Формирование навыка выразительного чтения у учащихся начальных классов в процессе осуществления учебного сотрудничества.


Зинина Н.В.
Идея – формирование навыка выразительного чтения у учащихся начальных классов в процессе осуществления учебного сотрудничества.
Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, фантазии и творчества.
Без этого он – засушенный цветок.
В.Д.СухомлинскийЧто мы понимаем под выразительностью чтения?
-пауза
-находить логическое ударение
-находить нужную интонацию
-читать громко, внятно…
Умение выразительно читать формируется на протяжении всей начальной школы.
1.Актуальность идеи, почему она меня интересует.
В чем актуальность моей идеи?
В 90-ые методикой использовались репродуктивные методы
(словесные, наглядные, практические), они не давали творческого активности. Урок сводился к чтению произведения в течении 30 минут и ответам на вопросы по содержанию. Меня это не устраивало. И когда Романовская вслух заявила, что «… это не изба читальня, надо работать над содержанием». Это дало свободу в выборе и создании своих методик преподавания.
Чтение, книга –
мощное средство
Образования
(Любое образование не возможно без чтения, будь то детский сад, школа, лицей, колледж, вуз) Воспитания
(любое прочитанное нами произведение имеет воспитательную сторону. Мы анализируем поступки героев, поведение, делаем выводы, заключения. На примере героев произведений мы воспитываем детей).Например, «Филиппок» - характер, стремление к знаниям. Развития
(умственное, языковое, речевое, нравственное, эстетическое, т.е. развитие всех способностей).
Отсюда следует первоочередная задача – воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы. Этому содействуют разные виды творческой деятельности, и в первую очередь выразительное чтение.
Идея – формирование навыка выразительного чтения у учащихся начальной школы в процессе осуществления учебного сотрудничества.
Для реализации своей идеи мною было изучено много методической литературы, материалы журнала «Начальная школа», разработки по обмену опытом. Оказалось, что эта проблема интересует многих педагогов. Опыт моей работы базируется на изучение работ Занкова Леонида Владимировича, Романовской Зинаиды Ивановны, Климановой Людмилы Федоровны, Вальчук Елены Василевны (заведующая кафедрой, доцент, кандидат наук)
2. В чем своеобразие и новизна моей идеи?
Новизна опыта состоит в творческой реализации идей на практике:
(идея – формирование навыка выразительного чтения у учащихся начальной школы в процессе осуществления учебного сотрудничеств).
Направления.
- комплексное обучение различным видам речевой деятельности;
Дикция
Постановка дыхания
Голос
Тон
Интонация
Выборочное чтение
Словарная работа
Ритмика
Чтение наизусть
Рифмовка…
- усилие воспитательного потенциала в реализации методик выразительного чтения;
Цель обучения – общее развитие личности. Если дать готовую информацию, то развития не будет. Надо создать такие условия, чтобы ребенок эту информацию искал. Условием личностного развития является развивающее обучение Л.В. Занкова.
Смысл чтения – заразить чувствами: нравственными (долг, ответственность, стыд, совесть);Эстетическими (отличать красоту внешнюю от внутренней);
Развивать интеллектуальные чувства (удовлетворенность от своей умственной деятельности)
Мною добавляются еще несколько чувств:
Патриотическое
Семейное
Интернациональное
Экологическое…
- интеграция в освоении позиций автора и читателя на уроке литературного чтения.
Выявление позиций автора – чтение текста, вопросы-ответы, тесты, чтение цитат. Ребенок должен понять позицию автора и доказать ее.
Технология.
- создание технологического учебного сотрудничества;
Педагогическое сотрудничество направлено на воспитание и обучение учащихся, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности ребенка. Она реализует демократизм, равенство и партнерство в отношениях педагога и ребенка.
Личность ребенка стоит в центре всей школьной образовательной системы.
Цели:
1.Заинтересовать каждого ученика выразительным чтением и обеспечить его развитие в условиях взаимопонимания и сотрудничества;
2.развивать творческий потенциал учащихся;
3.развивать индивидуальные познавательные способности;
4.помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Мною используются следующие приемы для достижения поставленных целей.
Прием 1. Выразительное сравнение.
Лермонтов «Тучи».
Тучки небесные верные странники
Мчитесь вы будто, как я же изгнанники.
***
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Пушкин. «Гонимы вешними лучами»
Еще прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют.
«Зимнее утро»
Луна, как бледное пятно
Сквозь тучи мрачные желтела.
Прием 2.Особенности олицетворения.
Майков Аполлон Никол. «Весна». (Все стихотворение на олицетворении)
Уходи, зима седая!
Уж красавицы весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
Фет А.А.
Что за вечер! А ручей
Так и рвется.
Как зарей то соловей
Раздается.
***
«Мотылек мальчику»
Цветы кивают мне, головки наклоняя,
И манит куст душистой веткой.
Прием 3.Гиперболы (преувеличения)
Лермонтов «Два великана» (Наполеон, Кутузов 1812г.)
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал себе другого из далеких чуждых стран.
Прием 4. Метонимия (замена прямого названия предмета переносным)
Лермонтов
Белеет парус одинокий (речь не о парусе, а человеке)
Пушкин
Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою (Наполеону ключи не принесли).
Прием 5. Выразительность прямой речи.
Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Чуковский, «Федорино горе», Маршак «Кот и лодыри».
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка»
Прием 6. Выразительность ! и ? знаков.
В Берестов «За игрой»
Игра игрой сменяется,
Кончается игра.
А дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!
***
С Михалков «Мой секрет»
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую тетрадь?
Прием 7. Выразительность уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Считалка. (устн. нар. тв.)
