Система работы по формированию навыка чтения

Раздел III. Методическая система педагогического работника
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик успешен в овладении навыком чтения, то он успешен и в учебе, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, он теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться. По мнению психологов, с каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в развитии, особенно на периферии. Налицо проблема. Понимание важности решения этой проблемы тоже неоспоримо. Надо решать ее. Выбор мною темы по самообразованию был не случаен и не формален. Мне очень хотелось помочь детям стать успешными, следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Я предположила, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если подобрать дополнительную систему упражнений, которая способствуют развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки. Многие виды упражнений были давно известны, другие отличаются новизной. Работая по ФГОС, мой класс оборудовали в 2013 году интерактивной доской, что значительно облегчило работу по применению этих упражнений и способствовало развитию интереса со стороны обучающихся и значительной экономии времени на уроке.
Система упражнений:
1.Упражнения, направленные на отработку артикуляции и дикции;
2.Упражнения, помогающие расширить поле зрения (таблицы Шульте и др.);
3.Упражнения, направленные на развитие уровня внимания;
4.Упражнения, направленные на развитие оперативной памяти (зрительные диктанты И.Т.Федоренко);
5.Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации;
6.Упражнения, для интонационной разминки;
7.Комплекс упражнений для формирования навыка чтения (сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:
1)овладение звукобуквенными обозначениями
2)овладение слиянием букв, в слоги разной степени трудности
3)овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова
4) овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
1. Упражнения, направленные на отработку артикуляции и дикции;
Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Выдох со счетом.
Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка(до полного выдоха).
Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам,
Мам, молока б нам.
В лифте.
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, и.тп.
Произношение скороговорок
Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции. Не случайно известный русский лингвист А.М. Пешковский назвал скороговорки «специальным истязанием органов речи». Материал нужно подбирать не избитый, не надоевший и не примелькавшийся. 
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:
Сенька с Санькой  вёз Соньку на санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто “Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Начинать работу необходимо с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4  занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.
Работа с текстами, в которых есть звукопись.  Звуки позволяют усиливать фонетическую выразительность речи, создавать тональность произведения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой. Многократное повторение звуков помогает зрительно представить движения героев, услышать шорохи, свист, визжание, треск, вызванные перемещением, движением, действием. Например:
Шепчет кошке петушок: - Видишь, пышный гребешок? Шепчет кошка петушку: - Шаг шагнешь - и откушу.
Задания к тексту: Какой звук повторяется чаще всего? Почему? Давайте разобьем текст на партии – партию петушка (1 ряд) и партию кошки (2 ряд).
Дети с удовольствием работают над произведениями со звуковым рефреном под дирижирование учителя. 1 половина класса/ 2 половина класса Листья, слышите, шуршат? Ш-ш-ш-ш Листья словно говорят: Ш-ш-ш-ш Ветер дунул, мы шумим, Ш-ш-ш-ш Сорвались и вниз летим. Ш-ш-ш-ш
2. Упражнения, помогающие расширить поле зрения (таблицы Шульте и др.);
Учёные доказали, что при чтении глаза находятся в одном из двух состояний: остановки или движения. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не воспринимается. Оказывается: скорость движения глаз от одной остановки до другой и продолжительность остановки движения глаз у всех взрослых читателей почти одинакова, но одни читают быстро, а другие медленно. Темп чтения ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз и числом остановок. Таким образом, можно сделать вывод: быстрее читать – значит «шире глядеть», т. е. захватывать в поле зрения как можно больше слов исследования учёных показали, что для повышения скорости чтения необходимо:
·   Уменьшить число остановок глаз;
·  Увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию.
Одним из средств развития поля зрения является игровой дидактический материал, а именно, числовые и буквенные карточки, которые я использую на уроках как гимнастику для глаз. Работа с ними не требует много времени, но даёт хорошие результаты. Всю работу с таблицами можно разбить на 3 этапа. Таблицы различаются размером и количеством чисел, букв или картинок.
     1 этап – малое поле зрения. Размер таблиц 9x9 см. Количество чисел или букв – 9.
     2 этап – поле зрения увеличивается. Размер таблиц 12x12 см. Количество чисел, букв до 16.
     3 этап – поле зрения равно ширине страницы. Размер таблиц 18x18 см. Количество чисел, букв до 25.
На каждом этапе работа с таблицами ведётся в определённой последовательности: от простой к сложной. Скорость считывания таблиц тоже должна быть разной. Сначала таблицы считываются медленно, затем скорость увеличивается, и конечный результат – таблица считывается за 3-5 секунд. Учитель должен проверить каждого ребёнка и лишь после этого может позволить или не позволить ему работать по новой таблице.
Главное правило работы по таблице таково: глаза не должны блуждать по таблице, они смотрят только на выделенный квадрат, точку, букву, круг или движутся в определённом направлении, одновременно стараясь, увидеть справа, слева, или всё вокруг
1. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.
2. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.
