Конспект обобщающего урока по литературному чтению « О братьях наших меньших» 2 класс

МБОУ «Дедовичская средняя общеобразовательная школа №2»











Провела учитель начальных классов Котова Татьяна Сергеевна





Дедовичи,2012 г.
Тема урока: Обобщение по разделу « О братьях наших меньших»
Цели: 1.Повторить и обобщить знания детей по пройденной теме;
2.развивать память, внимание, мышление, речь, навыки выразительного чтения;
3. воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
Оборудование: презентация, карточки: «Правила поведения в лесу», животные, для работы в группах, маршрутные листы, сердечки.
Ход урока
Организационный момент.
Психологическая поддержка.
Дети берутся за руки вместе с учителем и повторяют за учителем.
Мы - умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы - старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
II Проверка домашнего задания
Сегодняшний наш урок мы начнём со стихотворения. (Индивидуальное чтения стихотворения)
Борис Заходер «Сова»
Мудрейшая птица на свете –сова.
Всё слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит-
Тем меньше болтает
Ах, этого многим из нас не хватает.
Что узнали о сове? Знаете ли вы? Сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба.
Какое произведение читали дома?
Было дано три задания по выбору.
1. Чтение диалога « Как старик поссорился с совой».
2. Найти и прочитать слова, которые являются пословицей. Объяснить смысл.
3.Рассказать, какая зависимость между совой и чаем старика.
В чём убедил нас писатель?
Постановка целей урока.
(На доске рисунки животных)
Ребята, скажите, кто изображён на доске? А как мы можем назвать животных ещё? Мы вспомним, какие произведения читали в разделе «О братьях наших меньших»
Сегодня мы совершим с вами удивительную прогулку и встретимся с братьями нашими меньшими. Во время путешествия мы с вами будем оценивать свою работу. У вас на партах листы, если вам понравилось, как вы сделали задание, то напротив номера задания поставьте улыбочку, а если нет, то грустное личико.
У вас есть младшие братья и сёстры? Вы о них заботитесь? А как?
А как вы думаете о братьях наших меньших нужно заботиться? Как же мы с вами это можем сделать? Вот это мы и узнаем сегодня.
А куда мы отправимся, вы, узнаете, если быстро прочитаете и запомните слова.
Упражнение «Фотоглаз» (чтение слов со слайда)
Лес, звери, птицы, лисица, медведь, заяц.
Прочитать про себя, медленно. Выделить голосом главные слова. Чтение хором, индивидуально.
IV. Релаксация.
Звучит музыка. (слайд)
Закройте глазки. Сядьте поудобнее. Представьте, что мы в лесу. Дует лёгкий ветерок. Под ногами шуршат листья Тихо. Воздух свежий. Дышится легко. Давайте скажем лесу: « Здравствуй!» Только сказать надо выразительно.
Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес,
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
V. Закрепление пройденного материала.
( Слайд «Лесная поляна»)
Идём по лесу. Какие правила поведения в лесу вы знаете?
(на доске знаки поведения в лесу) А вот и утёнок Алёша. В какой сказке мы читали про него?(слайд)
Игра «Расскажи по картинке».(3 предложения)
1 и 2 группа-1 рисунок, 3-4 группа- 2 рисунок, 5-6 группа -3 рисунок (рисунки на парте в виде пазлов)
Как бы вы поступили на месте Алёши? Прав ли он?
А в каком рассказе нам встречались утята? Как вы поступили бы на месте мальчиков? Права ли они?
Послушайте стихотворение « Что ты тискаешь утёнка?». .Оно подскажет вам, почему не надо так поступать.
Саша Черный - "Что ты тискаешь утёнка?"
Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты – большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой...
Ты представь такую штуку, –
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу
И брыкаться и кричать!..
Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь – и капут.

Оцените пожалуйста свою работу в этом задании.
Продолжаем путешествие.
Узнайте, кто там прячется под ёлкой.(на слайде загадка про ёжика)
Какой рассказ о ёжике мы читали? Мы с вами изучали, что рассказы есть художественные и научно-познавательные
Рассказы пишет писатель, он изображает всё, что волнует и интересует человека с помощью слова.
Научно-познавательный текст пишет учёный. Он на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты. Какой рассказ о ёжике мы читали? Какой он по типу?
-Что особенно понравилось? Что хотели бы перечитать?
-Чтение отрывка по ролям.
-Всегда ли нужно бояться? Как вы поступите, если встретите в лесу ёжика?
Оцените себя.
VI. Физкультурная минутка .
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише
Деревцо всё выше, выше

.Узнайте название рассказа по опорным словам.
Старик, мыши, клевер. (Слайд)
Дача, мальчики, ёжик. (Слайд)
Утята, стрекоза, Алёша. (Слайд)
Утка, мальчики, утята. (Слайд)
Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. (Слайд)
Оцените свою работу.
Найти в первой части слова колхозника и прочитать
выразительно.
Найти в тексте отрывок, в котором есть слова, которые я назову
и прочитать выразительно ( слова из текста)
Выделить строчки, которые убедили вас в том. Что старик любил музыку.
Почему охотник не убил медведя?
Оцените свою работу.
Молодцы! А теперь в нашем путешествии встретился кроссворд (на слайде)







На кого рассердилась сова?
Кто обижал утят?
Что хотела украсть кошка?
С кем поругался старик?
Как автор назвал медведя, который играл на щепке?
Как звали храброго утёнка?
Что разоряли мыши на лугу?
Какое слово получилось по вертикали(рассказ)? Почему? А что мы с вами о животных ещё читали?
Оцените свою работу.
А теперь давайте попробуем расшифровать персонажей произведений. (на слайде)
Конеут Нтумазык Абетря Овас Нещок
Оцените свою работу.
VII. Обобщение.
Заканчивается наше путешествие.
О чем помог вам задуматься наш урок?
Возвращаемся из леса.
Чем мы можем помочь нашим младшим братьям?
Кому особенно нужна наша помочь?
Проведём операцию «Птица м - наша забота».
VIII. Домашнее задание.
1.Узнать, как правильно надо кормить птиц.
2. Провести разведку, где и кому нужна наша помощь.
3. Нарисовать рисунки на тему: « Такое мне не нравится», « Это плохо». (по желанию)
Дети читают стихи.
1. Не разоряйте птичьего гнезда
Так счастлива в своём жилище птица.
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
2. Храните дерево от топора
Оно высокое и вековое.
Даёт нам тень, когда стоит жара
Оно чарует всё живое.
3. Мы бездомные животные,
Нас вы узнаёте?
Как, избавившись от нас.
Люди, вы живёте?
Нам холодно и голодно
Нас обижают, отовсюду гонят
А мы – ваши верные друзья
Мы просим вас о помощи!
Накормите, напоите,
Обогрейте, пожалейте.
5. Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
IX. Рефлексия.
А теперь нарисуйте пожалуйста, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. Молодцы! А теперь давайте посчитаем ваши улыбочки на листах. У кого все 7 улыбочек поставьте себе внизу за урок оценку 5, у кого 5-7 поставьте 4, у кого 4-3 поставьте 3. А теперь поднимите руку, кто поставил себе 5, а кто 4, ко 3. Молодцы сколько у нас много 5.
На память о нашем уроке я дарю вам сердечки. На сердечках надписи: «Самому доброму и чуткому человеку». «Величие души раскрывается не в великом, а в повседневном».


















к

с

т

а

р

с

т

р

е

к

о

з

а

и

и

к

с

и

с

о

с

а

в

о

с

м

у

з

ы

т

н

а

к

а

л

ё

ш

а

г

н

ё

а

д

з



15