Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой Акула
5.12.13 3 а класс Открытый урок по литературному чтению. Учитель Хасанова Л.А Тема : Л.Н.Толстой «Акула».
Цели:
1.познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Акула»;
2.обучать выразительному чтению для более глубокой и тонкой передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображённым событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок к вопросам ; понимать тему и главную мысль рассказа.
3.создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения;
4.формировать умения строить умозаключения;
5.воспитывать любовь к чтению ; культуру общения, общечеловеческие ценности. Планируемые результаты: 1.учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; 2.планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; 3.понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение к прочитанному; 4.определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Универсальные учебные действия: 1.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2.Создание способов решения проблем поискового характера; 3.Инициативноое сотрудничество в поиске и сборе информации. 4.Умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: портрет писателя, толковые словари, компьютер, наглядность к уроку, выставка книг, опорные таблицы .
Ход урока I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
1. -Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь и приступим к работе.
2.« Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
II.Речевая разминка. 1.Чтение «птичьим базаром» «Белеет парус одинокий, В тумане моря голубом . Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в краю родном?» Медленное чтение с ускорением. Выразительное чтение.
III. Мотивация. Постановка целей.
1. - Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение. ( Совпадают портрет и фамилия только одного автора).
А.С.Пушкин
Л.Н.Толстой
М.Ю.Лермонтов
-Мы, действительно, будем сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. 2. А чем именно будем заниматься на уроке определите с помощью опорных фраз: ( На доске записаны опорные фразы, дети читают начало, продолжают фразу самостоятельно)
- продолжим знакомство с творчеством …
- расширим свои знания о жизни …
-продолжим работу над развитием читательских…
3. На уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Для чего Лев Николаевич Толстой взялся за перо? Что хотел донести до нас автор?»
IV. Проверка домашнего задания.
1. Дом. задание: прочитать текст о детстве Толстого; подготовить дополнительную информацию о жизни писателя; принести любимую книгу для выставки.
2. -Я пишу предложения мокрой тряпкой на доске, вы запоминайте их, пока не высох след, повторите, как запомнили.
Граф.
Ясная поляна
Школа для детей.
- Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? - Вы уже многое знаете о творчестве Л.Н.Толстого, можете рассказать о его жизни, поделиться своими впечатлениями о его произведениях. Что вы хотите рассказать для всех?
3. выступление учащихся) Учитель: Своё детство и большую часть жизни Лев Николаевич провел в имении Ясная Поляна, неподалеку от Москвы и Тулы. Ему было полтора года, когда умерла его мама, но теплота большой и дружной семьи – сначала отец, а потом бабушка, тётки, три брата и сестра – не давали возможности остро ощущать сиротство. Л.Н.Толстой считал детство не только самой счастливой но и наиболее важной порой, потому что именно тогда его душе было дано направление, куда расти, к чему стремиться. Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много работал. Свои сочинения он по нескольку раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтоб сделать их хорошими. Толстой любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудиться. Очень долго Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич построил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. По этим учебникам училось не одно поколение детей.
V. Работа с выставкой книг. - Обратите внимание на выставку книг?
- Кто автор этих книг?
- Как назвать её? Почему?
- Какие произведения читали самостоятельно?
- Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой?
- Выберите из выставки басни, были, рассказы. ( Дети называют варианты и показывают книги)
--О чём пишет этот автор? Что его волнует? (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.)V. Подготовка к восприятию.-Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.
VI. Предварительная словарная работа.
1.-В этом произведении вам встретятся новые слова. Обратите внимание на доску, прочитайте слова, записанные . Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше. . Фитиль – шнур для поджигания пороха.
· Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.
· Палуба – часть судна.
· Якорь –
-Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).
- Задание: 1 группа ищет в толковом словаре значение слов: артиллерист и зачитывают всему классу.
2-5 группа ищет в толковом словаре значение слова ропот. 3-4 группа ищет в толковом словаре слово фитиль 6 группа ищет слово якорь 2.Подберите синоним словам : Брюхо – живот, полотно- ткань, пронзительный визг- громко закричали, подле – возле, разошёлся-разыгрался
VII. Работа над новым материалом. 1. Первичное чтение текста учителем до слов «Акула плыла прямо на мальчика…»
- А теперь внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите.
2. Прогнозирование по содержанию:
- Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события?
3. Чтение текста до конца учителем.
4. Пауза для эмоционального восприятия. VIII. Физкультминутка – релаксация 1. -Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку. 2. -Откройте глаза, поделитесь своими впечатлениями о произведении.
-Совпали ли предположения?
-А как бы вы назвали это произведение? (ответы детей)
-Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором.
