Урок п литературному чтению Л.Н.Толстой Акула (3 класс)

Тема: Л.Н. Толстой «Акула» 3 класс
Цели:
Продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н.Толстого.
Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.
Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения.
Создавать условия для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).
Оборудование:
Учебник «Родная речь», часть 1.
Толковый словарь С.И.Ожегова.
Свеча.
Выставка книг Л.Н.Толстого.
Презентация к уроку:
Выставка детских рисунков.
Портреты Л.Н.Толстого художника И.Н.Крамского, И.Е.Репина.
Памятки с объяснением новых слов.
Портрет главного героя (артиллериста).
Игра «Синонимы и антонимы».
Фильм «Акула»
6. Чистые листы, ручка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. (На доске изображение солнышка слайд №1)
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Ребята, я тоже рада вас видеть. Садитесь.
II. Изучение нового материала.
1. Мотивация. Постановка целей урока.
-Чтобы узнать о каком писателе пойдёт речь на уроке, посмотрите, пожалуйста, выставку книг, которая у нас есть.
-О каком писателе речь?
-Почему мы решили сегодня говорить о нём?
На доске открывается имя писателя и его портрет. (слайд №2, имя записано на доске). Дети рассматривают портрет писателя. Слушают дополнительную информацию о писателе и художнике, приготовленную учителем.
-Этот замечательный портрет Л.Н.Толстого был написан великим русским художником И.Н.Крамским в 1873 году, ещё при жизни писателя. Это лучший портрет, созданный художником. Второй портрет написан великим русским художником И.Н.Репиным.
2. Рассказ ребенка о писателе.
Биография Л.Н.Толстого.
Лев Николаевич Толстой рано потерял отца и мать. В 16 лет поступил в Казанский университет, один из лучших университетов того времени. Проучившись около трех лет, юноша решил заниматься по собственному плану. Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.

-Ребята, обратите внимание на замечательные иллюстрации, которые вы нарисовали ещё в 1 и 2 классе. (слайд №3) Что вы можете о них сказать? (Все иллюстрации к изученным произведениям Л.Н.Толстого). Какие произведения Л.Н. Толстого вы помните?
-О чём пишет этот автор? Что его волнует? ( Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения)
2. Подготовка к восприятию.
-Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.
3. Предварительная словарная работа.
-В этом произведении вам встретятся новые слова.
-Ребята, обратите внимание на доску (слайд №4).
-Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете).
- Задание: 1 группа ищет в толковом словаре значение слова артиллерист, 2 группа- палуба , 3 группа- фитиль, 4 группа – ропот. Зачитывают всему классу. (слайд №5)
4. Слушанье произведения.
До слов «Акула плыла прямо на мальчиков». (Чтение прерывается, делается пауза)
- Как вы думаете, что будет дальше? (ответы детей)
5. Сообщение темы урока.
-Оправдались ли наши предположения?
- Поделитесь своими впечатлениями о произведении. Какие чувства вы испытали? (страх, отчаяние, радость). Почему? А вам было страшно? Почему?
-А как бы вы назвали это произведение?
-Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором.
Открывается название рассказа на доске (слайд №6)
7. Сообщение учащихся
-Давайте послушаем сообщение об акулах. Акула- крупная морская хищная рыба. Длина тела акулы колеблется от 15-40 см. до 15-20 м. Вес тела может достигать 20 тонн. Тело акулы удлинённое. Зубы расположены в несколько рядов. Акулы широко распространены во всех морях и океанах. Большинство акул – хищники. Акулы нападают и на человека, известно 29 случаев. Наиболее опасными являются тигровая, белая акулы и акула – молот. Около 10 видов акул обитают в российских морях. Шкуры акул используют в промышленности для изготовления кож. Богатая витаминами печень идёт на производство медикаментов и рыбьего жира. Плавники и мясо используют в кулинарии. Из скелета акул делают клей. ( слайд №7-10)
-Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.
-Ребята, расскажите, какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа и когда вы слушали и смотрели сообщение об акулах?
-Так же вы переживали или нет?
-Л.Н.Толстой заставил нас переживать тревогу и волнения, которые переходят в страх.
8. Самостоятельное чтение учащимися художественного произведения (уровень шума для себя.)
9. Электронная физминутка для глаз «Чунга-Чанга».(слайд №11)
10. Анализ художественного произведения.
-Почему рассказ называется «Акула»?
-Кто, по-вашему, главный герой картины? Обоснуйте ответ. (артиллерист)
-Какой смысл скрывает Толстой за словами «старый артиллерист»?
-Зачитайте отрывок из рассказа, который, по- вашему, является самым волнительным, тревожным.
- Назовите чувства, которые испытывает отец, когда он увидел акулу?
-Найдите в тексте, как Толстой передал переживания «старого артиллериста»?
-Почему «старый артиллерист» закрыл лицо руками? Порассуждайте.
-Посмотрите, как его изобразил художник?
На доске открывается портрет артиллериста.(слайд №12)
-Что можете сказать о портрете? Дайте характеристику артиллеристу. Кто хочет высказать своё мнение?
На доске появляется характеристика героя: (слайд №13)
сильный духом
мудрый
мужественный
опытный
находчивый
решительный
смелый
бывалый
11. Физминутка
12. Работа с учебником.
-Я вижу, произведение взволновало вас. Назовите самые волнующие моменты. Сразу же обратимся к тексту, зачитаем эти моменты и обведем овалом те слова, которые автор использовал для усиления наших чувств
С.152 1-ый абзац – акула, чудовище
2 –ой абзац - бледный, не шевелясь
3 –Ий абзац - пронзительный визг
4-ый абзац - сорвался, замерли от страха, закрыл
лицо руками
-Кто первый начал действовать? Найдите, зачитайте.
-Почему артиллерист смотрел на мальчиков, не шевелясь, и не предпринимал никаких действий? (там был его сын)
-Что же заставило артиллериста броситься на помощь? (отцовские чувства)

