Формирование культурологической компетенции во внеурочной деятельности


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Терновка»
Энгельсского района Саратовской области
Доклад
«Формирование культурологической компетенции через интеграцию кружковой работы».
Авторы: Миндагалиева Б.Л, учитель истории,
руководитель клуба «Память»;
Мосина С.В., учитель русского языка и литературы,
руководитель театральной студии
«Непотерянное поколение»
2015г.
Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,то есть почву, на которой растут и процветаютталанты - можно. Иногда наш труд оправдан.Генрих Нейгауз
Преамбула.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к искажению ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Неопределенность и невыраженность базовой системы ценностных ориентиров привели к разрушению духовных и нравственных качеств личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей складываются неверные представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Расцвет массовой культуры также не открывает перед школьниками дверь в настоящее искусство. Серийный характер продукции, низкая эстетика, акцент на развлекательность, комфорт, отсутствие профессионализма - вот неполный перечень черт массовой культуры, которая, конечно, не способна нести школьникам идеалы гуманизма и высокой эстетики.
СМИ тоже пошли по пути наименьшего сопротивления. Потакая низким вкусам толпы и борясь за рейтинги, они отражают бездуховную, потребительскую жизнь, разрушают представления о человеческих нормах.
Психологи бьют тревогу. Растут отрицательные показатели духовного развития современных школьников:
отторжение ценностей классического искусства,
стремление к развлекательным формам досуга,
низкий уровень художественных потребностей и, как следствие, несформированность ценностно-смыслового, духовно-нравственного стержня личности.
А ведь духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. То есть в начале XXI века перед школой остро встали вопросы не только образовательного, но и воспитательного характера. Появилась новая концепция образования. В ней говорится, что школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Деятельность педагогов, нас с вами, должна быть нацелена на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие.
Но личность не свободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность к государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа. (Стыдно ли быть русским?)
Мы русские!
Один чудак с лицом фальшиво-грустным,
Ютясь в салоне своего «порше»,
Сказал: « Мне стыдно называться русским.
Мы – нация бездарных алкашей».
Солидный вид, манера поведенья -
Всё дьяволом продумано хитро,Но беспощадный вирус вырожденья
Сточил бесславно всё его нутро.
Его душа не стоит и полушки,
Как жёлтый лист с обломанных ветвей.
А вот потомок эфиопов Пушкин
Не тяготился «русскостью» своей.
Себя считали русскими по праву
И поднимали Родину с колен
Творцы российской мореходной славы
И Беллинсгаузен, и Крузенштерн.
И не мирясь с мировоззреньем узким, Стараясь заглянуть за горизонт,
За честь считали называться русским Шотландцы – Грейг, де Толли и Лермонт.
Любой из них достоин восхищенья,Ведь Родину воспеть – для них закон!
Так жизнь свою отдал без сожаленьяЗа Русь грузинский князь Багратион.
Язык наш – многогранный, точный, верный -
То душу лечит, то разит, как сталь.
Способны ль мы ценить его безмерно
И знать его, как знал датчанин Даль?
В душе любовь сыновнюю лелея,
Всю жизнь трудились до семи потов
Суворов, Ушаков и Менделеев, Кулибин, Ломоносов и Попов.
Их имена остались на скрижалях
Как подлинной истории азы!
Средь них как столп , старик  Державин,
В чьих жилах кровь татарского мурзы.
Они идут — то слуги, то мессии,
Свой крест неся на согбенных плечах,
Как нёс его во имя всей России
Потомок турка адмирал Колчак.
Они любовь привили и взрастили
От вековых истоков и корней.
Тот — русский, чья душа живёт в России!
Чьи помыслы — о матушке,о ней!
Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто.
И коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы —никто.
Вот почему духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены черты современного национального воспитательного идеала:
высоконравственный ,творческий,
компетентный гражданин России ;человек, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Для того, чтобы наши дети на выходе из школы соответствовали национальному воспитательному идеалу необходимо в школе формировать различные компетенции, среди которых не последнее место отводится культурологической компетенции.
«Полистаем» наш глоссарий
Культурология - гуманитарная наука о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.У истоков русской культурологии стоят Н. Данилевский, М. Бахтин, Ю. Лотман.
