Занятие литературного чтения по теме Л.Н.Толстой Акула


Ф.И.О. учителя: Кирясова Ирина Фёдоровна
Класс: 3 класс
Учебный предмет: литературное чтение.
Время занятия: 20 минут
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России») Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий- М.: Просвещение (Учебник, 2014)
Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Акула»
Тип урока: комбинированный
Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения.
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;
-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- способствовать развитию чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;
- формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивании поступка героя.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н Толстого;
-продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции;
-способствовать умению выделять главную мысль произведения;
- формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте;
- развивать навыки анализа художественного произведения,
-способствовать развитию творческих способностей учащихся
совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Средства (оборудование):
1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Плешаков);
2)проектор-компьютер;
3)презентация
4) карточки для работы в парах


Технологическая карта занятия
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент
Цель: организация направленного внимания на начало урока
Актуализация знаний, мотивация, (подготовка к восприятию)
Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия

Постановка цели и задачи урока.
Цель: формирование цели урока учителем.
Сообщение об акуле
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
- Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть вас. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Пусть это весёлое настроение не покинет нас до окончания занятия. Прошу вас сесть. Приступим к работе .- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством выдающегося русского писателя Льва Николаевича Толстого. (слайд 1) Что вы знаете о нем? О чём пишет Л.Н. Толстой?(Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе)
-А с какими произведениями вы уже знакомы ? Выберите из списка (слайд 2 )-А вот с каким произведением мы познакомимся сегодня на нашем занятии вы скажите мне сами.
- У вас на партах лежат карточки с загадками , прочитайте их друг другу. Найдите ответ на карточках ,которые лежат у меня на столе и зафиксируйте его на доске.
(Приложение 1)
- Определите, к какой группе относятся данные слова (морские обитатели)
- Сейчас Оля зачитает из энциклопедии часть статьи ещё про одного морского обитатели, а вы подумайте о ком идёт речь.
« Страшная хищница моря. Очень древние рыбы. Целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадёт ли в море человек, но если такого не случается, то они с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают всё подряд, даже консервные банки и всякий хлам . Кожа покрыта чешуёй и острыми шипами. Благодаря видовому многообразию длина этого животного очень различается: мелкие донные едва достигают 20 см, а большие вырастают до 20 метров и имеют вес 34 тонны (масса среднего кашалота) (АКУЛА) (Слайд 3)
- Ребята, что вы знаете об акулах?
- Как называется текст, который прочитала Оля? (научно-познавательный). Почему?
- Значит как называется произведение Л.Н. Толстого? (акула)
-Какова цель нашего занятия?
- Для этого какие задачи нам необходимо поставить?
-Можно ли по названию определить будет ли оно смешным, серьёзным, шуточным, поучительным, страшным?
- Попробуйте предположить, о чём или о ком может пойти речь, прочитав опорные слова (Слайд 4)
- Рассмотрите иллюстрации к произведению.
Смотрят друг на друга, улыбаются
Дети отвечают на вопросы.
Дети работаю в парах, подходят к столу и находят ответ, фиксируя на доске.
Ученица читает часть текста из энциклопедии.
Ответы детей.
Дети помогают учителю в формулировке задач урока
Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
Регулятивные: формулировка задач урока с помощью учителя.
Словарно-лексическая работа.
Работа в парах
Знакомство с произведением.
Рефлексия
Домашнее задание
Творческое задание -Обратите внимание, что в тексте встретятся незнакомые слова.
Купальня – строение для купанья.
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного оружия (пушки, минометы).
Палуба – часть судна.
Фитиль –шнур, который поджигают для произведения выстрела
Ропот – неуверенный, тихий возглас
Чтение учителем произведения.
- Подтвердились ли ваши предположения?
-К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? (Это рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-то событии в жизни героев) 
- Назовите героев этого рассказа (мальчики, матросы, капитан, старый артиллерист) 
- Что вас взволновало больше всего? За кого вы больше всего переживали?
- Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?
- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?
- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала?
- Когда артиллериста охватил страх?
- Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей?
- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?
- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?
- Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики?
- Чему учит данный рассказ?
-У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.
- Более подробная основательная работа по рассказу вас ждёт на следующем уроке.
На этом наше занятие подходит к концу. Мне хочется увидеть как вы сами оценили свою работу на занятии. Для этого на доске кораблики , приклейте паруса в соответствии с оценкой вашей работы на уроке
Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!
Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались не такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
-Вам необходимо дома не просто прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Акула», но и выполнить задание, данное на «цветном карандаше»
(Приложение 2)
Дети работают со словарём Ожегова.
Дети отвечают на вопросы.
Дети выбирают бумажные «цветные карандаши» с банком домашних заданий по литературному чтению Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.Умение договариваться друг с другом и представлять свой результат
Формирование лексических умений
(Познавательные УУД.)
Умение слушать и работать в соответствии с целевой установкой
Взаимодействие с учителем и друг с другом.
(Регулятивные УУД)
Регулятивные : дети дают самооценку учебной деятельности,

Приложение 1
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть…
(дельфин)
Это самый крупный зверь,
Словно лайнер многотонный.
А питается — поверь! —
Только мелочью — планктоном.
Проплывает тут и там
По арктическим морям.

(Кит)
Ползет в море паук –
Восемь ног, пара рук.
В руках клешни,
В глазах – испуг.

(Краб)
 
Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У моллюска – восемь ног.
То придонный…

(Осьминог)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее?

(Медуза)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской…
(Конёк)
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде
Путешествует без страха
В этом доме…
(черепаха)
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он…
(скат)
Приложение 2
Банк домашних заданий по литературному чтению
Дата выполнения
домашнего задания
№ задания № задания
Виды заданий
20.01.2017 9 1 Выразительное чтение
2 Чтение по ролям
3 Громкое чтение
4 Пересказ понравившегося отрывка
5 Найди материал об авторе
6 Слушаем всей семьёй
7 Конкурс чтецов
8 Ответы на вопросы
9 Нарисуй иллюстрацию к произведению
10 Беглое чтение
11 Пересказ по плану
12 Составь план
13 Краткий пересказ
14 Найти книгу по теме произведения
15 Полный пересказ
16 Чтение отрывка