Л.Толстой Акула урок литературного чтения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 14 г.НИЖНЕВАРТОВСКА»
ХМАО Югры
Конспект открытого урока программы литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»»
учителя начальных классов высшей категории Семёновой Татьяны Евгеньевны
-1-
Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого;
- познакомить с краткой биографией писателя;
- развивать представление о выразительных возможностях слова
и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной
окраски текста;
- развивать умение анализировать текст, понимать поступки
героев;
-наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
-развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.
Оборудование: - презентация с иллюстрациями к произведению;
- 2 фотографии акулы (А 4): одно фото разрезанное
на 5 фигур;
- словарные слова на карточках: хобот, фитиль, ропот,
артиллерист, фитиль;
- для каждого ряда полоски синей бумаги (море),
расположенные вертикально с обратной стороны доски;
- рисунки корабликов на магните по количеству полосок
синей бумаги;
- паруса для корабликов алого цвета и серого цвета
в расчете на каждого ребенка двух цветов.
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности:
-Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с хитрым заданием. (на доске по центру:
артиллерист – а) военнослужащий
б) спортсмен
полотно - в) слабое освещение
г) льняная ткань
фитиль – д) горючий шнур для орудия
е) тропическое растение
ропот - ж) негромкая недовольная речь
з) классическая музыка
хобот - и) удлиненный нос
к) задняя часть орудия (для этого слова важно сказать, что оба толкования правильные, но только первое слово «артиллерист» подскажет выбор)
- 2 –
/ На доске слева разрезанная картинка акулы (5 частей под буквами правильных ответов словаря: а, г, д, ж, к и 5 частей бумаги без рисунка/.
аааа
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
-Дети, найдите правильное толкование словарному слову, выбрав ответ среди двух предложенных. Правильный ответ оставим, а фигуру с буквой неправильного толкования уберем. (на доске останутся 5 фигур, которые перевернув, сложить как пазлы для воссоздания рисунка акулы. Картина будет разрезанной и здесь нужно ее заменить на целую)
-Что скажите?
+ На уроке будем говорить, и читать об акуле.
-Верно. А какое литературное произведение по-своему содержанию нас ждет: научный, научно-популярный или художественный текст?
+разные варианты ответов Нужно прочитать или открыть учебник хотя бы, чтобы узнать.
- 3 -
II. Работа над новым материалом:
-Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка, который экватор делит пополам
+Африка__________________слайд презентации
-Назовите климатический пояс.
+жаркий
-Попробуйте ощутить горячий пустынный ветер
-А какой транспорт выберите для путешествия?
+корабль
-Точнее парусник____________слайд презентации
(остальные слайды - рисунки по тексту появляются - из любой книги «Акула»)
-Вперед. (читаю рассказ, выдерживаю «занковскую» паузу)
-Что скажите?
+ мнения детей, включая ответ о художественности текста
-Я вижу, произведение взволновало вас. Назовите самые волнующие моменты. Сразу же обратимся к тексту, зачитаем эти моменты и обведем овалом те слова, которые автор использовал для усиления наших чувств
С.37 1-ый абзац – акула, чудовище
2 –ой абзац - бледный, не шевелясь
3 –Ий абзац - пронзительный визг
4-ый абзац - сорвался, замерли от страха, закрыл
лицо руками
-Кто первый начал действовать? Найдите, зачитайте.
-Почему артиллерист смотрел на мальчиков не шевелясь, и не предпринимал никаких действий?
+ там был его сын..
- 4 –
-Что же заставило артиллериста броситься на помощь?
+отцовские чувства
- Прочитаем, как повел себя дальше артиллерист. Дайте характеристику этому герою.
-Посмотрите по тексту, много ли восклицательных знаков, усиливающих напряжение?
+нет
-А как же получилось прочитать, услышать все напряжение?
+ у автора особые слова, выражения
III. Актуализация знаний.
- Как на судне оказались маленькие мальчики?
+ответы детей
-Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости. Этому есть свидетельство в рассказе. Как они плавали? Зачитайте.
+ ( по тексту)
-Какое важное мужское качество затрагивает автор в произведении?
+ смелость
-А вы прочитали имя автора?
+Л.Н.Толстой
IV. Новое сообщение.
-Тема смелости, отваги, выносливости близка Льву Николаевичу, т.к. он сам служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами.
А еще до армии Будучи маленьким мальчиком увлекался разными науками: историей, музыкой, географией, рисованием, медициной. Всю жизнь он пополнял свои знания. Имя этого писателя известно всему миру. Вот и вы теперь о нем знаете кое-что и можете угадать по портрету .
- 5 –
-Откройте тетради-справочники, приклейте портрет (у каждого ребенка маленький распечатанный портрет Толстого) и напишите произведение, с которым мы сегодня познакомились. Есть еще один рассказ, и мы его читали в первом классе.
+ «Прыжок»
-Запишите и это название
V. Первичное закрепление знаний.
-Пора возвращаться к родным берегам. Мы это сделаем на разных парусниках (открываю оборотную сторону доски с синими полосками, изображающими море и с парусниками на каждой полосе; сюда же вызываю детей мало работающих на уроке, чтобы они с каждым ответом ребят со своего ряда двигали парусник вперед).
-Я буду задавать вопрос, поднимайте руку, и мы будем продвигаться вперед.
К какому литературному жанру относится произведение?
Кто главный герой?
Как называется прием, использованный автором: «Оба плыли как ящерицы, вытягивались в воде»
Назовите, с чем сравнивает Толстой лицо артиллериста?
Как автор назвал акулу?
Как понимаете выражение «сорвался с места»?
Как называется рассказ?
Кто его автор?
VI. Рефлексия.
-Покажем свое отношение к тому, что вы сегодня сделали на уроке с помощью парусов разного цвета. Если вы довольны своей работой - алый парус, не совсем довольны - серый парус. Выберите и приклейте к своему паруснику.
Д.з. Прочитать рассказ с теми чувствами, которые сами испытали.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
а
б
в
е
к
г
ж
д
и
з