Культурология имеет ярко выраженный интегративный характер. Подход к явлениям с культурологических позиций позволяет синтезировать явления науки, искусства, образования, религии как единые формы жизни общества.
Под «культурологической компетенцией» следует понимать сформированные качества личности, позволяющие субъекту:
а) ощущать себя объектом культурно-исторического процесса;
б) быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства;
в) понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей;
г) общаться в современном мире, апеллируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов Земли.
Формирование культурологической компетенции отвечает всем требованиям Национальной доктрины образования РФ, Федеральной программы развития образования, концепции модернизации российского образования, ФГОС 2 поколения.
Интеграция- объединение в целое каких-либо частей, элементов.(стр. 201 «Словарь иностранных слов»)
Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей, функций системы, организма, объектов, процесс сближения, а также состояние такой объединённости, связанности.
Школьная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное.
Лояльный – корректно, благожелательно относящийся к кому-либо, чему-либо.
В нашей школе, как и во всех школах работает сеть кружков различных направлений. Мы хотим поделиться опытом работы двух кружков, в которых и формируется культурологическая компетенция. Это театральная студия «Непотерянное поколение» и исторический клуб «Память».
На территории села школа является главным очагом образования и культуры. Конечно, у нас есть и Дом Досуга, и сельская библиотека, но это не решает проблему развития школьника во внеурочное время.
Наши ученики охотно посещают кружки, участвуют во внеклассной и внеурочной деятельности. Они активны, любознательны, творчески открыты, общительны.
             Сельские дети нуждаются в расширении культурного пространства, они стремятся к этому, так как это даст им возможность успешно самореализоваться как в процессе обучения в школе, так и после окончания учебного заведения.
По мнению психологов, сегодня в России 40 -50% «пограничных» детей, у которых не очень понятно, где кончается дурной характер и начинается болезнь.
Перед собой мы поставили задачу превратить наши занятия в кружках в занятия радости, теплый дом и для детей, и для учителей. Сделать пребывание в них комфортным и для ребят с высоким уровнем одаренности , и для школьников с более скромными природными задатками.
Известно, что все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
Наши наблюдения показывают, что в результате интеграции кружковой работы происходит обратный процесс.
Почему мы выбрали театральную деятельность как вид работы с детьми?
Театр способен выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость личности, независимо от того, где эта личность находится – на сцене или в зале.
Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на земле?» всегда пытался театр. Школьный театр способствует решению целого ряда задач:
-обучению живой разговорной речи;
-приобретению известной свободы в обращении;
-он приучает выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников.
Театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать нравственные истины, учит быть самим собой и «другим» , перевоплощаться в героя и проживать множество жизней. Другими словами, театральная деятельность - это путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа. Больше того, театр-студия в современной школе – это универсальное средство развития личностных способностей ребенка.
Почему объединились с историческим клубом «Память»?
Практика показала, что такое объединение позволяет сделать наши проекты более глубокими по содержанию, более масштабными по количеству участников , более востребованными зрителями. Путешествие по художественным эпохам становится более достоверным, конкретным. Расширяется кругозор подростков. И самое главное, такая интеграция помогает им занять активную жизненную позицию в ходе исследовательской деятельности;
- способствует формированию у обучающихся чувства патриотизма, понятий «долга» и «ответственности»;
- утверждает в сознании и чувствах ребят уважение к традициям, культурному историческому прошлому России;
- создает условия для самовыражения, самореализации обучающихся через конкретные дела патриотической направленности;
- воспитывает интерес к Книге как к вечному и животворному источнику знаний.
5. Ожидаемые результаты:
- совершенствование системы патриотического воспитания в школе;
- формирование готовности к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
- создание условий для реализации творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности;
- заполнение свободного времени подростков социально-значимыми, интересными делами;
- отвлечение их тем самым от противоправных действий и влияния улицы;
- противодействие попыткам фальсификации важнейших исторических событий (своеобразная «прививка» от фашизма).
В настоящее время идет стирание , «замазывание» советской истории , забвение или умолчание многих событий. Кому-то очень хочется, чтобы новое поколение не знало о тех великих победах (военных, трудовых, научных и т.д.), которые сделали Советский Союз великой державой. Наша задача - нести детям правду, ничего не скрывая и не приукрашивая. опережая в будущем спасение «заблудших душ».
Позвольте остановиться на наших самых ярких совместных проектах.
