Урок литературного чтения в 3 классе Л.Н.Толстой Акула.
Урок литературного чтения в 3 классе
(УМК «Школа России»)
Тема урока: Л.Толстой «Акула»
Цели:
образовательные:
- создать условия для знакомства с произведением Л.Н.Толстого «Акула», его сюжетом(формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте); обучение вдумчивому прочтению произведения;
- формировать умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения;
- совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы;
- совершенствовать навык правильного и выразительного чтения.
развивающие:
- создавать условия для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге, развивать воссоздающее и творческое воображение;
воспитательные:
- воспитывать чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: авторская выставка книг, портрет писателя Л.Н.Толстого , карточки с заданиями «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь и приступим к работе.
« Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать , и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
2. Мотивация. Постановка целей.
- Фамилию автора с произведением , которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение (Совпадаю портрет и фамилия только одного автора).
А.С.Пушкин
Л.Н.Толстой
М.Ю.Лермонтов
- Мы действительно, будем сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. А чем именно, будем заниматься на уроке ,определите с помощью опорных фраз (На доске записаны опорные фразы, дети читают начало, продолжают фразу самостоятельно)
- продолжим знакомство с творчеством…
- расширим свои знания о жизни….
- продолжим работу над развитием читательских…
- На уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Для чего Лев Николаевич Толстой взялся за перо? Что хотел донести до нас автор?»
3. Проверка домашнего задания.
Дом. задание: прочитать текст о детстве Толстого, подготовить дополнительную информацию о жизни писателя, принести любимую книгу для выставки.
- Я пишу предложения мокрой тряпкой на доске, вы запоминаете их, пока не высох след, повторите как запомнили.
Граф
Ясная поляна
Школа для детей
- Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку?
- Вы уже многое знаете о творчестве Л.Н.Толстого, можете рассказать о его жизни, поделиться своими впечатлениями о его произведениях. Что вы хотите рассказать для всех?
(выступление учащихся)
4. Работа с выставкой книг.
- Обратите внимание на выставку книг?
- Кто их автор?
- Как назвать ее? Почему? (авторская, т.к. автор этих книг – Л.Н.Толстой)
- Какие произведения читали самостоятельно?
- Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой ? (рассказы, басни, сказки, были, былины.)
- Выберите из выставки басни, были, рассказы. (Дети называют варианты и показывают книги)
- О чем пишет автор? Что его волнует? (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.)5. Подготовка к восприятию рассказа на слух.
- Ребята, что вы знаете об акулах?
- Послушайте внимательно текст об акуле.
(Ученик читает статью об акуле)
Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула – самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют «белая смерть». Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.
- Что нового узнали об акулах?
- Как называется такой текс? (научно-познавательный). Почему?
6. Предположение (антиципация)
- Плаванье на кораблях было долгим, по несколько месяцев. На корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем.
- Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
- Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?
- Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?
- Подтвердились ли ваши предложения, мы узнаем после его прослушивания.
7. Знакомство с текстом.
1. Чтение текста учителем до слов «Акула плыла прямо на мальчика…»
Прогнозирование по содержанию:
- Как вы думаете, что будет дальше7 как могут развиваться события?
Чтение текста до конца учителем.
Пауза для эмоционального восприятия.
- Взволновало ли вам это произведение?
- За кого вы переживали, слушая рассказ?
- Подтвердились ли ваши предположения относительно названия рассказа?
- К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? (Это рассказ – небольшое повествовательное произведение о каком-то событии в жизни героев)
а) Подготовка к чтению рассказа учащимися. Словарно- лексическая работа.
- Какие слова вам были незнакомы при прослушивании?
- Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в толковом словаре, в интернете).
- Давайте выясним их значение.
- Задание:
1 ряд ищет в толковом словаре значение слов артиллерист и фитиль – зачитывают всему классу
2 ряд значение слов палуба и якорь.
3 ряд – купальня.
б) Работа в парах.
Задание для учеников6 у вас на столах есть памятки с объяснением значения некоторых незнакомых слов. Прочитайте их самостоятельно, объясните друг другу.
Сорвался с места – побежал что было сил;
понатужься – собери силы;
подле пушки- около пушки;
взял фитиль – зажег фитиль;
пушка – длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние.
Физкультминутка
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:, Вместе – раз, это – брас.
Одной, другой, это- кроль.
Все как один, плывем как дельфин,
Плыли вдоль и поперек
И вернулись на урок.
8. Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением.
- Почему капитан устроил купальню для матросов в палубе?
- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?
- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала?
- Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описал его душевное состояние.
- Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? (Прочитайте)
- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?
- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?
- Какие чувства испытал он в этот момент? Какие чувства испытали мальчики?
а) Работа над сюжетом произведения. Составление плана рассказа.
- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе
1. Купальня в парусе.
2. Мальчики в открытом море.
3. Акула.
4. Выстрел.
5. Дети спасены.
Коллективная работа. Составление «синквейна» Отец
Смелый, находчивый
Гордился, испугался, выстрелил
Риск – благородное дело
Любовь. Народная мудрость. Любовь побеждает все!
9. Обобщение материала
- Чему же учит этот рассказ Л.Н.Толстого? (взаимопомощи мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию)
- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя? ( Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям; Чтобы показать, как переживают родители за детей; Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент; Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.)
10. Домашнее задание.
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
По выбору учащихся:
- разделить текст на части;
- приготовить пересказ ( от лица мальчиков, артиллериста или рассказчика);
- нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
10. Подведение итогов урока.
- Чему мы сегодня учились на уроке? (оценивать поступки героев, анализировать произведение, выделять главную мысль)
- Какие задания вам показались самыми трудными для выполнения? Как вы с ними справились?
- Что нового, интересного узнали?
- А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У вас у каждого на парте бумажный кораблик с мачтой, но без паруса. Прикрепите к нему парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.
,1. Отлично работал и многому научился – зеленый.
2. Хорошо работал на уроке – синий.
3. Надо еще стараться – красный.
Выставление отметок.
- Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.
Помните, любовь побеждает все!
- Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок.