Методы и приемы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения


Методы и приемы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения
(мастер класс)
Подготовила Биер Елена Александровна
Притча (на фоне волшебной композиции «Хрустальная грусть)
В одной древней притче говорится:
"Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.
-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
-Жду тебя!- ответил старик - Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно!- удивился человек.
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю, если сам не умею летать?
-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
-А меня больше всего радуют твои крылья..."
Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать. Учитель продолжает поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учит, учась, воспитывает, воспитываясь.
Представляю вашему вниманию свой мастер класс.

 (5 слайд)  Упражнение «Медвежата»
- Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произносить звук м.
- Мам, меду б нам.
- Мам, молока бы нам.
Отстукивание ритма ладошкой
Стих из упр. «Поход»
«Пришла» Произнесите фразу Пришла! в различной речевой ситуации:Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда. (Пришла!)Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали. (Пришла)Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…(Пришла!?)
«Голос» (прочитать текст, подражая чьему-либо голосу: старушки, ребенка, мужчины)
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
«Настроение» (один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение:  радостное, печальное, гневное)
Шел зеленый крокодил,
Никого он не щадил.
Всех старался удивить,
Испугать и укусить.
Едем дальше.
«Ролевая» (одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений)
Экспромт по мотивам народной сказки «Репка» Действующие лица:
Ученик –«А я чё? Я ничё…»,
Лень –матушка – «Ба-а-лдёж»
Директор школы – «Что здесь происходит?»,
Классный руководитель- «Они у меня хорошие»
Маманя – «Куда только школа смотрит?»,
Папаня –«Ремня получит!»,
Одноклассники- «Хорош дурака валять»
(Актёры при упоминании их роли произносят свои фразы).
Жил да был Ученик… И так себе он спокойно поживал, но обуяла Ученика… Лень-матушка…
Первым забеспокоился Директор школы… А Ученик ему… Всё потому, что нашептывала ему на ушко Лень-матушка… Директор школы… вызвал Классного руководителя… пошел к Ученику… Да только тому по-прежнему шепчет Лень-матушка… Тогда Классный руководитель… вызвал Маманю…Пошли Маманя… и Классный руководитель… к Директору… и Сказал Директор… Классный руководитель… а Маманя… И ответил на это Ученик… Потому что шептала ему на ушко Лень-матушка…Отправилась Маманя… за Папаней… Пришли Папаня…, Маманя…. Классный руководитель…и Директор… к Ученику… А Ученик им … А Лень-матушка ему… И рванул Папаня… за Одноклассниками…, потому как любое дело в коллективе лучше решаемо. Прибежали Одноклассники… И хотела бы сказать им Лень-матушка…, да только сначала сказал Директор… Потом добавил Классный руководитель…Выступила Маманя… Громко крикнул Папаня… После чего в спор вступили Одноклассники… На что Ученик ответил…
Спасибо за сотрудничество. Улыбнемся друг другу дружескими и добрыми улыбками. Улыбнемся улыбкою радости, познания и продвижения. До новых встреч!
Виды упражнений, способствующие развитию навыка выразительного чтения.
Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.Для работы над дикцией удобны групповые упражнения. В коллективной работе снимается тот психологический зажим, который нередко возникает у ребят с дефектами речи.
1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА2. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…
3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных.А О И Ы У ЭА О И Ы У Э и т.д.
4. Подстановка одного гласного ко всем остальным.АА АО АИ АУ АЭ5. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др.ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ
6. Работа над скороговорками.Материал нужно подбирать не избитый, не надоевший и не примелькавшийся.Методика работы над упражнением:- тщательно вдуматься в смысл скороговорки;- постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук;- хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе.7. Работа с текстами, в которых есть звукопись.Звуки позволяют усиливать фонетическую выразительность речи, создавать тональность произведения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой. Многократное повторение звуков помогает зрительно представить движения героев, услышать шорохи, свист, визжание, треск, вызванные перемещением, движением, действием.а)Шепчет кошке петушок:- Видишь, пышный гребешок?Шепчет кошка петушку:- Шаг шагнешь - и откушу.