2010г. – «Подвиг любви бескорыстной» (О женах декабристов).
2010г. – «Баллада о бессмертии» (Женщины на войне)
2012г.- «Гроза 12-года» в фактах и лицах.
2013г. – «Нас убить невозможно» (Молодежь в ВОВ)
Название проекта «Подвиг любви бескорыстной»
(О женах декабристов)
Цели: способствовать формированию у обучающихся чувства патриотизма, верности, преданности любимому человеку, а также понятий долга, ответственности; расширить представление обучающихся о событиях декабря 1825г. в России, их последствиях, представить и раскрыть личности женщин, последовавших за своими мужьями в Сибирь, как уникальное явление в русской и мировой истории; способствовать развитию интереса обучающихся к изучению истории и литературы.Задание группам: каждая из трех групп получила задание. «Историки» собрали материал о событиях 14 декабря 1825г., о действиях военных во время восстания. Были подготовлены доклады о роли руководителей восстания. «Биографы» изучили биографии жен декабристов, проследили историю их судеб. «Лицедеи» подготовили сцены из поэмы Некрасова «Русские женщины», а также проинсценировали сюжеты из фильма «Звезда пленительного счастья».
Оборудование: 1) Авторская презентация; 2) Мультимедийный проектор; 3) Декорации к постановкам; 4) Костюмы; 5) Музыкальное сопровождение.
Краткое содержание: в работе над проектом приняли участие обучающиеся 7-11кл.(42ч.). В начале все обучающиеся с 7 по 11 класс просмотрели фильм В. Мотыля «Звезда пленительного счастья». «Историками» и «Биографами» под руководством Миндагалиевой Б.Л. собран и обработан интереснейший материал о декабристах и их женах. Ими была оформлена единая канва проекта. Материал представлен на обсуждение в группах. В эту работу включились и «Лицедеи», которые с интересом примерили на себя женские роли жен декабристов. Данный вид работы прошел под руководством Мосиной С.В. Родители помогли подготовить костюмы. Небольшие сюжеты стали яркими моментами проекта.
Рефлексия: зрители были восхищены ярким зрелищем красивейших образов XIX столетия. Трагическая судьба декабристов и их жен потрясла всех присутствующих. Были отмечены историческая точность костюмов, причесок девушек; лаконичность и выразительность декораций, уместность использования кадров из фильма «Звезда пленительного счастья» вплетающихся в сюжет проекта. Красивая музыка(в том числе и «живая»!), высокая поэзия вызвали в сердцах зрителей ожидаемый отклик.
Название проекта : «Баллада о бессмертии»
(Женщины на войне)
Цели: формирование патриотического чувства; любви к родной земле, воспитание чувства гордости и уважения к женщинам- бойцам, женщинам-труженицам, прививать любовь к Родине.
Задание группам.
«Историки»: собрать материал о женщинах, участницах ВОВ, выбрать тех, кто малоизвестен современному поколению. Найти их фотографии, кадры хроники, посмотреть фильмы.
«Литераторы»: Прочитать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». Подобрать стихи о женщинах на войне.
«Театралы» : Поставить спектакль по мотивам повести, разучить песни военных лет.
Оборудование: 1) Авторская презентация; 2) Мультимедийный проектор; 3) Портреты женщин, участниц войны; 4) Плакаты военных лет; 5) Костюмы, соответствующие времени; 6) музыкальное сопровождение.
Краткое содержание: каждая группа собрала и представила материал на суд зрителей. «Историки» рассказали о «ночных ведьмах», женщинах-летчицах. «Литераторы» подготовили цикл стихов о войне и умело вплели их в выступления «театралов». «Театралы» и «Литераторы» прочитав повесть «А зори здесь тихие», выбрав интересные сюжеты, поставили спектакль. Девушки прониклись характерами героев и воплотили их в сценах. Ярко передана трагедия войны, невосполнимость потерь, понесенных нашим народом.
Рефлексия: зрители, в числе, которых были и дети , и родители, и гости из других школ, окунулись в те годы. Они ощутили противоестественность смерти юных, прекрасных девушек, не пожалевших себя ради освобождения Родины. Всех потрясла игра 10-классника В. Архипова(старшина Васков), который с температурой 39° «отработал» спектакль. Влияние его персонажа здесь очевидно. Зрители плакали в финале проекта но это были святые слезы. Юным актерам был подарен торт, а педагогам- кураторам проекта- букеты цветов. Это ли не оценка труда кружковцев?!
