Урок литературного чтения , 2 класс Сказка Дети Деда Мороза
Методическая разработка урока литературного чтения
по теме: «Русская народная сказка. Дети Деда Мороза»
Учитель начальных классовМБОУ «ЗСОШ»Зырянского района, Томской области
Артёмова Татьяна Борисовна
Дидактическая цель: Формирование новых знаний
Тип: Усвоение новых знаний
Задачи :
Образовательные :
Отрабатывать навык осознанного чтения
Учить пересказывать по плану
Читать по ролям
Определять жанр и тему произведения
Развивающие:
Развивать речь
Эмоции
Мышление
Творческую деятельность
Воспитательные
Прививать интерес к чтению
Прививать любовь к природе
Прививать такие качества, как доброта, дружба, помощь
Методы :Репродуктивный , проблемный, поисковый
Формы работы : фронтальная, групповая, работа в парах. индивидуальная.
Средства обучения : технические, учебник, тетради с печатной основой, рисунки учащихся.
Ход урока.
1.Создает положительный эмоциональный настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть.
Покажите, с каким настроением вы начинаете урок? Замечательно! Ваши улыбки так и светятся на ваших лицах. Надеюсь, за время урока ваше настроение не испортится. А теперь повернитесь к гостям, поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки. Садитесь.
2.Актуализация знаний.
Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? О чём он?
На прошлом уроке я предложила Вам выполнить творческое задание – сочинить своё стихотворение о зиме и нарисовать к нему иллюстрацию. Давайте посмотрим, как вы выполнили это задание.
На доске рисунки
Вы все молодцы. Очень красивые получились рисунки. Но вы также сочинили стихи о зиме. Послушаем Полину, Риту.
Спасибо. Остальных мы послушаем на следующем уроке.
- Ребята, а что такое сказка?
-На какие две большие группы делятся сказки? Какие сказки мы называем авторскими, а какие народными?
Как вы думаете, а много ли сказок на свете? Правильно. Можно ли сосчитать звёзды на небе, капли в море
Вот сколько сказок на свете!
3. Постановка темы и целей урока
-О ком будем читать сегодня, вы узнаете отгадав загадки.
Слайды №1-3
- Как вы думаете, кого здесь не хватает? (Деда Мороза)
Подсказка:
Ребята, перед вами иллюстрация к новому произведению.
Слайд №4
- Давайте подумаем, почему эти герои собрались вместе?
-Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети?
-Какие дети могут быть у Деда Мороза?
-Давайте наметим план наших действий. С чего мы обычно начинаем работу? А потом?
1. Чтение сказки учителем.
2.Чтение учащимися.
3. Работа над непонятными словами.
4. Моделируем обложку.
5. Беседа по содержанию.
6.Работа в тетрадях.
Ребята, сегодня нам с вами предстоит сделать важное открытие «Зачем земля покрывается снежным одеялом?»
(слайд №5)
IV. Первичное усвоение новых знаний
- Я буду читать, а вы внимательно слушать и глазками будете следить по тексту.
(На экране появляется название произведения. Текст читает учитель)
Слайд №6
- Верны ли оказались ваши предположения?
- Какое настроение у вас вызвала эта сказка? Почему?.
Сейчас прочитаем произведение все вместе.
- Все ли слова вам понятны в этой сказке?
На слайде №7
что это такое? Как вы понимаете? А вот как даётся объяснение этого слова в словаре Ожигова
Иней-осадки в виде ледяных кристаллов, оседающих на поверхности предметов.
Нагнал – собрал в одном месте.
- Какой следующий пункт плана наших действий?
Составить модель обложки
- Я предлагаю вам поработать в парах и составить модель обложки.
Давайте проверим, всё ли у вас получилось
- Посмотрите на экран и сравните со своей обложкой. У кого правильно, поднимите руки? (слайд №8)
Какой следующий этап нашей работы?
Ответы на вопросы по содержанию
Фронтальная работа. Слайд №9
Сколько детей было у Деда Мороза? Найдите в тексте имена детей и зачитайте..
Зачем Мороз собрал своих детей? Найди ответ в тексте и прочитай.
- Прочитайте в учебнике второй вопрос и дайте на него ответ.
- Прочитайте. Какую работу сделали дети Деда Мороза?
Каких детей вырастил Дедушка Мороз? Обоснуйте свой ответ.
- Почему отец особенно похвалил Снежинку? Зачитайте, что ей сказал отец.
- Да, Снежинка пожалела землю. Так какой была Снежинка, прочитайте слова и назовите лишние? (слайд №10).
- Так как же Снежинка пожалела землю?
- Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.- Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки. Под такой периной растениям тепло (слайд №11-12)
Физкультминутка. Слайд №13
Работа в группах (в тетрадях)
1-я группа – 1 вопрос
2-я группа- 2 вопрос
3-я группа- 3 вопрос
4-я группа- 4 вопрос
- Так зачем же земля покрывается снежным одеялом?
Слайд №14
6.Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
Мы сегодня познакомились со сказкой, которую сочинил русский народ, посмотрели, как художник нарисовал её героев. Но мы можем показать и своё творчество.
На партах картон синего цвета, мелки. Ребята рисуют зиму
- Подведём итоги нашего урока.
- Какую сказку мы читали на уроке?
- Что вы узнали нового? Чему удивились?
Оцените свою работу на уроке.
Выберите снежинку того цвета, который соответствует вашим знаниям и успехам на сегодняшнем уроке и прикрепите её на доску.
Как много снега!
Домашнее задание:
Предлагаю вам выбрать самостоятельно то задание, с которым, на ваш взгляд, вы сможете справиться, которое вам будет по силам.
- подробный пересказ по плану (уч. стр.141 №5);
- рисунки героев сказки
-чтение по ролям (уч. стр.141 №4);
-Всем спасибо за урок. Вы были сегодня интересными собеседниками и внимательными слушателями.
15