Задания к тексту: Какой звук повторяется чаще всего? Почему? Давайте разобьем текст на партии – партию петушка (1 ряд) и партию кошки (2 ряд).б)1 половина класса/ 2 половина классаЛистья, слышите, шуршат? Ш-ш-ш-ш…Листья словно говорят: Ш-ш-ш-ш…Ветер дунул, мы шумим, Ш-ш-ш-ш…Сорвались и вниз летим. Ш-ш-ш-ш…
8. Артикулирование без звука.Можно произносить текст про себя, но по указанию учителя «включать» звук. Это позволяет концентрироваться на определенных фонетических трудностях.
9. Отработка правильного дыхания.А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет на выдохе:На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.Б) «Сдувание пушинки» с ладошки.В) «Задувание свечи». 2. Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше – ниже).1. Хоровое произнесение текста с указаниями учителя. Например:Тихо, словно бы во сне, (Вполголоса)Закружился в тишине (Тише)Первый снег и зашептал: (Тихо)- Как давно я не летал! (Шепотом)Можно предложить детям самим составить «партитуру» текста, сравнить полученное, выбрать наиболее удачные варианты.
3. Упражнения для усвоения норм культуры произношения.В процессе работы над орфоэпией учащиеся должны почувствовать, что соблюдение норм литературного произношения – одно из условий выразительности речи и чтения, что даже одна-две ошибки вызовут раздражение и могут свести на нет художественное впечатление от исполнения. Кроме того, постоянное внимание учителя к произносительной культуре включает и учащихся, в результате чего создается речевая среда, благоприятствующая грамотной речи и неприятию ошибок.В орфоэпическую «зарядку» можно включать 5-10 «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит, начать, газопровод, щавель, новорожденный и др. Каждый ученик произносит очередное слово, предложенное в «зарядке», помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» можно провести соревнование на знание «хитрых» слов.
4. Упражнения на развитие логической выразительности.
1. Постановка логического ударения.Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.
Купила бабуся бусы Марусе.А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)В) Бусы Марусе сделали?Г) Бабуся подарила колечко?
Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.
Наша Таня громко плачет.Наша Таня громко плачет.Наша Таня громко плачет.Наша Таня громко плачет.
Работа над интонационной выразительностью.А) Произнесите фразу Пришла! в различной речевой ситуации:Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда. (Пришла!)Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали. (Пришла)Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…(Пришла!?)
Б) Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.Произнося фразу «Миша умеет танцевать»- удивите;- огорчите;- иронизируйте;- восхитите;- разгневайте;- констатируйте факт.
В) Чтение по ролям, инсценирование.А Береснев. Тыква.- Почему, скажи мне, тыква,Все лежишь?- А я привыкла.- Почему не ходишь в гости,А грустишь весь день в траве?- Я привязана за хвостикКрепко-накрепко к ботве!
Подготовительная работа:- Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая…) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.
Г) Работа со стихотворениями-картинами.Луна на дереве висела,Ей было весело висеть,Она, как рыба, там блестела,И было дерево как сеть!Н. Глазков- Закройте глаза, а я прочту вам стихотворение. Какую картину вы представили? Опишите ее. Сможете нарисовать на бумаге? Это будет трудно сделать? Какие слова вам помогут?
3. Работа над паузами.Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза.Стихи // – не ноги футболиста, /Не первоклассника тетрадь.//Стихов читать не надо быстро: /Их надо медленно читать.//
Упражнение «Прыжок»:
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться (рисунок 1).

Упражнение «Поход»
Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх:
По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной
мы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет,
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало.
-можно прочитать это стихотворение, отбивая ритм ладошкой.
Упражнение «Пещера»
Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.