Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н. Толстой Акула


Конспект урока
по литературному чтению в 3 классе
Тема урока: рассказ Л.Н. Толстого «Акула»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Образовательная система (УМК): Школа России.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по осознанию смысла рассказа Л.Н. Толстого «Акула».
Планируемые результаты:
Личностные:
•пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке;
•применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой произведения.
Метапредметные:
Регулятивные:
•анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал. Фиксировать причины неудач в устной форме. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
•осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные:
•анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
•определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные:
•строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
•отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
•аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.).
Предметные:
•проявлять интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого;
•читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
•задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Средства обучения: учебник Климановой Л.Ф. , Горецкого В.Г.,
Головановой М.В. «Литературное чтение» 3 кл., 1ч., слова из пословицы, карточки с заданием, круги 3-х цветов.
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2007. — 464 с. — (Высшее профессиональное образование).
1. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии
2. Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах.
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 576(747) с.
3. ФГОС НОО, М.; 2013
Этапы урока
(с указанием времени) Дидактические задачи этапа Содержание материала урока Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся Средства обучения Анализ этапа
Организационный момент Здравствуйте, дети. Меня зовут Анастасия Константиновна. Сегодня я проведу урок литературного чтения. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. Эмоциональный настрой на работу Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живётся веселей! Словесный
___ Подготовка к восприятию Проверка знаний о писателе, формирование умения отгадывать загадки, усвоение интересных фактов о рыбе, формирование умения предполагать С каким писателем мы работали на прошлом уроке?
(Л.Н.Толстой).
Что интересного о его жизни вы запомнили?
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.
А для того чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты её не трожь! (Акула)
Сообщение об акуле. Кто такие акулы? (морские рыбы). Более подробно вы можете найти информацию сами, я лишь вам сообщу некоторые интересные факты о них:
У акул нет ни одной кости в организме. Их хребет состоит из хрящей.
Почти все акулы двигаются всю свою жизнь. Движение для акул это жизнь, вода проходит через их жабры, поставляя кислород в кровь. Если акула остановится, то она задохнется и умрет.
У акул очень хороший слух. Они могут слышать шум рыбы на расстоянии 500 метров.
Большие белые акулы самые опасные акулы в океане. Эти хищники могут развивать скорость в воде до 30 км/час.
У акулы всегда есть малый ряд зубов, который развивается за рядом больших зубов. Со временем мелкие зубы передвигаются вперед, а передние выпадают.
Как вы думаете, о чём это произведение? А ваши предположения мы проверим, прочитав произведение. Словесный (беседа, рассказ)
____ Словарная работа до чтения
Формирование умения объяснять значение слов , расширение активного словаря Ребята прочитайте слова, записанные у меня на доске, как вы понимаете их значение?
Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты).
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.
Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.
Сахара – крупнейшая пустыня на Земле, расположенная на континенте Африка. Словесный (беседа) Слова из толкового словаря Чтение первой части + обсуждение Формирование навыков выразительного чтения, умения находить информацию в книге, рассуждать, аргументировать свою позицию, пользуясь текстом. Чтение 1 части рассказа (выборочно). (Приложение 1)
Где разворачивались действия? (На море, у берега Африки)
Как Толстой описывает погоду в этот день? (День был прекрасный…)
С чем автор сравнивает погоду?
Где капитан устроил купальню для матросов? ( В парусе)
Кто был с матросами на корабле? (двое мальчиков)
Почему мальчики поплыли в открытое море? (Им тесно было в парусе)
Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? Найдите это в тексте. (Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли …)
Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
(Не злился, любовался на своего сынишку). Найдите в тексте слова его поддержки. (Не выдавай, поднатужься)
Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?
(Это означит не сдаваться, постараться победить)
Что выражает лицо артиллериста? (Радость. Он гордился сыном). Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Словесный (чтение, беседа) Вербальный (учебник) Чтение второй части + обсуждение Формирование навыков выразительного чтения, умения находить информацию в книге, рассуждать, аргументировать свою позицию, пользуясь текстом. Чтение по цепочке 2 части рассказа. (Приложение 1)
С какого слова автор начинает эту часть? Почему?
(«Вдруг…». Предвещает что-то неожиданное) Что же произошло дальше? (Все увидели в воде акулу)
Какими словами автор называет акулу? Почему?
(Морское чудовище, потому что акула - хищница.)
