Мастер-класс «Кейс-технология как средство формирования навыков смыслового чтения»


Ковалёва Ольга Германовна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 14»
Г. СоликамскМастер-класс «Кейс-технология как средство формирования навыков смыслового чтения»
Цель: развитие у педагогов профессиональных компетенций в области использования кейс-технологии.
Задачи:
- ознакомление педагогов с методом кейс-стади;
- овладение педагогами методом кейс-стади, через практическую деятельность;
- подготовка педагогов к методически грамотному применению кейс-стади в учебно-воспитательном процессе.
Ход мастер-класс
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Посмотрите на слайд и попробуйте определить тему мастер-класса.

Тема мастер-класса: «Кейс-технология как средство формирования навыков смыслового чтения»
Предлагаю вам начать с народной мудрости:
«Чтобы обрести знание, каждый день что-нибудь добавляй; чтобы обрести мудрость, каждый день от чего-нибудь избавляйся». (японская мудрость)
Подумайте, что бы вы хотели сегодня приобрести на мастер-классе, запишите это на розовом кейсе. А от чего хотите избавиться, запишите на чёрном кейсе и разорвите.

- Я тоже поставила перед собой цели, которых постараюсь достигнуть, избавляясь от волнения.
- Результаты диагностики формирования смыслового чтения у моих учащихся заставили меня задуматься и искать пути и средства формирования данного навыка. Я постоянно осваиваю новые педагогические технологии, применяю их в своей практике. Кейс-технология заинтересовала меня. Так как - это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное её предназначение – развивать способность выявлять проблемы, находить их решение, учиться работать с информацией.
Кейс – это единый информационный комплекс, состоящий, как правило, из трех частей:
вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;
описание конкретной ситуации;
задания к кейсу.
Эта технология подразумевает 7 этапов.
Этапы:
1 шаг: сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: проблема переформулируется в цель.
4 шаг: причины становятся задачами.
5 шаг: для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия
7 шаг: для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи. (Слайд 9)
- Давайте рассмотрим данные этапы, выполняя практические задания кейса, разработанного мной по теме «Как правильно питаться». Данную тему можно рассматривать на уроке окружающего мира или во внеурочное время.
Работа проводится в группах. Первое задание кейса индивидуальное.
Индивидуальное задание: Прочитай текст и определи, какая проблема возникла у ребёнка, определи её причины.
Лёня – ученик 3 класса. Мальчику уже третий год дают карманные деньги. Все деньги Лёня тратит на жевательные резинки, чипсы, газировку. Больше всего мальчик любит ходить в Макдоналдс. Там он покупает гамбургер, картофель-фри, чизбургер. В школе мальчик не питается с классом, потому что суп и каши он не ест. На переменах он покупает булочки и съедает их быстро и всухомятку, так как в буфете очередь. К сожалению, с каждым годом мальчик учится всё хуже. У него часто болит голова, ему трудно сосредоточится на уроках, он быстро устаёт.
Проблема:___________________________________________________
Причины:
__________________________________________________________________
1 шаг: сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
Проблема: неправильное питание
Причины:
1. Не знает состав пищи.
2. Не знает правил питания.
3. Не знает какие продукты вредные, а какие полезные.
3 шаг: проблема переформулируется в цель.
4 шаг: причины становятся задачами.
Цель: узнать, как правильно питаться.
Задачи:
Узнать состав пищи.
Изучить правила питания.
Выяснить какая еда является вредной, какая полезной.
5 шаг: для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия.
Задание 1 группе
Изучите текст «Рациональное питание», сделайте буклет на эту тему (используя картинки и шаблон буклета)
Рациональное питание
В процессе жизни человек постоянно совершает работу. Для этой работы нужен строительный материал, который можно получить только в результате питания. Очень важно обеспечить поступление в организм необходимых пищевых веществ в оптимальном количестве и в нужное время. Рациональное питание – это соблюдение трёх основных принципов: 1. Баланс энергии (равновесие между энергией, поступающей из пищи, и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности). 2. Баланс веществ (употребление пищевых веществ: белков, жиров и углеводов в определённых соотношениях, 1:1:4). 3. Режим питания (определённое время приёма пищи и определённое количество пищи при каждом приёме). Первое правило режима питания – регулярность. У человека должна быть выработана привычка есть в определённое время суток, это имеет большое значение для перевариванию пищи. Второе правило режима питания – его дробность в течение суток. Одно- или двухразовое питание нецелесообразно и опасно для здоровья. Ребёнку рекомендуется четырёхразовое питание, а именно: завтрак, обед, полдник и ужин. Утро – начало дня, организму нужно запастись энергией надолго, и поэтому на долю завтрака приходится 25% суточного питания. На завтрак обязательно должна быть каша из геркулеса или гречка с молоком. Желательно, чтобы ребёнок съел пару ложек творога, размешанного с фруктами и орехами. Если творога нет, можно приготовить яйцо всмятку или омлет.
Во время обеда ребёнок должен получить 40 – 45 % суточного питания. Обед обязательно должен включать суп, желательно овощной. Желателен салат из свежих овощей. В качестве второго блюда – мясо или птица с овощным или крупяным гарниром. На сладкое – компот или сок. На долю полдника приходится 15 – 20 % суточного питания. В это время ребёнку лучше всего есть что – то творожное – сырники, ватрушки или сырную массу, а также фрукты. Можно побаловать ребёнка печеньем, пирожком или конфеткой. Самые полезные сладости – мармелад, лукум и халва. Вечерняя еда – ужин – даёт 15 – 20 % суточного питания. Желательно есть рыбные блюда, они очень легко усваиваются перед сном. На гарнир подойдёт картофель или рис. Можно вечером обойтись и без мясного – омлетом с овощным гарниром. Хорошо дополнить такой ужин салатом из свежих овощей. Лучший вечерний напиток – кефир.
Задание 2 группе
Прочитайте текст «Состав пищи», заполните таблицу
Состав пищи Для чего служат В каких продуктах содержатся
Белки Жиры Углеводы Витамин А Витамин В Витамин С Витамин D Состав пищи
Наша пища состоит из питательных веществ: белков, жиров и углеводов.Белок - служит основным «строительным материалом» для тела человека. Он нужен, чтобы мы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням. Белки - это пища для мозга. Белки содержатся в твороге, яйцах, мясе, рыбе, горохе.
Жиры - склад еды, топлива, одежды, строительный материал для мозга и нервной системы. Сливочное и растительное масло, маргарин, сметана - дарят нам жиры.
Углеводы являются третьим основным пищевым веществом. Это главный поставщик энергии для тела. Сахар, крахмал, хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты - дарят нам углеводы.
Витамины - греческое слово. В переводе оно означает " носители жизни". Если этих веществ в организме мало или нет совсем, люди заболевают.
Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу.
Витамин А – улучшает зрение. Он содержится в: яйце, молоке, твороге, моркови.Витамин В – заботиться о пищеварении. Он содержится в хлебе, гречке, мясе, картофеле.
Витамин С – повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Он содержится в: яблоке, шиповнике, апельсине, облепихе,
Витамин D – нужен для укрепления костей. Он содержится в: рыбьем жире, молоке, рыбе, желтке яиц.
Витамины необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их особенно много в овощах и фруктах.
Задание 4 группе. Прочитайте текст «Полезные и вредные продукты». Исправьте ошибки в таблице.
Полезные и вредные продукты
Неправильное отношение к еде приводит к укорачиванию жизни, развитию желудочно-кишечных заболеваний, проблем с сердечно-сосудистой системой, почками, способствует ожирению. Ученые доказали, что разница между самыми вредными и самыми полезными продуктами в том, что первые неизбежно приводят к привыканию. У человека возникает потребность в этих продуктах, он хочет их все больше и больше. К таким продуктам можно отнести: чипсы, сладкие газировки, колбасные изделия, майонез, конфеты и шоколад, фастфуд, пирожное и торты, маргарин, сахар. Надо исключить или стараться есть эти продукты очень редко.
Питаться надо разнообразно. На обед и ужин нужно есть нежирное мясо или птицу. Можно есть 2-3 раза в неделю картофель, крупы -одну порцию в день, макаронные изделия – 2 раза в неделю, фрукты, не более двух порций в день, 3-4 яйца в неделю, 3 чайные ложки мёда в день. Для растущего организма необходим кальций. Поэтому раз в день надо есть молоко и кисломолочные продукты, рыбу. Очень полезно есть овощи. Их можно употреблять в сыром и обработанном виде несколько раз в день.
Очень важно для человека правильно питаться.

