Статья Формирование читательской грамотности в начальной школе – основа успешности дальнейшего обучения и подготовки к жизни


Формирование читательской грамотности в начальной школе – основа успешности дальнейшего обучения и подготовки к жизни. Мельничук Ольга Ивановна
Заместитель директора поучебно-методической работе
Карагандинская область
г.Каражал, п.Жайрем СОШ№11
В статье рассказывается о формировании читательской грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного и полноценного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Бұл мақалада, оқушының мәнерлеп-оқу сауаттынығының қалыптасуй туралы айтылады. Сауатты оқуды қалыптастыру, балалардың оқуын артыру, оқушылардың белсенді омірге қатыстыруы туралы нұсқалар берілген.

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь»
Георг Гегель.
В Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» главой государства Н. Назарбаевым поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы. Традиционные методы, заключающиеся в передаче знания от учителя к ученику в процессе учебной деятельности, приводящие к усвоению материала, не прибегая к использованию диалогического метода, новым инновационным технологиям, не отвечают требованиям предъявляемым учащимся, уровень которых возрастает с каждым годом. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Для этого необходимы устные и письменные речевые упражнения. Многолетний опыт показал, что развитие речи и мышления у учащихся младшего школьного возраста ограничено. Для этого необходима систематическая работа, которая включает в себя индивидуальный подход, использование определенных, соответствующих возрасту, методов и приёмов работы над развитием речи, с помощью различных заданий, тренировочных упражнений, словесных игр, а также самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся. Таким образом, для современного этапа развития школьного образования актуальными становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, а также способности мыслить творчески. Для их решения разработан дидактический материал по развитию речи и творческих способностей учащихся для 1 класса «АБВГДейка», составленный с учетом различного уровня сложности и предоставляющий ребенку право выбора заданий, соответствующих его индивидуальным способностям. Продуманные творческо–аналитические задания позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения учащихся, их воображение и речь, эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, отстоять свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос. Акцент делается на способах деятельности, и они становятся тем средством, без которого невозможно осуществить эту деятельность. Социологами и психологами доказано, что именно чтение формирует социально ориентированную, духовно зрелую, образованную личность, поэтому для того, чтобы достичь мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве государству нужны читающие и думающие люди. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Расширяется и понятие грамотности чтения, вводя в него такие важные признаки, как способность понимать «требуемые обществом языковые формы выражения», «использование письменной информации» для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др.
Грамотность чтения - что это? Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. Потеря интереса к чтению является одной из самых острых и трудноразрешимых проблем.Одной из причин является коренным образом изменяющаяся информационная культура человечества. Мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение. Чтения не становится меньше, оно по-прежнему главная интеллектуальная технология, независимо от того, на чем отображается текст - на бумаге или на экране, но оно становится другим - некнижным.
Во многом причина кроется в нашем образе жизни, ведь процесс истинного чтения требует некоторой смены ритма и собственных привычек. Если родители не читают, то их дети тем более читать не будут! Казалось бы, такие блага цивилизации, как стиральные машины, микроволновые печи, водопровод и т.п. должны были облегчить наш быт и ежедневный труд, освободив время для каких-то увлечений. Но на самом деле вслед за облегчением физического труда последовала лень душевная. Читать – это же так сложно! Намного проще прийти после работы домой, положить себе в тарелку макарошки и сесть у компьютера или перед телевизором для просмотра чего-нибудь ненавязчивого, того, что быстро « выветрится» и о чём потом не придётся долго думать. Этим заменяется и семейное общение и многое другое. Мы привыкли получать «готовый продукт», который не нужно «перерабатывать» самим. Ребенок окружен множеством привлекательных вещей. Это интерактивные - движущиеся, звучащие, реагирующие - живые и интересные в его представлении предметы и процессы вытесняют книгу из обихода детей, в возрасте сенситивном для врастания в книжную культуру. Но не дети уходят из книжной цивилизации, а книжная цивилизация освобождает часть пространства для цивилизации экранной. Стратегия жизни уже в меньшей степени ориентирована на чтение. Жизненный успех стал зависеть не столько от способности читать, сколько от эрудиции, общей культуры, прагматических компетенций. И с этим мнением нельзя не согласиться.Но все исследователи едины в одном: чтение есть и будет основное средством обучения, инструментом познания окружающего мира.
В связи с этим на современном этапе тем важнее становится роль школы, учебного предмета, личного примера учителя в развитии интереса к чтению у младших школьников, в формировании техники чтения, прочного и полноценного навыка грамотного чтения.