Открывается название рассказа на доске. IX. Работа с энциклопедией «Хочу всё знать»
1.-Давайте посмотрим и послушаем материал об акулах. Акулы- самые большие и хищные рыбы на свете. У большинства акул клинообразная ,заострённая голова, длинное тело и острый треугольный спинной плавник, временами выступающий над водой. Скелет акулы состоит не из костей, а из гибких хрящей .Большинство акул обитает в тёплых морях. Самые крупные ,океанские акулы , такие, как китовая акула, достигают 15 метров – длиннее чем автобус. Акулы нападают на людей, разрывая их тело своими острыми ,словно зубья пилы, зубами. Белая акула способна заглатывать свою жертву целиком. В желудке этих акул попадаются остатки больших животных, как дельфинов, тюленей . Акул всегда привлекает запах крови, и почувствовав его они нападают на любого оказавшего рядом, в том числе и на других акул -Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное. 2. Составление коллективного синквейна по изучаемой теме:
1) Написать имя существительное по теме.
2)Два имени прилагательных
3)Три слова-действия
4) Предложение
5) Слово-смысл темы.
Акула
Огромная, кровожадная.
Плавает, нападает, поедает.
У акулы острые зубы.
Хищник. Проверка: –Какие ещё слова вы подобрали? Море, пароход, артиллерист, матрос, мальчики. Самооценка.
X. Анализ произведения.- Расскажите, что вы пережили во время чтения рассказа? Уже в названии рассказа есть что-то тревожное, предчувствуешь, что что-то случиться. 1. ( Да, название вызывает беспокойство, потому что акула страшный хищник моря.)
2. (Начало рассказа спокойное. Потом, когда мальчики вздумали купаться, плавать наперегонки в открытом море – начинаешь волноваться. )3. (Резко и неожиданно раздается крик: «Акула!»- и сразу становится страшно.)(А я чувствовал ужас, когда матросы были далеко, а акула в 20 шагах. )(Сердце сжалось от волнения.)
4. (Но в конце – по волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы – радость и облегчение!)
Учитель: Да, Лев Николаевич Толстой заставил нас пережить и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – в радость и облегчение.
XI. Физкультминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брас.
Одной, другой, это – кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин,
Плыли вдоль и поперек
И вернулись на урок.
XII. Закрепление изученного материала. 1. Ответы на вопросы.
-Почему рассказ называется «Акула» ?-Кто по вашему главный герой рассказа? Обоснуйте ответ. (Артиллерист)
- Посмотрите, как его изобразил художник.
2. Открывается портрет артиллериста.
- Что можете сказать? Каким он был человеком?
На доске появляется характеристика героя:
*сильный духом
*мудрый
*мужественный
*опытный
*находчивый
*решительный
*смелый
*бывалый
Учитель: Главным героем, конечно, является артиллерист, отец мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.
2.-Возьмите в руки простые карандаши, проследите по тексту его действия и состояние.
1)Работа в группах.
1.Учащиеся восстанавливают подтекст «Переживания артиллериста» и рисуют модель, отражающую его состояние:
Радость страх отчаяние успокоение
любовался закричал упал, открыл лицо
сыновьями бледный закрыв лицо посмотрел
руками на море
3.Упорядочить картины по содержанию (дети плавают за бортом, подплывает акула, артиллерист у пушки, перевёрнутая акула, матросы на лодке, радость моряков)
XIII. Итог урока:
-Как вы относитесь к поступку артиллериста?
-Что его побудило совершить этот поступок? (Любовь к сыну)
-Пришло время подвести итог: С какой целью написал Толстой свой рассказ? Какой смысл в нем заложен?
Этот рассказ помог понять вам сложность описанной ситуации, пригласил к размышлению.
-Народная мудрость гласит: «Любовь побеждает все!» - Вы согласны?
XIV. Рефлексия.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!
-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.
XV. Домашнее задание.
1)Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).
2)Как вы думаете, кому и как мог рассказать об этом старый артиллерист ? Творческий пересказ от старого артиллериста.
3)Составить три – четыре вопроса к прочитанному тексту.
Записи на доске:
1.А.С.Пушкин и портреты Толстого, Чарушина, Гоголя.
Л.Н.Толстой
М.Ю.Лермонтов
2.- продолжим знакомство с творчеством …
- расширим свои знания о жизни …
-продолжим работу над развитием читательских…
3. Фитиль –
Палуба –
Артиллерист –
Якорь –
4.Брюхо – живот полотно- ткань пронзительный визг- громко закричали, подле – возле разошёлся
5.*сильный духом
*мудрый
*мужественный
*опытный
*находчивый
*решительный
*смелый
*бывалый