-Посмотрите по тексту, много ли восклицательных знаков, усиливающих напряжение? (нет)
-А как же получилось прочитать, услышать все напряжение? (у автора особые слова, выражения)

13. Игра «Подбери синонимы и антонимы»
-Ребята, давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы?
На доске появляются правила и задания по группам (работа в группах): (слайд №14)
Подобрать синонимы к данным словам:
1 ряд  
2 ряд
3 ряд

страх
смелый  
находчивый

Подобрать антонимы к данным словам:
1 ряд  
2 ряд
3 ряд

храбрый  
спасти  
радость

-Задание для четвертой группы. Расставить предложения в правильном порядке:
На корабле с нами было два мальчика.(1)
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. (5)
Визг как будто разбудил артиллериста. (3)
Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.(4)
Акула плыла прямо на мальчиков. (2)
Проверка.
14. Вывод.
-Так кто же главный герой этого рассказа?
-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)
Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске (слайд №15).- Вы согласны?
III. Итог урока.
-Я буду задавать вопрос, а вы поднимайте руку.

К какому литературному жанру относится произведение?
Кто главный герой?
Как называется прием, использованный автором: «Оба плыли как ящерицы, вытягивались в воде» (сравнение)
Назовите, с чем сравнивает Толстой лицо артиллериста? (полотно)
Как автор назвал акулу? (чудовище)
Как понимаете выражение «сорвался с места»?
Как называется рассказ?
Кто его автор?
IV. Домашнее задание. (слайд №16)
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
По выбору учащихся:
придумать продолжение рассказа
приготовить пересказ по картинкам
нарисовать иллюстрацию
пересказать по плану учебника
сочинить стихотворение об акуле
V. Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)
На доске (слайд№17): девочка со свечой.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.
Зажечь свечу.
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!
-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.






Биография Л.Н.Толстого.
Лев Николаевич Толстой рано потерял отца и мать. В 16 лет поступил в Казанский университет, один из лучших университетов того времени. Проучившись около трех лет, юноша решил заниматься по собственному плану. Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.



1 ряд
2 ряд
3 ряд

страх
смелый
находчивый






















1 ряд
2 ряд
3 ряд

храбрый
спасти
радость























На корабле с нами было два мальчика.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
Визг как будто разбудил артиллериста.
Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.
Акула плыла прямо на мальчиков.

-Давайте послушаем сообщение об акулах. Акула- крупная морская хищная рыба. Длина тела акулы колеблется от 15-40 см. до 15-20 м. Вес тела может достигать 20 тонн. Тело акулы удлинённое. Зубы расположены в несколько рядов. Акулы широко распространены во всех морях и океанах. Большинство акул – хищники. Акулы нападают и на человека, известно 29 случаев. Наиболее опасными являются тигровая, белая акулы и акула – молот. Около 10 видов акул обитают в российских морях. Шкуры акул используют в промышленности для изготовления кож. Богатая витаминами печень идёт на производство медикаментов и рыбьего жира. Плавники и мясо используют в кулинарии. Из скелета акул делают клей.










15