Название проекта «Гроза 12-года» в фактах и лицах»
Цели: воспитывать любовь к Отечеству через изучение памятных страниц истории; развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии; приобщать подростков к работе с архивными материалами; способствовать становлению исследовательской компетенции у обучающихся; формировать у них семейные ценности.Задание группам: «Историки» получили задание собрать материалы об итогах завоевательных походов Наполеона; действиях Александра I, фельдмаршалов М.И. Кутузова, М.Б. Барклай де Толли, генералов Багратиона, Раевского и др. героев Отечественной войны 1812г. «Биографы» изучили биографии генерала А.А. Тучкова и его жены Маргариты, историю их бессмертной любви. «Социологи» исследовали особенности семьи начала XIX века, провели социально-психологический анализ семей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». «Театралы» подготовили сцены из названного романа, созвучные теме проекта.
Оборудование: 1) Авторская презентация; 2) Мультимедийный проектор; 3) Декорации к постановкам; 4) Костюмы и программки; 5) Музыкальное сопровождение.
Краткое содержание: в работе над проектом приняли участие около 40 обучающихся 7-11 классов. «Историки» и «Биографы» под руководством Миндагалиевой Б.Л. собрали богатейший материал, отредактировали его и представили в виде основной сюжетной линии сценария. «Социологи» , изучив «секреты» воспитания детей в семьях Болконских, Ростовых, Курагиных, представили результаты исследования в виде таблиц. Они также рассказали о незыблемом распорядке бала и правилах этикета в начале XIX века. «Театралы» под руководством Мосиной С.В. разучили 10 самых ярких сцен из романа «Война и мир», иллюстрируя ими сюжетную линию. Они подготовили костюмы, атрибуты, а также поставили с хореографом танцы «Венский вальс» и «Полонез», изобразив первый бал Наташи Ростовой. Во второй части проекта была представлена красивейшая история любви реальных людей, Александра Тучкова IV и его жены Маргариты, которая впоследствии стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря, который сама же и построила на пожертвования людей.
Рефлексия: зрителей потрясла масштабность представления, лаконичность декораций, богатство костюмов участников, эмоциональность юных актеров. Присутствующих впечатлила история великой и трагической любви Маргариты и Александра Тучковых. Гости помянули воинов, погибших под Бородино, попробовав бородинского хлеба, рецепт , которого создали сестры Спасо-Бородинской обители. Было много открытий, волнующих моментов и гордости за наш народ, русскую армию, героев реальных и вымышленных, умеющих любить , жертвовать и верить.
«Здорово!», «Молодцы!, «Великолепно!» - с такими словами юные и взрослые зрители покидали зал. Именно этот исследовательский проект был представлен в краеведческом музее города Энгельса на открытии художественной выставки «Дела давно минувших дней… » Нашим ребятам аплодировали стоя.
Название проекта «Нас убить невозможно!»
(Молодежь в Великой Отечественной войне)
Цели: исследовать нравственные ценности, на которых воспитывалось молодое поколение предвоенных и военных лет; понять суть национального самосознания нашего народа, причины его непобедимости; выявить самые яркие имена юных героев и их подвиги.
Задание группам: «Историки» собрали информацию о юных героях Великой Отечественной войны; выбрали тех, кто мало известен подросткам XXI века, нашли их фотографии, кадры хроники, посмотрели и рекомендовали для просмотра фильм «Молодая гвардия». «Литераторы» прочитали роман А.Фадеева «Молодая гвардия», подобрали стихи, соответствующие теме. «Актеры» поставили спектакль по мотивам названного романа, разучили танцы и песни военных лет.
Оборудование: 1) Портреты молодогвардейцев; 2) Декорации («Биржа труда», «Управа», «Жандармерия» и т.п.) ; 3) Плакаты, листовки, флаги; 4) Костюмы; 5) Музыкальное оформление.
