Игровая технология как средство повышения познавательного интереса и совершенствования орфографической грамотности


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 12
Номинация: Творческий подход
Тема: Игровая технология как средство повышения познавательного интереса и совершенствования орфографической грамотности на уроках русского языка
Автор: учитель русского языка и литературы,
Халилова Асия Рафаиловна
Урай, 2017
Игровая технология как средство повышения познавательного интереса и совершенствования орфографической грамотности на уроках русского языка
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
На современном этапе развития образования особое внимание уделяется развитию творческой активности и познавательного интереса у школьников к предметам. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка был и остаётся одним из основных в процессе обучения. К технологиям, отвечающим данным требованиям, относится игровая технология. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Именно дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Целью обращения к игровым технологиям на уроках русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Задачи игровой технологии – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного материала.
Новизна. Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать больше интересных и разнообразных игр при изучении конкретных разделов лингвистики.
Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровой технологии на уроках русского языка в 5-6 классах.
Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр.
2. Показать возможную методику организации уроков с
использованием игровых технологий.
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Разумно и уместно используя приемы и методы игровой технологии наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.
Игры можно классифицировать по-разному. В своей работе я применяю и использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические. Такую классификацию предлагает Л.В. Петрановская.
При организации и проведении игр я придерживаюсь следующих требований:
правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, материал посилен для всех учащихся;
дидактический материал должен быть прост по изготовлению и использованию;
игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок;
подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.
При изучении орфографии в своей работе я использую такие игры, как «магический квадрат», «раскраски», «исправлялки», которые систематизированы по определенным орфограммам. В «раскрасках» необходимо вставить пропущенные буквы и закрасить соответствующим цветом. В «исправлялках» предлагается исправить допущенные ошибки. «Магический квадрат» известен как методика мгновенной проверки знаний по определенным орфограммам. Учащимся даются заранее подготовленные квадраты со списком слов, в которых пропущены орфограммы. Как только учащиеся закончат заполнять клеточки (предварительно нужно напомнить, что заполнять следует ряд за рядом, начиная сверху, слева направо), им нужно заштриховать, например, клеточки с буквой З (тема «Правописание парных согласных на конце приставок»). Собрав работы, вы увидите, кто и где ошибся (совпал ваш программируемый рисунок, узор или не совпал с тем, что предложил в качестве ответа ученик). Работу такую можно проводить и чаще, ребятам нравится, но советую придумывать несимметричные узоры, чтобы не было искушения «домыслить» ответ. Клеточки нужно нумеровать. Это очень полезно при анализе ошибок.
Описанная методика легла в основу интерактивной презентации. Принцип, как вы понимаете, один и тот же. Я использовала триггеры, чтобы ученик мог справиться с задачей выбора и тут же увидеть результат.
Эту презентацию можно усовершенствовать, создав слайды с правилами-консультантами. Все зависит от того, какую задачу желает решить учитель, использующий данный ресурс.
Таким образом, можно сделать вывод, что включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Также игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
-успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
-развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
-сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
Приложение
Раскраски по орфограмме «И-Ы после ц в именах существительных»

«Исправлялки» по орфограмме «Правописание непроизносимых согласных в корне
слова»
«Магический квадрат» по орфограмме «О-Е/Ё после шипящих и Ц в именах существительных»
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
Подумайте, какую букву необходимо вставить на месте пропуска. Запишите букву в соответствующую клеточку. Закрасьте клеточки, в которых вы написали е/ё.
Слова для работы:
1)ж..лтизна, 2)обж..ра, 3)зач..т, 4)ж..лудь, 5)дириж..р, 6)деш..визна, 7)ш..ссе,8)ж..нглёр, 9)ж..кей, 10) ш..пот, 11) ч..рточка, 12) ш..в, 13)капюш..н, 14)девч..нка, 15)беч..вка, 16)ч..лка, 17)шапч.нка, 18)ш..фёр, 19) ш..лк, 20) крыж..вник, 21) щ..тка, 22) чертеж..м, 23) расч..ска, 24) ж..рдочка, 25) реш..тка.
Использованная литература:
Вовк С.М. Универсальные учебные действия. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской. М.: Издательство «Экзамен», 2017
Занимательная стилистика. Авт-сост. И.Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. Москва, 1988 г.
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы/ авт-сост. В.Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2009
Материалы сайта 1 september.ru
Материалы сайта proshkolu.ru
Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.