Итоговый контроль уровня сформированности общеучебных умений, навыка осознанного чтения.
Итоговый контроль уровня сформированности общеучебных умений, навыка осознанного чтения.
Прочитай текст и выполни задания к нему:
Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/час, а для крупных – около 80 км/час. Чем меньше по размеру птица, тем короче расстояние, которое они в состоянии осилить за один раз: мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70 – 90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км.
Направления миграции у птиц бывают разными. Для птиц северного полушария (например, российских) типичным является перелёт с севера (там, где птицы гнездятся) на юг (там, где они зимуют), и обратно. Это переселение происходит потому, что летом в России длина светового дня увеличивается, и у ведущих дневной образ жизни птиц появляется больше возможности прокормить своё потомство, так что по сравнению с тропическими птицами количество яиц в их кладке больше. Осенью, когда длина светового дня сокращается, птицы переселяются в более тёплые места, где нет проблем с поиском корма.
К перелётным относится большинство птиц нашей страны: дрозды, утки, гуси, зяблики, цапли, пеночки, жаворонки и многие другие.
В пути перелётных птиц подстерегает множество опасностей. Тёмной ночью летят стаи мелких птичек, караваны журавлей. И вот начинается дождь. Ничего не видно сквозь сплошной занавес дождя. Мокнут перья, крылья тяжелеют, лететь дальше становится не под силу. Стая за стаей опускается на землю. Здесь уставшие, обессилевшие птицы попадают в когти и в зубы хищников. Не видят, что мчатся на скалы, и с разлёту могут разбиться о них.
А страшные осенние бури? Вот стаю ласточек ураган застал над морем далеко от берегов. Свирепый ветер гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. И счастье, если птицы приметят в море корабль: забыв свой страх перед людьми, птицы опускаются прямо на палубу. Ласточки – отличные летуны. А вот перепёлки летят медленно, тяжело. Но на пути в тёплые страны лежит широкое море. По дороге им приходится присаживаться для отдыха прямо на воду.
А что за белые кольца на ногах у некоторых перелётных? Эти лёгкие металлические кольца надели им на ноги учёные. Поймают птичку, наденут ей кольцо с номерком и названием страны, где она была поймана, запишут эти данные в журнал – и выпустят её на волю. Птица летит – и где-нибудь по дороге или на далёкой зимовке её поймают другие люди. Они снимут кольцо и отошлют тем учёным, которые окольцевали птицу. Или напечатают про свою находку в газете. Так учёные узнают, какими путями и куда летают зимовать пернатые.
текст , в котором ты прочитал, в основном, говорится о том:
какие виды птиц относятся к перелётным
каково направление миграции птиц России
почему птицы северного полушария мигрируют
с какими трудностями связаны перелёты птиц
Автор написал этот текст, чтобы все поняли:
что птицы летают с разной скоростью
что у перелётных птиц разные места гнездований и зимовки
как можно определить пути перелёта и места зимовки птиц
как ведут себя ласточки при перелётах
3.Теперь ты знаешь, что скорость полёта крупных птиц достигает:
1) 70 км/час
2) 90 км/час
3) 30 км/час
4) 80 км/час
4. Прочитав текст, ты узнал, что отличными летунами автор считает:
1) ласточек 2) журавлей
3) уток 4) перепёлок
5. Прочитав текст, ты узнал, что на кольцах, надетых учёными на лапки перелётных птиц, указывается:
1) название этого вида птиц
2) номер и название страны
3) дата, когда птица была окольцована
4) фамилия человека, надевшего кольцо
6. После чтения текста стало понятно, что во время перелётов птиц могут подстерегать следующие опасности:
А) птицы могут забыть дорогу к месту зимовки
Б) устав, они могут попасть во время отдыха в зубы хищникам
В) они могут потерять металлические кольца
Г) в тумане птицы могут наткнуться на препятствие и разбиться
Укажи верный ответ:
АБ 2) ВГ 3) БГ 4) АВ
7. Укажи наиболее подходящее заглавие к тексту:
1) В пути.
2) Где зимуют пернатые?
3) Птицы.
4) Перелётные птицы.
8. Чтобы пересказать этот текст другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
А) Разновидности перелётных птиц.
Б) Опасности осенних бурь.
В) Кольцевание перелётных птиц.
Г) Направление и причины миграции.
Д) Скорость сезонных перемещений.
Е) Полёты сквозь дожди и туманы.
Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности:
1 2 3 4 5 6
9. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.
Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.
СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА
орнитолог А) охотник на крупных лесных птиц
Б) неторопливое, грациозное(красивое)
перепархивание с ветки на ветку
миграция В) перемещение, переселение, изменение
места обитания
Г) учёный, изучающий птиц, их жизнь и повадки
Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.
1 2
10. Что ты считаешь самым интересным из прочитанного? Почему?
Для ответа используй таблицу.
Самое интересное
Потому что
Спецификация проверочной работы:
Предмет Класс Цель Примерные сроки Примерное время
Чтение 4 Итоговый контроль уровня сформированности общеучебных умений, навыка осознанного чтения. Вторая половина мая 40-45 мин.
План проверочной работы и критерии оценивания:
Обозначение в работе КЭС Коды КЭС Тип задания Уровень сложности МАХ балл Примерное время
Чтение текста про себя Овладение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; использование ознакомительного, изучающего, поискового видов чтения 03.01. 5 мин.
1 Деление текста на смысловые части. Определение темы текста 03.03. ВО Б 1 2 мин.
2 Определение главной мысли и цели создания текста 03.02 ВО Б 1 2 мин.
3 Умение находить в тексте имеющуюся фактическую информацию 03.05 ВО Б 1 1 мин.
4 Умение находить в тексте имеющуюся фактическую информацию 03.05 ВО Б 1 2 мин.
5 Понимание информации, представленной в тексте в неявном виде. Формулирование на основе текста несложных выводов 03.06. ВО Б 1 2 мин.
6 Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста 03.09 ВО Б 1 3 мин.
7 Составление простого плана к тексту 03.04 КО Б 1 2 мин.
8 Нахождение в тексте примеров, поясняющих смысл слов 03.08 КО П 2 3 мин.
9 Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста 03.09 КО П 1 3 мин.
10 Элементарное обоснование высказанного суждения, нахождение в тексте примеров, доказывающих приведённое утверждение… 03.08 РО П 2 5 мин.
11 Понимание информации, представленной в тексте в неявном виде. Формулирование на основе текста несложных выводов 03.06. РО П 2 4 мин.
12 Формулирование простых оценочных суждений на основе текста 3.10. РО П 2 5 мин.
Рекомендации по оцениванию:
“5”- 13-14 баллов
“4”- 9-13 баллов
“3” - 4-8 баллов
“2” - менее 4 баллов
Таблица ответов:
1 2 3 4 5 6 7 8
4 3 4 1 2 3 4 ДГАЕБВ
Задание 9.
Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.
2 балла – верно указаны оба элемента верного ответа.
1 балл – верно указан только один элемент верного ответа.
0 баллов - ответ не содержит верных элементов, ИЛИ ответ отсутствует.
Задание 10.
Что ты считаешь самым интересным в этом тексте? Почему? Для ответа используй таблицу.
Самое интересное
Потому что
2 балла – заполнены обе части таблицы, дана серьезная аргументация мнения.
1 балл – заполнена только первая часть таблицы, ИЛИ аргументация поверхностна.
0 баллов – задание не выполнено.