Мастер-класс «Нейролингвистический подход к формированию навыка чтения. Читаем вместе»


План проведения мастер-класса
Для родителей 1- классников«Нейролингвистический подход к формированию навыка чтения. Читаем вместе»
Место проведения: КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау»
Кабинет № 28
дата: 20.01.2016
время: 10,00-11,00
Составил: Учитель –логопед. Сертифицированный учитель первого (продвинутого) уровня курса ПК филиала ЦПМ г.Караганда
Кудрявцева Т.В.
Тема круглого стола «Читаем вместе»
Цель Расширение теоретических и практических представлений родителей учащихся 1-х классов о психолингвистической базе формирования навыка чтения у детей, и практическом применении инструмента ИКТ для развития ВПФ у детей, а также развитиии навыка правильного и быстрого чтения.
Задачи Уточнить представления родителей о нейролингвистической базе формирования навыка чтения у младших школьников.
Расширить теоретические и практические знания родителей о возможностях применения инструмента ИКТ в домашних условиях.
Результат обучения Расширение представлений родителей о нейролингвистической базе формирования навыка чтения у младших школьников, расширение знания родителей о возможностях применения инструмента ИКТ при семейном чтении.
Основные (ключевые) идеи Создать условия для практического осмысления родителями о нейролингвистических основ формирования навыка чтения, а также возможностях и целесообразности применения инструмента ИКТ в домашних условиях.
Тренинг – разминка. Упражнение
«Мои увлечения»
3 минуты Цель: психоэмоциональный настрой на взаимодействие, снятие эмоциональных «барьеров», формирование уверенного коммуникативного поведения.
Участники становятся в круг. По команде веасовой стрелке, начинается взаимодействие. Инструкция: «Приветствие. Уважаемые родителя, все вы уже немного знакомы друг с другом, но тем не менее предлагаю вам узнать немного больше о каждом участнике. Предлагаю вам, от меня, по часовой стрелке поворачиваться к своему соседу справа, называть свое имя, и назватьваше хобби или увлечение, а может даже ваше достижение.
Формирование микрогрупп.
2 минуты. Участники занимают свободные места в классе. Дается инструкция:
Перед вами на столах лежат изображения сказочных героев. Возьмите себе одного из героев сказки. Ваша задача, найти пару этому же герою из сказки. Останьтесь за столом с вашей картиной- это Ваша группа.

