Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой Акула УМК Школа России
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС
ТЕМА : Л.Н.Толстой «АКУЛА»
Тип: изучение нового материала.
Цель: Знакомство с творчеством писателя на примере произведения «Акула».
Задачи:
знать особенности рассказа как жанра;
характеризовать героев произведения;
делить текст на части;
составлять различные варианты плана.
Планируемые результаты:
Предметные: знать особенности рассказа как жанра; характеризовать героев произведения; делить текст на части; составлять различные варианты плана;
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение; находить необходимую информацию в различных источниках; участвовать в работе группы;
Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей; гордиться своей страной, людьми, проживающими на ее территории, их талантами; выражать свое отношение к героям.
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
(На доске изображение солнышка)
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока.
Ребята, я тоже рада вас видеть. Садитесь. 2.Актуализация знаний. - В какой семье рос Л.Н. Толстой? (без мамы, 5 детей, 4 брата: Николай, Сергей, Дмитрий и он сам, 1 сестра Машенька).- Как появились “Муравейные братья?” (из-за тайны).
- Прочитайте, в чем состояла тайна?
- Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые). Ответы детей на вопрос учителя.
3.Определение темы и целей урока. -Сегодня я вам предлагаю познакомиться с новым произведением Л.Н.Толстого.
1.Загадка:
В бинокль злую рыбку разгляжу,Всех на корабле предупрежу.Знайте ,дети, все прекрасно —С хищницей играть опасно:Зубищи острые как нож,Лучше ты ее не трожь! (Акула)
2. И расскажу про удивительную страну Африку.
Африка - второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго.
- Как выдумаете, как будет сочетаться слово «акула» и Африка в новом рассказе Л.Толстого?
ПРИЕМ: «Корзинка идей» Отгадывают загадку.
Слушают рассказ учителя про Африку (или заранее подготовленного ученика)
4.Первичное усвоение новых знаний. 1. Словарная работа.
-Посмотрите на доску, прочитайте новые слова, подумайте, что они означают.
Содержание: на доске написаны слова с ударением (трехкратное чтение слов).
Африка - показ
Пустыня Сахара - на карте
Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.
Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.
(Показ предметных картинок.)
- Итак, мы с вами выяснили лексическое значение некоторых слов, тем самым подготовились к чтению рассказа.
2. Первичное восприятие Л.Н. Толстого “Акула”.
- Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушаете внимательно и скажите, в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего? Знакомятся с неизвестными словами.
Отвечают на вопросы.
Слушают чтение рассказа учителем (или аудиозапись)
5.Первичное закрепление новых знаний. 1. Анализ художественного произведения.
-К какому жанру относится данное произведение?
(Это художественный рассказ, т.к. в нем есть ясный сюжет, события, описанные в рассказе, могли произойти в реальной жизни.)
-Почему рассказ называется «Акула»?
-Кто, по-вашему, главный герой картины? Обоснуйте ответ. (артиллерист)
-Какой смысл скрывает Толстой за словами «старый артиллерист»?
-Зачитайте отрывок из рассказа, который, по-вашему, является самым волнительным, тревожным.
-Найдите в тексте, как Толстой передал переживания «старого артиллериста»? Почему «старый артиллерист» закрыл лицо руками? Порассуждайте.
-Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”, почему автор использует именно это выражение? (артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения).
- Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? (стремительность действия, нельзя было терять ни секунды).
- А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии? (замерли от страха и ждали что будет).
- Что автор хотел показать этими словами? (все находились в состоянии оцепенения).
- Какой из этого можно сделать вывод? (что этот визг разбудил лишь одного артиллериста).
-Посмотрите, как его изобразил художник?
На доске открывается портрет артиллериста.
-Что можете сказать о портрете? Кто хочет высказать своё мнение?
На доске появляется характеристика героя:
сильный духом
мудрый
мужественный
опытный
находчивый
решительный
смелый
бывалый
Вывод: -Так кто же главный герой этого рассказа?
2. Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана этого текста. (с записью в тетрадь)
-На сколько частей можно разбить данное произведение? Прочитайте первую часть. (и так по тексту)
-Давайте еще раз восстановим последовательность событий в рассказе (работа в парах - на карточках) o Появление акулы o Купание в море o Остановка корабля o Спасение мальчиков o Стрельба из пушки Отвечают на вопросы.
Зачитывают отрывки по заданию учителя.
Дают характеристику главному герою.
Делят текст на смысловые части.
Работают в парах.
6.Творческая работа. (работа в группах) -У меня на доске разбросаны картинки, все ли они подходят к данному рассказу? Какая лишняя, почему?
Помогите мне расположить их по порядку – получился картинный план.
Давайте озаглавим их в соответствии с рассказом.
-Попробуйте пересказать рассказ, используя наш план. Работа в группах.
Располагают картинки по порядку.
Пересказывают текст, используя картинный план.
7.Итог урока.
-Что показалось вам особенно интересным?
-Кому на уроке было трудно? Почему?
-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске
-Вы согласны?
Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.
- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях)
-Оценивание ответов обучающихся (с аргументацией). Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают ответы.
8. Домашнее задание.
Всему классу: подготовить пересказ текста.
По выбору учащихся:
придумать продолжение рассказа
приготовить пересказ по картинкам
нарисовать иллюстрацию
сочинить стихотворение об акуле Записывают домашнее задание.
9.Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)
На доске слайд: девочка со свечой.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.
Зажечь свечу.
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!
-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.