КОНСПЕКТ урока по литературному чтению Тема: Исследуем законы рассказа. Л. Толстой. – «АКУЛА».
КОНСПЕКТ
урока по литературному чтению
Тема: Исследуем законы рассказа. Л. Толстой. – «АКУЛА».
Автор: Буянова Ольга Павловна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №14»,
город Братск, 1 кв. категории
2016 г.
Конспект урока литературного чтения
Тема: Исследуем законы рассказа. Л. Толстой. – «АКУЛА».
Тема Исследуем законы рассказа. Л. Толстой. – «АКУЛА».
Цель темы Познакомить детей с рассказом Л. Толстого - «Акула» и провести анализ данного произведения.
Планируемый результат Предметные умения УУД
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.
Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.
Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Личностные:
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
Строить речевые высказывания в устной форме.
Выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока Изучение нового материала
Ресурсы Система: Занкова Л.В.
Учебник: Литературное чтение 2 кл., 2ч., В. Ю. Свиридова, изд. Самара «Учебная литература», 2011 год.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Постановка целей и задач - «Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачного урока».
- Сегодня мы откроем для себя новое произведение. - Обучающиеся говорят друг другу добрые слова Личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе
2. Подготовка к восприятию. УЗ №1 «Проверка домашнего задания: чтение наизусть»
УЗУ Проверить качество выполнения домашнего задания
УЗу- Но перед тем, как мы начнем его читать, проверим д/з.
ПЗ – Дома вы должны были выучить стихотворение и собрать натюрморт.
ОРД – Начнем с проверки стихотворения. Кто готов? По очереди выходите к доске и громко, выразительно читаете стихотворение. Не забудьте назвать автора и название стихотворения.
С – стихотворение «Что я узнал!»
Автор: А. С. Кушнер.
Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, – Обязательно картина Называется пейзаж.
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, – Знай, что это натюрморт.
Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, – Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик или балерина, Или Колька, твой сосед, – Обязательно картина Называется портрет.
КВ У' с помощью у' выставляет оценки, обосновывая их.
ИВ – Молодцы! - у' поднимают руку и по выбору У' (2-3 человека) по очереди, выходя к доске, читают стихотворение наизусть.Регулятивные:
Адекватно воспринимать оценку учителя.
УЗ №2 «Проверка домашнего задания: анализ натюрморта»
УЗУ проверить усвоение детьми понятий «пейзаж», «портрет» и «натюрморт», качество выполнения домашнего задания
УЗу – Кроме стихотворения, вам нужно было приготовить натюрморт «В каморке папы Карло». Что такое натюрморт?
С: Работы детей на доске.
ПЗ – А теперь посмотрим на работы, которые вы сделали дома. Внимание на доску.
ОРД – Скажите, все ли работы являются натюрмортом? А может быть есть портрет или пейзаж? Почему?
- Кто хочет выйти и рассказать нам о своей работе?
КВ У' внимательно слушает у' и помогает им при необходимости.
ИВ – Хорошо. Вы молодцы, сразу видно все старались при подготовке домашнего задания! Натюрмо́рт — это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
- у' поднимают руку и по выбору У' выходят к доске.
Регулятивные:
Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
Познавательные:
Строить речевые высказывания в устной форме.
Выделять существенную информацию из текста.
3. Восприятие УЗ №3 «Беседа о писателе»
УЗУ систематизировать знания учащихся о писателе, о его произведениях.
ПЗ - А теперь переворачиваем страницу.
УЗу - С каким произведением мы будем сегодня знакомиться? Кто автор этого произведения? (слайд с портретом и годами жизни)
ОРД Беседа по вопросам с элементами рассказа учителя:
- Что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?
Родился Л.Н. в г.Тула. Мама умерла, когда ему еще не было и 2-х лет, а затем умер и отец. В возрасте 23 лет отправился на войну на Кавказ. А когда ему было 31 – открыл школу для крестьянских детей и сам написал несколько учебников, по которым учились дети. Потом он много путешествовал по миру, и продолжал писать для взрослых и для детей.
- А какие произведения Льва Николаевича вы уже читали? Назовите их. На самом деле, у него очень много произведений. Например: «Филипок; Косточка; Лев и собачка; Прыжок; Два брата; Три медведя». (слайд с изображенными обложками детских книг Толстого).
- Все рассказы Толстого посвящены людям, природе, животным. Все они волнуют наши чувства. А сегодня мы прочитаем произведение – «Акула».
УЗ №4 «Словарная работа»
УЗУ раскрыть лексическое значение новых слов.
УЗу - При чтении произведения вам встретятся некоторые слова и выражения. Давайте объясним их значение.
С – 1. Палуба
Купальня
Якорь
Бледный как полотно
Пронзительный визг
Ропот
Хобот
Фитиль
Артиллерист
Пустыня Сахара
Акула
ОРД после объяснения лексического значения учащимися и уточнений учителя появляется соответствующая иллюстрация
- Ребята, а что вы знаете об акуле? Где обитает? Почему ее стоит бояться?
- Насчитывается около 370 видов акул. Самая маленькая, плотоядная карликовая акула, имеет в длину всего 15 сантиметров, а китовая акула, питающаяся планктоном, достигает в длину 13 метров. Они получили широкое распространение - обитают и в прибрежных водах, и в открытом море, а есть виды, которые живут даже в реках. Большинство акул не пережевывают добычу, а заглатывают её целиком.
КВ слушает ответы учащихся, дополняет их.
ИВ – Хорошо. Теперь нам легче будет понять произведение Льва Николаевича.
УЗ №4 «Первичное чтение – слушание сказки»
УЗУ с помощью интонации и голоса передать чувства, заложенные в рассказе.
УЗу – А сейчас мы прочитаем произведение Льва Николаевича Толстого.