Таким образом определяются пары команд, в зависимости от количества участников тренинга.
Вводное задание.
Этап Вызова. (Диалоговое обучение) и
Просмотр презентации 1,
Работа в парах,
1,5 минуты
Защита продукта.
3 минуты
Информационная фаза.
Перезентация 1, информация.
7 минут
Этап осмысления:
Групповая работа с использованием
диалогического
обучения, ТРКМ, лидерства.
2-3 минуты
Защита продукта
3-4 минуты
Обобщение тренера
1,5 минуты
Этап практической деятельности участников, Уточнение и систематизация представлений участников
с применением инструмента ИКТ.
5-6 минут
Обратная связь + Рефлексия
Стратегия ТРКМ«Светофор»
1,5 минуты
Этап практической деятельности участников, Уточнение и систематизация представлений участников
с применением инструмента ИКТ.
3-4 минуты
Осознание и интерпретация.
Стратегия КМ «Направляющее мышление»
Защита продукта
Лидерство
5 минут
Этап практической деятельности участников,
Уточнение и систематизация представлений участников
с применением инструмента ИКТ.
4 минуты
Рефлексия:
Стратегия ТРКМ «З-Х-У»
2 минуты
Рефлексия.
Голос родителя
4 минуты
Уважаемые родители, тема нашего круглого стола «Читаем вместе» определена не случайно, В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход. Давать знания сейчас уже неактуально. Нужно научить ребёнка самому добывать эти знания. Для этого ребенку необходимо уметь хорошо читать. Но что значит хорошо читать? (Ответы родителей)
Верно, Хорошо читать-значит читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и при переходе в основную школу. Но как говорится, легко сказать, да трудно сделать.
Прошу вас, в течении 1 минуты обсудить и записать на листах свои предположения «Какие факторы, на ваш взгляд, лежат в основе формирования навыка правильного и быстрого чтения?»
Защита от группы.
Так что же является отправной точкой в формировании навыка чтения?
Это головной мозг- а точнее зрелость и сформированность тех структур головного мозга, которые отвечают за этот процесс.
В отличие от речи, которую любой нормально развитый ребенок осваивает, подражая окружающим, чтению необходимо учиться. Поскольку способность говорить развилась у человека 50–100 тысяч лет назад, а письменность была изобретена сравнительно недавно – ей около пяти тысяч лет, в мозгу еще не успели образоваться специальные центры. Нейрологи установили, что основную роль в процессе чтения играет левое полушарие, обеспечивающее последовательное, логическое и аналитическое мышление. Но без правого полушария, которое включает образное мышление, то есть понимание, чтение останется механическим.
Слайд 2
Основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде «анализатора», «инициатора звуков», и «автоматического определителя» и действуют почти одновременно.
«Анализатор» распознает определенные графемы, которые входят в состав слова, и привязывает к соответствующим фонемам.
«Инициатор» объединяет их в слоги и отвечает за проговаривание звуков вслух (или про себя).
«Определитель» позволет визуально распознать знакомое слово. Для качественного усвоения навыка чтения, необходимо также учитывать состояние зрительного и двигательного центров.
Итак, как происходит фонетическое (аналитико-синтетическое чтение)(основоположник К.Д Ушинский) , которое применяется при обучении чтению в современной начальной школе.:
зрительный центр воспринимает буквы;
анализатор распознает графемы и соотносит их с фонемами;
инициатор объединяет фонемы в слияния и слоги и инициирует их проговаривание двигательным центром;
двигательный центр отвечает за артикулирование – происходит озвучивание слова;
определитель распознает зрительный и звуковой образы слова, отсылает его в правое полушарие;
происходит соотнесение слова с образом (представлением о предмете, явлении и т.д.), имеющемся в памяти.
Обобщающий вывод: За формирование навыка быстрого и правильного чтения отвечают определённые структуры г\мозга.
Инструкция: Обсудите в группах:
Какие психические функции необходимо развивать для улучшения навыка чтения и какими приемами для их развития вы владеете? Составьте таблицу:
Высшая психическая функция Приемы,методы для улучшения Применяемое средство (инструмент)
Защита табличного видения.
Обобщение: Для развития ВПФ существует множество средств и приемов, как сейчас принято называть- инструментов. Сегодня же мы хотим предоставить вашему вниманию инструмент ИКТ- как наиболее современный и интересный для современных детей. Надо сказать, что увлекаться им также на стоит безмерно, ко всему необходимо подходить разумно- в целях охраны здоровья, следует применять его не более 20 минут за одно занятие.
Сейчас вашему вниманию предлагается один из вариантов электронных тренажеров, направлнных на улучшение состояния различных ВПФ.
Откройте программу «Развитие психических процессов у детей с нарушением чтения и письма на основе ФФНР».
2 лист: Развитие психических процессов.
К примеру нас интересует развитие внимания. Нажимаем. Выбираем то что нас интересует в этом направлении .К примеру «Устойчивость» Выбираем таблицу Шультэ.
Входим в программу.
Родителям предлагается самостоятельно оценить собственную устойчивость внимания, через выполнение упражнения.
Рефлексия: Поднимите зеленые кружки те родители, кто согласен с тем, что посредством подобного тренажера возможно улучшение, тренировка внимания- именно ее устойчивости.
Желтые- те, кто сомневается в этом.
Красные- те, кто категорически против подобного вида упражнений.
Снова возвращаемся к тренажеру:
Развитие памяти. Выбираем вид памяти: кратковременной. Предъявляется ряд слов, связанных логически с картинкой. Читаем слова и соотносим с картинкой, через 10 секунд. Слова исчезнут- картинки останутся. Задача вспомнить слова.
Осознание и интерпретация. «Постоим дом».
Предлагаю группам «построить» и «заглянуть» в дом к хорошо или соответственно плохо читающему ребенку. По опорам-кирпичикам составьте свое видение прочности фундамента этого дома. Постеры.
Хорошо ( плохо) читающий ученик

Отвечает на вопросы
Орфографические навыки, зоркость

Смысл прочитанного
Глубина понимания

Навыки поиска и обобщения информации интерпретация
Общий запас объема информации
Эмоциональная выразителтность
Защита продукта участниками- родителями.
Тренер: Результаты современных исследованийпоказывают, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь – среди быстро читающих детей, на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих – только 4%.
Помочь «перебраться» нашим детям из домика с не прочным фундаментом неуспеха в домики с крепкими кирпичиками, призвана целая линия тренажеров. С одним из них сегодня хотим вас также познакомить « Тренажер «Читаем сами».
Родители открывают программу на ПК, выбирают уровень, проходят его.
Рефлексия: Заполнение таблицы «З-Х-У».
Знал Хочу узнать Узнал
Уважаемые родители, мы видим, что применение инструмента ИКТ для развития ВПФ у детей, тренировки правильности и осознанности чтения вас заинтересовало. Найти эти и другие подобные тренажеры дя занятий со своими детьми дома, вы сможете, приняв участие в качестве участников сетевого профессионального сообщества «логопеды города Темиртау» на платформе google+. Для этого вам необходимо зарегистрироваться ( создать аккаунт) в googl(е), создать свой профиль, как и в любой соц. Сети. В окошке найти сообщество вписать «Логопеды города Темиртау» и подать заявку на участие, просто кликнув на эту кнопку. Я , как модератов этого сообщества одобряю вашу заявку и вы с этого момента являетесь полноправными участниками. Будете иметь возможность задать любой вопрос, получив квалифицированную консультацию логопеда или психолога, или учителя начальных классов.
Ждем вас в СПС «Логопеды города Темиртау», применяйте дома инструмент ИКТ, читайте с вашими детьми. Любите и берегите ваших детей.
Итого: 55 минут.