников МОУСОШ №37, оснащенность образовательного процесса современным оборудованием позволили создать в нашей школе условия для реализации Основной образовательной программы основного общего образования, что в дальнейшем поможет выйти на качественно новый результат образования.