Шел котик по лавочке –
Раздавал булавочки,
Шел по скамеечке
Раздавал копеечки:
Кому 10, кому 5
Выходи, тебе искать!
Слайд 15.
Прием 8.Логическое ударение.
Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.
Формы работы
индивидуальная парная групповая коллективная фронтальная
. ГСО, КСО.
Совместная учебная деятельность осуществляется мною через методы коллективного взаимного обучения – ГСО и КСО.( Групповой способ обучения, коллективный способ обучения).
Оба метода преследуют общие цели:
1.обеспечение активизации учебного процесса;
2.взаимообогащение учащихся;
3.развитие коммуникативных качеств личности.
Но достижение целей происходит по - разному.
ГСО.
Организация работы при ГСО.
Создаются группы из 2,3,4 учащихся. Каждая группа получает задание, оно может быть одинаковое для всех групп, а может – разное. Задание выполняется сообща. Учитель руководит работой групп: инструкция, рекомендации, оценка. Состав групп не постоянен. В него входят дети разного уровня обученности. Обязательно учитывается совместимость детей. Работа организована так, чтобы каждый ребенок работал.
-Учитывается и оценивается каждый;
-Совместное обсуждение выполненного задания, обращение за советом друг к другу.
Задание.
Можно задать вопросы:
- Кто в группе работал больше всего?
Первое задание должно быть на хорошо знакомом материале.
-Прочитайте рассказ, расскажите о чем он.
Распределите, кто о чем будет рассказывать
Главное идет обучение детей деловому сотрудничеству.
Приемы ГР:
1.В случае затруднения при ответе ученик выбирает помощника, который не отвечает вместо него, а подсказывает.
2.Для оценки своего ответа ученик сам назначает «Учителя».
Формы опроса:
1.Отвечающего назначает учитель (среднего, слабого).
2.Отвечающего назначает группа (сильный). Задание дается сложное.
3.Группа заранее неизвестно кто будет отвечать. (средний).
КСО.
Организация работы при КСО. (Дьяченко)
КСО – организация обучения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Социальное положение в парах меняется, ребенок то «Учитель», то ученик.
Методы КСО.
На первое место в данной работе используется проблемный метод обучения, суть метода в том, что он обеспечивает творческое усвоение знаний.
Работа в парах
Этапы творчества
22910801801495Выводы и практика
00Выводы и практика
-2235201572895Проверка гипотез
00Проверка гипотез
2062480658495Поиск решения, выдвижение гипотез
00Поиск решения, выдвижение гипотез
-114300315595Проблемная ситуация
00Проблемная ситуация

1.Проблемная ситуация - учитель сталкивает детей с противоречием. Появляется затруднение, чтобы ответить на вопрос не хватает знаний.
Учебную проблему ставит учитель, завязывается «Побуждающий диалог» (сильный ученик)
-Что вы видите?
-Сравните?
-Как думали?
-А как на самом деле?
-Можно ли выполнить задания?
-Почему не получается?
Диалог предполагает умение вести дискуссию. Для этого необходимо уметь выражать свое мнение. А это возможно только при наличии такового. Чтобы выработать свое мнение, иметь позицию, необходимо сначала прочитать текст и только потом научиться думать, анализировать, критически мыслить. При этом школьник вынужден сделать свой моральный выбор, потому что выбирает близкое, понятное. Это в конечном счете формирует его мировоззрение, определяет духовно-нравственное содержание. Собственное мнение выработано, и если это выношенная личная позиция, то оно в ходе диалога обязательно конкурентоспособно
2.Выдвижение гипотез (детьми, учителем).
Чтобы выдвинуть гипотезу, нужно задать общие вопросы, общее побуждение:
-Кто как думает? Если молчат, подсказать.
3.Проверка гипотез. (идет в монологе)
-Вы согласны? Почему?
-Как проверить? Что для этого нужно сделать?
Монолог позволяет нам четко, последовательно, логично изложить свои мысли; меньше тратим времени.
Наблюдая за ГСО и КСО мы видим как прослеживается индуктивный метод, который направлен на мотивацию творческой деятельности каждого.
Подтверждением эффективности использования приемов и методов работы является результативность проверки навыков чтения.
Результаты опыта:
Таблица №1.
Результативность способа чтения. 1 класс.
Способы чтения %
По буквам 0%
Отрывисто по слогам 37%
Плавно по слогам 50%
По слогам и целыми словами 13%
Таблица №2.
Результативность темпа чтения.
Темп чтения
1 класс, % 2 класс, %
Чрезмерно замедленный темп 50% 31%
Замедленный темп 37%
30%
В соответствии с темпом речи 13% 39%
Таблица №3.
Характер допустимых при чтении ошибок и их количество.
Искажение слов, % Пропуски слов, % Ошибки ударения, %
1 класс 2 класс 1 класс 2 класс 1 класс 2 класс
50% 28% 12% 5% 14% 6%
Таблица №4.
Количество допущенных ошибок.
класс Количество ошибок
1-2
ошибки, % 3-4
ошибки, % 5-7
ошибок, % 8 и более ошибок, %
1 класс 37% 18% 6% 0%
2 класс 18% 12% 0% 0%
Таблица №5.
Результативность понимания прочитанного.
Результативность 1 класс. % 2 класс, %
Понимает прочитанное 63% 76%
Не понимает прочитанное 37% 24%
Таблица №6.
Результативность выразительности чтения.
уровень 1 класс, % 2 класс, %
Высокий (читают выразительно) 12% 18%
Достаточный уровень (соблюдают не все требования к выразительности) 6% 37%
Низкий (навыки выразительности слабые) 82% 45%