Что им кричал артиллерист? (Назад, вернитесь, акула)
Как отреагировали дети на его слова? (Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче)
А как автор описывает отца мальчика? Найдите это в тексте. Как вы думаете, что он чувствовал? (Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. Ужас, страх за детей)Что сделали матросы? (Спустили лодку и понеслись к мальчикам)
Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?
(Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.)Как надо прочитать? (Быстро и с чувством волнения)
На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят? (Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти). Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?
ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…
Как подействовал визг мальчика на отца? («Сорвался», «побежал»)
Как он все делал? (Он делал все быстро)
Какое решение принимает артиллерист?
Какой будет темп чтения? Какое чувство? (Чувство страха, отчаяния, волнения. Как действует команда? Почему все замерли от страха?
Почему после выстрела он закрыл лицо руками? (Он испугался, ведь он мог попасть в мальчиков. Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.)На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этому фрагменту, почему? Докажите.
Что художник на ней изобразил?
Как вы думаете, что будет дальше в этом рассказе? Словесный (чтение, беседа) Вербальный (учебник) Чтение третьей части + обсуждение Формирование навыков выразительного чтения, умения находить информацию в книге, рассуждать, аргументировать свою позицию, пользуясь текстом. Чтение 3 части рассказа (выборочно). (Приложение 1)
Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?
(Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся а посмотрел на море)
(Какое он сейчас он испытывает чувство? (Чувство счастья, успокоения)
Что его успокоило? Словесный (чтение, беседа) Вербальный (учебник) Итоговая беседа Формирование умения выделять главную мысль, идею произведения, выражать свои чувства, давать характеристику героям. Понравился ли вам рассказ?
Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?
Что особенно запомнилось?
Было ли вам страшно? За кого?
Почему рассказ называется «Акула»?
Ребята, кто главный герой этого рассказа?
(Главный герой - это старый артиллерист)
Подумайте, почему Л.Н.Толстой называет его старым? Что он хотел сказать нам этим словом? (Артиллерист – опытный)
Давайте по тексту проследим его состояние.
Любовался сыном.
Закричал
Стоял бледный Сорвался и побежал
Упал, закрыл лицо руками
Какой же артиллерист? (Он сильный, смелый, мужественный, находчивый человек).
Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом?
Какой урок хотел нам преподнести? Какова идея произведения? (Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.)Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.Словесный (итоговая беседа) ___ Собирание пословицы Расширение знания пословиц, формирование умения объяснять значение пословиц На доске вывешены слова. Ваша задача – собрать из этих слов предложение. Что получилось? (Глаза боятся – руки делают).
Что это? (пословица).
Как вы её понимаете? Объясните её смысл, опираясь на рассказ.
Знаете ли вы какие-нибудь пословицы о смелости, мужестве?
Кто смел да стоек, тот десятерых стоит.
Где смелость, там победа. Объясните смысл этих пословиц. Практический, словесный (беседа) рассыпанные слова из пословицы Самостоятельная работа в паре Формировать навык работы с текстом, умение логически выстраивать последовательность событий Будет ли рассказ являться текстом? Докажите.
Какой тип текста представляет собой рассказ? (повествование)
Сколько частей можно выделить в этом рассказе? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка действия,
концовка). Запись слов на доске.
У вас на парте находится лист с названиями частей произведения. Ваша задача, работая в паре, расположить названия частей произведения в правильной последовательности. (Приложение 2)
Проверка. Выстраивание на доске. Чтение.
Как вы думаете, что вы сейчас составили? (план произведения)
И ваше домашнее задание заключается в том, чтобы пересказать это произведение, пользуясь планом, который мы сегодня составили. Словесный (беседа)
Практический ____
Карточки с заданием, ручки 11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Формирование навыков оценивания своей работы на уроке, способов достижения лучших результатов У вас на столе лежат круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Кто сегодня хорошо рассуждал, понял рассказ, ему понравилось произведение - поднимает зелёный кружок. Кто немного не понял смысл рассказа, мало рассуждал – жёлтый кружок, кто не понял смысл рассказа, не хотел рассуждать, не понравился рассказ – красный кружок.
Кто поднял красный и жёлтый кружок, давайте вместе подумаем, над чем вам нужно ещё поработать, что нужно сделать, чтобы вы добились больших успехов? Словесный, практический Круги 3-х цветов Приложение 1.
1 часть
Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»— и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и, что было силы, поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»
2 часть
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.
Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.
Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.
Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.
3 часть
Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.
По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.
Приложение 2
Плавание наперегонки в открытом море Пронзительный визг Корабль у берегов Африки Мальчики на корабле Появление морского чудовища Купание в парусе Выстрел