Продукты, которые можно употреблять без ограничения
Продукты, которые следует употреблять в ограниченном количестве
Продукты, которые следует исключить или максимально ограничить
Капуста
Салат листовой
Зелень
Птица
Помидоры
Картофель
Чипсы
Перец
Крупы
Кабачки
Мёд
Свёкла
Фасоль стручковая
Шпинат
щавель Мясо
Огурцы
Рыба
Молоко и кисломолочные продукты
Макаронные изделия
Фрукты
Яйца
Майонез
Маргарин
Газировки
Колбасные
изделия
ФастфудМорковь
Сахар
Конфеты и шоколад
Пирожное и торты
Баклажаны
Соль
7 шаг: для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Группы представляют результаты своей работы.
- Мы разобрали сегодня лишь один из методов кейс-технологии, посмотрите на слайд и определите, какой это метод.
Методы кейс-технологии:
метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами, бумагами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой исторической, правовой, социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);
метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).
Это - кейс-стади.
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Рефлексия
- Предлагаю вам определить насколько этот метод применим для формирования смыслового чтения. Разместите кейсы, на которых вы написали, что вы хотели бы приобрести на мастер-классе на следующих картинках: Если вы считаете, что данный метод не подходит совсем отправьте его в мусорный бак, если вам надо ещё изучить этот метод дома, то прикрепите кейс к картинке с домашним кабинетом. Если вы готовы применять его, то разместите на картинке с классом. А может быть кто-то захотел рассказать об этом методе своим коллегам, тогда – на трибуну.
Картинки для рефлексии