ПЗ, СМК – Ваша задача внимательно слушать мое чтение и прислушиваться к чувствам которые возникают у вас в душе.
ОРД – Сейчас вы просто слушаете, следить по тексту не нужно. Потом я предложу вам поделиться впечатлениями о том, что услышали.
С: Л.Н.Толстой «Акула, учебник стр.42-44
КВ учитель управляет вниманием учащихся с помощью изменения интонации и голоса.
ИВ – Что вы почувствовали? В какие моменты было особенно страшно? Почему? - «Акула» (стр. 42) Л.Н.Толстой- Лев и собачка; Косточка; Прыжок; Филипок и т.п.»
- Горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
- Строение для купанья (на воде или у берега)
-Металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
- Белее бумаги.
- Острый, режущий слух звук.
- Недовольство
- Упирающаяся, в землю задняя часть пушки
- Горючий шнур для воспламенения зарядов.
- Военнослужащий при огнестрельном орудии.
- Крупнейшая жаркая пустыня.
- Крупная хищная морская рыба.
- Внимательно слушают сказку.
- у' высказывают свои мысли. Познавательные:
Строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
4. Осмысление УЗ №5 «Определение литературного жанра»
УЗУ развивать умение определять жанр произведения
УЗу – Давайте определим жанр произведения «Акула»
ПЗ – Для этого вспомним, какие литературные жанры вы знаете.
С вопросы учителя, ответы детей о литературных жанрах
ОРД учащиеся называю известные им литературные жанры, после чего определяют жанр произведения «Акула»
- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?
КВ У' внимательно слушает у', корректирует ответы при необходимости.
ИВ – Отлично!
УЗ №6 «Повторное чтение сказки»
УЗУ развивать навык осознанного выразительного чтения
УЗу – А теперь давайте прочитаем рассказ еще раз.
ПЗ – Все нашли начало текста.
СМК – Постарайтесь читать так, чтобы слушателям было понятно, какие чувства вы испытываете. Внимательно слушайте друг друга.
С: Л.Н.Толстой «Акула, учебник стр.42-44
ОРД – Читаем громко, четко. По цепочке, начиная с первого ряда. Каждый читает по 2 предложения. Первый читающий не забывает назвать автора и название рассказа.
КВ учитель наблюдает за чтением учащихся, за дисциплиной
ИВ – Хорошо. Ребята, а как вы думаете, почему автор назвал этот рассказ акула? Почему не мальчики, не артиллерист, не пушка?
- Потому что на её появлении основан сюжет рассказа. - Комедия, лирическое стихотворение, мелодрама, повесть, поэма, рассказ и т.д.
- Рассказ, потому что в произведение рассказывается об одном событии в жизни персонажа.
Регулятивные:
Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
Познавательные:
Строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Формулировать собственное мнение и позицию.
6. Подведение итогов. - А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте листок с изображением кораблика с мачтой, но без паруса. Раскрасьте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.
СЛАЙД 1. Отлично работал и многому научился - зеленый. 2. Хорошо работал на уроке - синий. 3. Надо постараться - красный.
Итак ребята, сегодня мы познакомились с новым произведением. А как вы думаете, для чего автор его написал, что он хотел сказать нам своим рассказом?
- У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой. - высказывают свое мнение. Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
7. Организация Д/з Пересказ сказки «Акула» стр. 42-44. Резервное задание:
В презентации, на слайдах будут картинки. К ним, у' должны подобрать строчки из сказки.
«Тест по произведению»
УЗУ Проверить осмысленность чтения нового произведения.
УЗу - А теперь проверим на сколько внимательно вы читали и слушали сказку.
ПЗ – Для этого выполним тест.
С – Тест:
1 вариант.
1. Где стоял корабль?
а) у берегов Австралии
б) у берегов Африки
в) у берегов Америки
2. Какая погода установилась к вечеру?
а) прохладная
б) приятная
в) жаркая, душная
3. Куда мальчики поплыли наперегонки?
а) к небольшому островку
б) к берегу
в) к тому месту, где был бочонок над якорем
4. Кто был отцом одного из мальчиков?
а) капитан
б) судовой врач
в) старый артиллерист
5. Почему артиллерист кричал «Назад» Вернитесь!»:
а) начинался шторм
б )появился пиратский корабль
в) появилась акула
6. К какому литературному жанру относится произведение «Акула» Л.Н.Толстого?
а) сказка
б) рассказ
в) басня
2 вариант.
1. Что произошло с отцом мальчика?
а)побледнел и стоял, не шевелясь
б)упал за борт
в)прыгнул в шлюпку и поплыл к детям
2. Какая картина предстала перед глазами людей на корабле, когда дым рассеялся?
а)тонущий пиратский корабль
б)мальчиков не было видно
в)жёлтое брюхо мёртвой акулы
3. Где стоял корабль?
а)у берегов Австралии
б)у берегов Африки
в)у берегов Америки
4. Какая погода установилась к вечеру?
а)прохладная
б)приятная
в)жаркая, душная
5. Кто был отцом одного из мальчиков?
а)капитан
б)судовой врач
в)старый артиллерист
ОРД – Перед вами лежат тесты. Подпишите их на верхней строке. Прочитайте вопрос, выберите правильный ответ и обведите его в кружочек. Тоже самое делаем с остальными вопросами.
КВ - после выполнения теста работы собираются и проверяются учителем.
ИВ – Надеюсь, вы были внимательны. За это задание вы получите оценку.
- Выполняют тест, выбирая правильные варианты ответа: 1 вариант.
1 – б;
2 – в;
3 – в;
4 – в;
5 – в.
2 вариант:
1 – а;
2 – в;
3 – б;
4 – в;
5 – в.