Урок литературного чтения на тему Л.Н. Толстой Акула
Урок литературного чтения
Тема: Л.Н. Толстой «Акула».
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого. Развивать навыки беглого осознанного чтения, память, внимание, воображение, воспитывать интерес к чтению.
Задачи урока:- познакомить обучающихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность.- работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.- расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким. Планируемые результаты:Личностные УУД:Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений; основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.Метапредметные УУД:Регулятивные:Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.Познавательные:Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.Коммуникативные:Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работы.Тип урока:урок изучения нового материала.Оборудование:мультимедийный проектор, портрет писателя Л. Толстого, карточки с заданиями, учебник по литературному чтению для 2 класса.Формы организации познавательной деятельности:коллективная, групповая, парная, индивидуальная.Ожидаемые образовательные результаты: знают название рассказа и его автора; характеризуют действующих лиц рассказа на основании их поведения; отбирают в тексте материал для выборочного чтения; составляют рассказ о герое, выражаюи личностное отношение к событиям и героям; составляют план рассказа.
Этапы урока Ход урока
1. Организационный момент. 1. Проверка готовности к уроку.
- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книга, карандаш, подставка?
Есть у нас девиз такой:
Все, что нужно, под рукой!
2. Проверка домашнего задания. 1. Упражнение в ритмическом чтении.
- У вас на столах лежат карточкис отрывками из изученных стихотворений. Такая карточка есть и у меня. Я буду начинать читать отрывок из стихотворения, а вы должны почувствовать темп, ритм, найти и прочитать продолжение отрывка из карточки.
(Дети читают 3 отрывка, последний из них М.Ю. Лермонтова «Горные вершины».)
- Что вы можете сказать о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Горные вершины»?
(Это стихотворение -перевод стихотворения немецкого поэта Гёте.)
Дома вы должны были по выбору выучить наизусть одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова.
2. Работа в парах.
-Поупражняйтесь в выразительном чтении, поработайте в парах, расскажите друг другу стихотворения.
3. Выразительное чтение стихотворений.
Оцениваем:
выразительность, выбор нужной интонации;
четкость, громкость произношения;
свое отношение
- Слушаем внимательно своих товарищей, выбираем лучшего чтеца, помогают оценивать представители каждого ряда.
(«Утес», «Горные вершины», «Осень», «Два великана».)
- кто же из ребят по вашему мнению лучше всего прочитал стихотворение? Почему?
3. Постановка цели урока. - сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством великих русских поэтов и писателей. Одним из самых известных является Лев Николаевич Толстой.
- С какими произведениями этого писателя мы с вами знакомы?
(«Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Ученый сын», «Как мальчик рассказывал про то, как в лесу его застала гроза», «Осел и лошадь», «Филиппок».)
- что вам известно о жизни и творчестве этого писателя?( Ответы детей)
1. Биографическая справка. Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году, почти 200 лет назад. А умер в 1910 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе.
Толстой принадлежал к древнему русскому роду. Лев Николаевич находился в родстве с А.С. Пушкиным, прабабки Пушкина и Прабабка матери Толстого были сестрами. Л.Н. Толстой рано потерял отца и мать. Его интересы были разносторонними. Он был поразительно способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. Собрание его сочинений составляет 90 томов. В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. Во времена, когда жил Толстой было мало школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой открыл в Ясной поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.
- Итак, ребята, что вы запомнили из моего рассказа о жизни и творчестве писателя.
На доске в помощь висят цифры: 1828 — 90 — 1910 (Ответы детей)
- Молодцы! Вы были внимательны! А теперь потренируем вашу память.
-Встали!
4. Физкультминутка на развитие внимания и памяти. Показ 6 цветных рыб(20 сек.) через 20 секунд убираю их и спрашиваю об их последовательности.
1. Окунь
2. Золотой конек
3. Кит
4. акула
5. Щука
6. дельфин
- На какие группы можно разделить всех рыб?
Затем снова показываю всех рыб, предварительно убрав одну рыбу.
- какой рыбы не хватает? (Акулы)
-Кто может рассказать, что это за рыба?