Краткое содержание: из собранного группами материала был создан сложный, но увлекательный сценарий . В нем ребята рассказали о самых ярких молодогвардейцах (О. Кошевом, У. Громовой, Л. Шевцовой, С. Тюленине и др.), их деятельности, мужестве, самопожертвовании. Благодаря костюмам, декорациям, музыкальному оформлению была создана атмосфера оккупированного фашистами г. Краснодона. Именно в нем жили, дружили, боролись , но не покорились юноши и девушки. Они «сошли» со страниц бессмертного романа А. Фадеева, стали близкими и дорогими их сверстникам XXI века. Прозвучали замечательные стихи К. Симонова и Р. Рождественского . А в финале вышли маленькие дети с белыми шарами и отпустили их в воздух в знак вечной памяти о погибших юных героях.
Рефлексия: проект повторяли 4 раза: дважды в школе, для родителей и обучающихся, один раз для ветеранов ВОВ и гостей из сел Березовка, Узморье, Квасниковка и, наконец 9 мая в Доме Досуга для всех жителей Терновского муниципального образования. Люди не скрывали слез, восхищались участниками проекта. От голоса легендарного Ю. Левитана «Говорит Москва!» по телу «шли мурашки» (судя по отзывам). Об этом проекте сообщили газеты «Наше слово» и даже «Областная газета». Обсуждения не утихали до конца учебного года; наш сценарий буквально «растащили» на цитаты. Такого еще не было!
Название проекта «Дунькин полк», или «Ночные ведьмы»
Прежде чем поставить спектакль, обучающиеся школы провели большую исследовательскую работу: прочитали книгу Раисы Ароновой «Ночные ведьмы», нашли фотографии девушек- летчиц, изучили их биографии, познакомились с устройством самолета ПО-2 , посетили краеведческий музей г. Энгельса.
На сцене жили, мечтали, сражались с беспощадным врагом хрупкие и дерзкие девушки – летчицы 46-го Гвардейского Таманского авиционного полка. «Включиться» в эпоху 40-х годов ребятам помогло прекрасное музыкальное оформление (Ватанина Л.П.) и лаконичная сценография (Гамалеева О.Н.) . Они сделали спектакль ярким и запоминающимся.
Мы показали спектакль 6 раз: дважды у себя в школе, один раз в Доме досуга накануне Дня Победы, трижды в Краеведческом музее г. Энгельса.
Одно из выступлений посвятили ветеранам Великой Отечественной войны. Таких благодарных зрителей, конечно, мы предполагали увидеть, но их реакция превзошла все ожидания. Зал дружно подпевал девушкам «Вставай, страна огромная… », «Катюшу», аплодировали после удачных сцен. А после выступления взял слово один из ветеранов и сказал, что лично знал многих девушек- летчиц, добавив: «Глядя на вас, девчата, я понимаю, ради кого мы воевали и погибали в этой войне». Тут уже расплпкались наши юные артисты. На акцию «Ночь в музее» посмотреть наш спектакль пришли десятки и сотни людей. Стоя, зрители скандировали «Молодцы!», а некоторые добавляли: «Надо же, сельская школа…»
Результативность интеграционной деятельности
2012г.- победа в муниципальном конкурсе «Хочу все знать» с проектом «Судьба и Родина едины?»
2013г.- призовое место в аналогичном конкурсе с проектом «Что же такое «мы»?»
2013г.- призовое место в муниципальной научно-практической конференции «Политика вокруг нас»
2013г.- призовое место в городской научно-практической конференции «Виват, наука!»
2014г.- призовое место в региональной гуманитарной конференции «Язык. Культура. Человек».
2014г.- победа педагогов в региональном конкурсе методических разработок «Растим патриотов России»
Не менее важно для подростков общественное признание их творчества через СМИ:
- не менее трех публикаций в газете «Наше слово»
и газете «Покровск»;
- публикация в «Саратовской областной газете»;
-материалы о спектаклях на сайтах школы, Энгельсского краеведческого музея и администрации ЭМР;
- телевизионный репортаж.
Что же дает подросткам названная деятельность на выходе из школы?
Наши выпускники пока еще студенты.
Кукин М.- будущий юрист;
Никулина А.- будущая вокалистка;
Глянь С. учится в Петербургской Академии МВД на психолога;
Моисеенко В. – будущий педагог-филолог;
Винникова Д.- будущий воспитатель детского сада, т.е. большинство наших ребят выбрали работу с людьми, к которой их несомненно подготовила школа, занятия в названных кружках.
А те, кто выбрал профессии иных направлений, стали просто хорошими людьми с твердой жизненной позицией и высокими нравственными убеждениями.