Конспект для школьного психолога Составляющие психологического благополучия выступление на МО, пед.совете, родительском собрании
“...забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
В.А. Сухомлинский
Составляющие психологического благополучия
Описывая критерии психического здоровья, гуманистически- ориентированные исследователи главную роль отводят способности адекватного восприятия окружающей среды, осознанному совершению поступков, целеустремленности, работоспособности, активности, полноценности семейной жизни. Е.Р.Калитеевская (1997), развивая идеи Б.С.Братуся, предлагает такие базовые параметры личностной саморегуляции, определяющие сохранность психического здоровья, как свобода, ответственность и духовность. Одним из самых полных, по мнению многих исследователей, является перечень критериев психического здоровья, составленный Н.Д.Лакосиной и Г.К.Ушаковым (1976). В него входит множество признаков, начиная от адекватности восприятия и поведенческих реакций, критического подхода к обстоятельствам жизни, и заканчивая чувством ответственности за близких и самоутверждением в коллективе без ущерба для остальных его членов. Наиболее часто отмечаются такие черты, как интерес к окружающему миру, способность к установлению близких контактов с окружающими, альтруизм, направленность на общественно полезное дело, духовность, гармоничность, целостность личности, ориентация на саморазвитие.
За рубежом представители психологии здоровья трактуют это понятие как благополучие (well-being) в самом широком смысле. Благополучие - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот сложный продукт - результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития. Такая формулировка благополучия наиболее соответствует определению здоровья, зафиксированному в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (1948): «Здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия». Тогда вопрос заключается в определении понятия благополучия, которое рассматривалось в психологии в контексте изучения счастья, субъективного благополучия (Subjective Well- Being), удовлетворенности жизнью (Life Satisfaction) и качества жизни (Quality of Life).
К.Рифф (1995) решает вопрос: «Что значит быть благополучным с психологической точки зрения?» - на основании интеграции различных теорий, связанных с благополучием, предлагая обобщенную модель психологического благополучия, включающую шесть составляющих.
Ключевые измерения благополучия и их теоретические истоки:
позитивное отношение к себе и своей прошлой жизни (самопринятие - Self-Acceptance);
наличие целей и занятий, придающих жизни смысл (цели в жизни - Purpose in Life);
способность выполнять требования повседневной жизни (компетентность - Environmental Mastery);
чувство ^прекращающегося развития и самореализации (личностный рост - Personal Grouth);
отношения с другими, пронизанные заботой и доверием (позитивные отношения с другими - Positive Relations with Others);
способность следовать собственным убеждениям (автономность - Autonomy).
Профиль психологического благополучия меняется с возрастом. Два аспекта благополучия - позитивные отношения с другими и самопринятие - остаются постоянными в течение жизненного пути человека, другие же - изменяются. Например, компетентность и автономность с возрастом, особенно при переходе от молодости к среднему возрасту, проявляют тенденцию к увеличению. Значения по шкалам личностного роста и целей в жизни уменьшаются.
Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, регулирующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые извне нормы, но и на внутренние осознанные ориентиры.
Составляющими (компонентами) психологического здоровья мы считаем
S социальный, v'' эмоциональный,
S интеллектуальный аспекты развития личности.
Говоря о психологическом здоровье личности школьника, мы выделяем психическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, то есть, удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им ведущей деятельности возраста.
Психологическая служба участвует в сохранении психологического здоровья участников ОП, актуализации ресурсов самого процесса и личностных ресурсов его участников.
Актуализации ресурсов самого процесса и личностных ресурсов его участников осуществляется тремя путями:
Исследование условий, способствующих и препятствующих сохранению и укреплению психического здоровья:
ценностные ориентации;
уровень адаптации;
психологический климат;
личностные особенности;
Проектирование или коррекция условий:
общие и малые педсоветы;
семинары.
Практическая психологическая помощь:
индивидуальные консультации по личным и коммуникативным проблемам для детей и родителей;
индивидуальные консультации по личным и профессиональным проблемам для учителей и классных руководителей;
коррекционная деятельность (тренинги, групповые занятия);
спецкурсы.
Для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся 1- 5-х классов учителям рекомендуется:
чередовать на уроке виды речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение), чередовать устные и письменные виды деятельности;
учитывать каналы восприятия (визуальный, аудиоальный, кинестетический);
проявлять эмоциональное отношение к своему предмету и уроку;
опираться на наглядно-образное мышление детей, помнить, что логическое мышление находится в зачатке и не перегружать его;
способствовать тому, чтобы каждый ребенок посещал кружки и секции;
помочь раскрыться каждомуребенку во внеклассных
мероприятиях.
Состояние психологического здоровья определяется сформированностыо принципов здорового образа жизни, и теми социальными условиями, в которых живет ребенок. Если же ребенок живет в обстановкесемейногоразлада или находитсяв конфликтных
взаимоотношениях с одноклассниками, у него возникают нарушения поведения и эмоциональной сферы, создается угроза психологической безопасности личности. Состояние психологического здоровья ребенка напрямую связано с его стремлением к социальному благополучию.
Успешная учеба также является одним из значимых компонентов психологической комфортности ученика и во многом зависит от его учебной мотивации. Большинство учащихся учится из желания доставить радость родителям, получать хорошие оценки и одобрение учителя. Но, если ученик испытывает страх при любой проверке знаний, если он боится несоответствия ожиданиям окружающих, боится учителя, то вряд ли он будет успешен в учебной деятельности. Страх оценки, страх перед учителем неминуемо приведёт к снижению познавательного интереса, познавательной активности. Возникает тревожность. Часто тревога, напряжённость связаны с высокими родительскими требованиями в плане учебных достижений ребенка. Разрыв между притязаниями родителей и реальными достижениями ребенка в учебе, отсутствие одобрения обрекают школьника на постоянное ощущение неудовлетворенности, провоцируют негативные чувства. Сама ситуация перехода от одного учителя к другому,, в другой параллельный класс, в другую школу, уже провоцирует у ребенка чувство растерянности, тревожности. Чтобы ученик почувствовал себя психологически защищенным, и у него не возникло чувства беспомощности и страха перед неудачами, необходим эмоциональный контакт учителя и ученика. Нет другого пути передачи знаний и нравственных ценностей, кроме как через эмоциональный контакт, основанный на доверии и взаимопонимании. У школьников формируется представление о собственных способностях и возможностях, правах и обязанностях, достоинствах и недостатках, появляется стремление к сотрудничеству, самостоятельность в решении собственных проблем и школьных дел, развивается способность дифференцировать значимых взрослых. Учитель становится объектом любви учащихся. Формирование психологически здоровой личности ученика возможно лишь в совместной работе учителя, психолога и родителей.