На протяжении многих лет, я старалась изучить пути решения проблемы: «Приёмы улучшения навыка чтения младших школьников». На вопрос «Почему занялась этой проблемой?» отвечала бы так: «В наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения .И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это не только тот предмет, которым нужно успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины.
Ученик в начальной школе должен получить первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, овладеть техникой и приемами чтения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Основные навыки работы с текстом младшие школьники получают в работе с художественной литературой. Это обусловлено психологическими особенностями обучающихся 1-й ступени. В соответствии со ступенями формирования навыка чтения (знание звуков и букв; слоговое чтение; целостное восприятие слова, фразы; синтетическое чтение – целостное восприятие и понимание текста) формируются уровни восприятия текста. Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия: фрагментарный уровень; констатирующий уровень; уровень «героя»; уровень «идеи». Третий и четвертый уровни восприятия произведения позволят младшему школьнику полноценно овладеть умениями и навыками работы с текстом, необходимыми ему для продолжения образования в основной школе.
Анализ произведения должен представлять совместный поиск учителя и учащихся. В анализе надо идти от общего к частному, от уяснения общего смысла к уяснению деталей, помогающих понять произведение. Если учитель сам хорошо понимает художественное произведение и знает, куда надо направить мысль и чувства учеников, то ученики не уйдут в сторону от понимания произведения.
В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи. Ведь именно через их переживания, действия постигает маленький читатель замысел автора, идею произведе-
ния. С тем чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, необходимо давать план, по которому дети составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения. Работа по плану анализа любого произведения (стихотворения, рассказа, сказки, басни и т.д.) сначала проводится совместно с учителем. После того, как дети освоят анализ произведения по плану под руководством учителя, его можно давать для самостоятельной работы как в классе, так и дома. Чтобы облегчить подготовку к анализу произведения, учащимся можно предложить опоры-схемы для анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. А также опору-схему для создания устного или письменного описания литературного героя, способствует выработке самоконтроля Дети приучаются к анализу текста постепенно, овладевая читательскими умениями, воспринимая произведение осознанно, творчески переживая прочитанное.
Только комплексная работа по формированию умений и навыков работы с текстом, информацией по всем предметам даст необходимые результаты.Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Для полноценного развития читательской деятельности ученик должен уметь работать с книгой, произведением. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать разные жанры литературы, удовлетворять познавательный интерес, осваивать и использовать информацию.
По совершенствованию чтения применяю упражнения направленные на развитие речевого аппарата (произношение чистоговорок, скороговорок),упражнения направленные на расширение оперативного поля чтения (на восполнение пропусков букв в словах, чтение текста через слово), упражнения направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия (чтение в парах, групповое чтение, чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст), для развития скорости чтения (упр. «Финиш», «Буксир»).
Данные упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаю учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. Использование в практике всей системы упражнений способствует совершенствованию навыка чтения, т. е. достижению ожидаемых результатов.
Данные наблюдений свидетельствуют о том, что у учащихся:
- увеличивается объем зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;
- улучшается устойчивость внимания;
- увеличивается словарный запас;
- развивается артикуляционный аппарат.
- у учащихся идёт стабильный рост темпа чтения;
- совершенствуется способ чтения и при переходе в 5 класс все ученики читают целыми словами;
- уровень понимания текста – высокий;
- чтение выразительное;
- уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.
Сформированность навыка чтения в свою очередь повлияла на :
- общее развитие речи, учащиеся всё чаще используют в своей речи распространенные предложения, эпитеты, сравнения;
- на повышение качества успеваемости;
- на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень обучения.
Данные результаты свидетельствуют о целесообразности использования в практике системы по работе над совершенствованием навыка чтения.
Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.
Такая комплексная работа значительно улучшает процесс обучения чтению, повышает к нему интерес учащихся, что отражается на конечных результатах.
В заключении возникает желание процитировать знаменитого английского деятеля XVII столетия, философа Дж.Локка: «Чтение служит совершенствованию разума и расширению своих знаний».
Литература: 1. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. Послание народу Казахстана от 27 января 2012 г. Н. А. Назарбаев. 2. Архипова Е.В.»Основы методики развития речи учащихся», М.: Вербум, 2004.- 192с. 3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.Просвещение, 1994.-400с. 4. Селюнина Н.А. « Дидактический материал по развитию речи и творческих способностей учащихся для 1 класса «АБВГДейка». г. Серебрянск, ВКО 2012г.-16с.
5. Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.В. Может ли школа повлиять на уровень читательской грамотности младших школьников? // Вопросы образования. – 2009