В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
Эти два упражнения формируют сразу несколько значимых учебных качеств:
- Сильная игровая мотивация;
- Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
- Словесно-логическая память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд)
- Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя)
- Расширение поля зрения.
Если взрослый заметит, что ребенок поступает именно так, то надо незаметно этому способствовать и передвигать лист медленнее.
Это упражнение одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него необходимо тратить как можно больше времени.
3. Игра «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
4. «Найди среди букв слова и подчеркни их».
Оасолнцетиоьстолпои
Киноыаелмухаорлфсыропрмама
рпмашина
3.Упражнения, направленные на развитие уровня внимания;
1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.
Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.
Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.
Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
4. Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.
Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.
5. Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка.
Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.
6. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.
7. Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.
8. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.
Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.
9. Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
Это упражнение способствует:
- Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
- Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
- Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение - окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.
10. Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:
1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например, старик, внучка;
2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделали можно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.
Восполнение пропусков первого вида способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.
Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
11. Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой /Приложение № 5/.Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.
Для выполнения этого упражнения можно использовать как индивидуальную работу ребенка, так и работу по группам, и работу в парах.
Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.
12. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.
Это упражнение:
- Вносит разнообразие, оживление в процесс чтения;
- Cоздает у ребенка ощущение возросшей скорости чтения;
- Hазвивает произвольное внимание;
- Cпособствует развитию глазодвигательной активности.
13. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их. /Приложение № 6/.
Это упражнение развивает способность узнавания букв русского алфавита, изображенных несколькими способами, что необходимо при чтении текстов художественной литературы.
Кроме общеучебных умений, это упражнение развивает произвольность внимания.
14. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.
Это упражнение более сложное, чем предыдущее, т.к. требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного. Если использовать это упражнение при групповой работе в виде чтения по цепочке, то необходимо прослушивание и осмысление предыдущих отрывков текста.
4.Упражнения, направленные на развитие оперативной памяти (зрительные диктанты И.Т.Федоренко);
Развитие оперативной памяти.
       Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».
         Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.
         Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:
-         запишите предложения в обратном порядке;
-         запишите только второе и пятое предложения;
-         запишите предложения с третьего по шестое.
Тесты зрительных диктантов разработанных И. Т. Федоренко и система тренировочных упражнений для развития оперативной памяти. В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.
Резервы обучения чтению:
1.     Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами,  а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).
2.     Жужжащее чтение.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).
3.     Ежеурочные пятиминутки чтения.
На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.
4.     Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под  их впечатлением.
5.     Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.
6.     Многократность чтения.
В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система  Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).
7.     Приём стимулирования учащихся.
В конце урока оставлять 3-4 минуты  для того, чтобы произвести самозамер чтения.  Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в дневник (ежедневно).
5. Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации;
Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому - смысловой догадкой.
Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием.
В тоже время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.
Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации
1. Чтение текста с пропущенными окончаниями.
Котёнок Васька сидел на по возле комода и ло мух. А на комо, на самом краю, лежа шляпа. И вот кот Вась уви, что одна му села на шля. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля. Шляпа соскользну с комо, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля - бух! – и накрыла его сверху.
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде, как кот Вась попал под шля. Они только услыша, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.
 2. Доскажи строчку.
Ло – ло – ло – как на улице (светло)
Ул – ул- ул – у меня сломался (стул)
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не (любила).
3. Занимательные модели.
- е-      (мел, сел, лес)
е - -     (еда, ели, ела)
е - - -   (енот, езда, ерши)