Подготовленный ученик:
Из всех животных плавающих в море, акула вызывает наибольшую ненависть и страх. Акулы часто атакуют снизу, загибая рыло вверх, чтобы вонзить в жертву страшные зубы. Укус может быть очень глубоким, в зависимости от размеров и свирепости хищницы. Жертвами нападения акул бывают не только люди, но и : дельфины, морские черепахи, львы, птицы, рыбы, наземные животные, которые упали или вошли в воду. Наиболее грозная и страшная — белая акула. Ее длина 6.5 метров, весит более 3 тонн.
«Акула» - это произведение Толстого, с которым мы будем сегодня работать , обсудим его, продолжим работу над выразительным чтением, будем учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам.
1. Отработка техники чтения
ВЫ — ТЯ — ГИ — ВА — ЛИСЬ
АР — ТИЛ — ЛЕ — РИСТ
ПРОН — ЗИ — ТЕЛЬ — НЫЙ
ДВЕ — НАД — ЦА — ТИ — ЛЕТ — НИЙ
РАЗ — МАХ — НУЛ — СЯ
- Прочитай слова сначала по слогам, затем целыми словами.
2. Работа с толковым словарем
- Дома вы должны были поработать с толковым словарем и подготовиться объяснить смысл данных слов.
Артиллерия — огнестрельное оружие: пушки, гаубицы, минометы.
Артиллерист — военнослужащий артиллерии
Хобот — упирающаяся в землю задняя часть орудийного лафета
Лафет — станок артиллерийского орудия
Фитиль — горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстоянии при производстве взрыва.
Пронзительный — резкий на слух
Застлал — закрыл, покрыл туманной пленкой
3. Чтение рассказа
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием? ( Об акуле)- Как выдумаете, кто будет героем этого произведения?– Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?
- Верны ли ваши предположения, мы узнаем, когда прочитаем рассказ Л.Н. Толстого «Акула».
-Откройте учебники на стр.152
Чтение текста подготовленными учениками.
4. Работа по содержанию
-Верны ли были наши предположения?
Чтение текста подготовленными учениками.
4. Работа по содержанию
-Верны ли были наши предположения?
-Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа? (Чувства тревоги, переживания)
- Было ли вам страшно? За кого? (Страшно за жизнь мальчиков)
- Где разворачивались действия в рассказе? (На корабле)
- где капитан устроил купальню для матросов? (В парусе)
- Как вы думаете, почему мальчики поплыли в открытое море? (Стало тесно купаться в парусе). Найдите и прочитайте.
- Что произошло дальше? (Мальчиков начала преследовать акула)
Что сделал артиллерист? (выстрелил из пушки)
6. Физкультминутка Я думаю, что рассказ заставил нас с вами сильно поволноваться, попереживать. Давайте, немножко отвлечемся, отдохнем.
Как живешь?
Как идешь?
Как бежишь?
Как летишь?
Как плывешь?
Как шалишь?
Ночью спишь?
Как сидишь?
7.Групповая работа. Творческое задание 1гр. – сопоставить настроение героев рассказа с частями плана.- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)Название части Настроение 1.Купальня в парусе. Спокойное2.Мальчики в открытом море. Волнение
3.Акула. Тревога, страх
4.Выстрел. Ужас
5.Дети спасены. Радость и облегчение
2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.Душа в пятки ушлаЛёгок на поминеСам не свойРиск – благородное делоДержать ухо востро3гр.- . - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств.• сильный духом трусливый• мудрый мужественныйчестный слабохарактерный• веселый опытный• беззащитный смелыйбывалый решительный
7. Обобщение материала - Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял на палубе и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти).- Каковы могли быть последствия выстрела?- Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности)- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.- Чему же учит этот рассказ Л.Н. Толстого? (взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию)- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;Чтобы показать, как переживают родители за детей;Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.)
8. Домашнее задание Всему классу: выразительное чтение рассказа.По выбору учащихся:- разделить текст на части;- приготовить пересказ (от лица мальчиков, артиллериста, или рассказчика);- нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;
9. Подведение итогов
Рефлексия Итак, чему же мы учились сегодня на уроке? (оценивать поступки героев, анализировать произведение, выделять главную мысль)- Какие задания вам показались сложными для выполнения? Как вы с ними справились?– Что нового, интересного узнали?Дополнить предложения:На уроке я понял, что…Я расскажу товарищу,