-е - -    (леса, село, пела)
4. Слова-невидимки
Я толстый и большой. С - - -
Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -
На мне кузнечики звенят. С - - -
А я - конечный результат. И - - -
(слон, стон, стог, итог)
 5. «Чтение наоборот» по словам.
Написанное причитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, и т.д.
6. «Поиск смысловых несуразностей».
Детям предлагается специально подготовленный текст, в котором наряду с обычными, правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие нелепым описание.
Например: «Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом».
 7. «Чтение текста через слово».
Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.
 8. Чтение с помощью «Решетки».
Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста.
Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая
6. Упражнения, для интонационной разминки
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.
· Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
· Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
· Ставить логическое ударение в предложении.
Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю
-Подай мне деревянную ложку!
Выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – подай.
Как меняется смысл предложения?
Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл  всего предложения.
1. Постановка логического ударения. Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.
Купила бабуся бусы Марусе. А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.) Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)  В) Бусы Марусе сделали? Г) Бабуся подарила колечко?
Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.
Наша Таня громко плачет. Наша Таня громко плачет. Наша Таня громко плачет. Наша Таня громко плачет.
2. Работа над интонационной выразительностью. А) Произнесите фразу: Пришла! в различной речевой ситуации: Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда. Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали. Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму
Б) Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия. Произнося фразу «Миша умеет танцевать» - удивите; - огорчите; - иронизируйте; - восхитите; - разгневайте; - констатируйте факт.
Мобильность таких тренировочных текстов (А, Б) позволяет говорящему сосредоточить свои волевые усилия на небольшом словесном материале, энергичнее воздействовать на слушателей, лично каждому испытать радость удачи или огорчение неудачи. Такие упражнения развивают способность не только быстро понять и почувствовать обстоятельства, заданные художественным текстом, но и превратить чтение в реальный живой разговор.
В) Чтение по ролям, инсценирование. А Береснев. Тыква. - Почему, скажи мне, тыква, Все лежишь? - А я привыкла. - Почему не ходишь в гости, А грустишь весь день в траве? - Я привязана за хвостик  Крепко-накрепко к ботве!
Подготовительная работа. - Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая.) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.
Г) Работа со стихотворениями-картинами. Упражнения с такими текстами позволяют развивать воображение и фантазию ребят, их эмоциональную отзывчивость, умение делиться своим видением произведения с другими читателями.
Луна на дереве висела, Ей было весело висеть, Она, как рыба, там блестела, И было дерево как сеть! Н. Глазков - Закройте глаза, а я прочту вам стихотворение. Какую картину вы представили? Опишите ее. Сможете нарисовать на бумаге? Это будет трудно сделать? Какие слова вам помогут?
3. Работа над паузами. Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза. Стихи // – не ноги футболиста, / Не первоклассника тетрадь.// Стихов читать не надо быстро: / Их надо медленно читать.//
Со временем (в 3-4 кл.) ученикам будет полезно самим составлять партитуры чтения, используя все условные знаки разметки текста: обозначения ударений, пауз, мелодики голоса, темпа, тембра и др., а также использовать готовые партитуры. Главное – не перегружать ими текст, не использовать там, где дети интуитивно чувствуют особенности произнесения, чтения.
Несомненно, эти формы работы не исчерпываются описанными упражнениями. Но такая тренировка, позволяющая комплексно и систематически развивать у учащихся обязательные для выразительного чтения умения и навыки, значительно повышает культуру и чтеца, и его слушателя.
Памятка:
1. Прочитай (рассказ, статью, стихотворение, былину.)
2. Разбери произведение:
а) определи основную мысль произведения;
б) определи отдельные детали содержания и их
смысловое значение;
в) выбери интонацию, соответствующую содержанию;
г) определи логические ударения, паузы,
д) выбери основной тон и темп чтения.
3. Прочитай выразительно.
Памятка:
«Учись читать правильно»
1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. При чтении будь внимательным к каждому слову.
4. Старайся понять, о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и “про себя”.
Список литературы
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. “Как преодолеть трудности в обучении детей”. – М.: изд. “Ось-89”, 1997. – 222с.
2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. “Возрастная и педагогическая психология”. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 511с.
3. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.
Ильин А.М., Ильина Л.П. “Букварь 21 века”. – С-Петербург: АО “Сфера”, 1992. – 87с.
4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
5. М.Р. Львова «Школа творческого мышления»
6. Чейпи Дж. “Готовность к школе”, – М.: “Педагогика – Пресс”, 1992. – 222с.
7. Мисаренко Г.Г. Москва. Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова. «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004 год.
8. Максимук Н.Н. Москва, «Игры по обучению грамоте и чтению». Издательство «ВАКО» , 2004 год
9. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению.- М.: АСТ Астрель, 2011.
10. Федин С.Н., Федина О.В. Москва, «Как научить ребёнка читать», издательство «АЙРИС-ПРЕСС», 2008год
11. Федоренко И.Т. «Практическое пособию по обучению чтению», – М.: “Просвещение”, 1992.

ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ЧТЕНИЮ
(Кн. Дж. Чейпи «Готовность к школе»)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАНИЯ

1

2

3
4

5
Владеет ли ребёнок основными понятиями (правый-левый, большой-маленький, в-из)?
Способен ли ребёнок понять простейшие случаи классификации (вещи, кот. могут катиться, и вещи кот. не могут катиться )?
Может ли ребёнок угадать концовку незамысловатой истории?
Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
Может ли ребёнок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
да
иногда
нет

БАЗОВЫЙ ОПЫТ РЕБЁНКА

6

7
8
9

10
Приходилось ли ребёнку сопровождать вас на почту, в сбербанк, в магазин?
Был ли ребёнок в библиотеке?
Приходилось ли бывать ребёнку в зоопарке, деревне, музее?
Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
Проявляет ли ребёнок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него какое-либо увлечение?




ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ

11

12
13

14

15

16
17
18
Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, холодильник, пылесос?
Может ли ребёнок объяснить , где расположены предметы: на столе, под столом?
В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
Четко ли ребёнок выговаривает слова?
Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики?
Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, или играть в домашнем спектакле?




УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

19
20

21

22
Выглядит ли ребёнок весёлым (дома, среди товарищей)?
Сформировался ли у ребёнка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
Способен ли ребёнок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?




ОБЩЕНИЕ

23
24
25
Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли слушать других, не перебивая?




ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

26
27
28
29


30
31
Хорошо ли ребёнок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он сидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать , спускаться и подниматься по лестнице?
Выглядит ли ребёнок бодрым и увлеченным?
Выглядит ли ребёнок здоровым, сытым и отдохнувшим?




ЗРИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ


ЗРИТЕЛЬНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ




32

33
Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы (например, найти картинку, не похожую на остальные)?
Может ли ребёнок различить буквы и короткие слова (например: б-п; кот-год)?





ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ




34

35
Может ли ребёнок заметить отсутствие картинки, если ему показать серию из трёх картинок, а затем одну убрать?
Знает ли ребёнок своё собственное имя и хотя бы 6 – 8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?





ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ




36

37
38

39
Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
Понимает ли ребёнок, что читают слева направо?
Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
Может ли ребёнок интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, последить связи?




СЛУХОВЫЕ СПОСОБНОСТИ


РАЗЛИЧЕНИЕ НА СЛУХ. ЗАПОМИНАНИЕ СО СЛУХА. ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ




40
41

42

43
Может ли ребёнок рифмовать слова?
В состоянии ли он различать слова, начинающиеся нВ различные звуки, например лес-вес?
Может ли ребёнок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?




ОТНОШЕНИЕ К КНИГАМ

44

45

46
Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно?
Внимательно и с удовольствие ли он слушает, когда ему читают вслух?
Задаёт ли ребёнок вопросы о словах и других печатных знаках?






15