Формирование образовательной среды, стимулирующей физическое развитие школьников, через занятия баскетболом
Сафронов В.Г.
учитель физкультуры высшей категории
МКОУ Чулымский лицей,
г.Чулым, Новосибирская обл.
Формирование образовательной среды, стимулирующей физическое развитие школьников, через занятия баскетболом
В России любят баскетбол. Отмечается массовое привлечение детей к его занятиям. Но, по моему мнению, существует необходимость повышения класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных организациях. Когда-то мой воспитанник на вопрос методиста: «Почему любишь баскетбол?» поторопился с ответом, сказав: «Меньше думаешь». Затем объяснил, что не меньше, а быстрее думаешь. Действительно, действовать приходиться не по определенным программам. Здесь важна творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий. Из своего опыта могу уверенно сказать, что трех уроков физкультуры для обучения сложной технике игры мало. И еще: сегодня нужно дополнительное время для привития морально-нравственных качеств у детей с эмоциональной нестабильностью, неуравновешенных. Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех - эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у школьников умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями.
Учебная программа по физической культуре в лицее включает в себя четыре взаимосвязанных формы организации физического воспитания школьников: учебные занятия по физической культуре, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме лицея (физкультминутки, игры на переменах, Дни здоровья, неделя физической культуры), формы внеклассной спортивно-массовой работы (спортивные секции, соревнования) и внешкольная спортивно-массовая работа (занятия в ДСШ, занятия в центре рукопашного боя, в семье, на дворовых площадках).
Анализируя систему физического воспитания в лицее, когда все перечисленные выше формы организации физического воспитания, связанные с баскетболом, действуют на базе нашего лицея, сделал вывод, что нужно эффективное средство воздействия на оздоровление детей. На мой взгляд, таким средством является лицейский спортивный клуб по баскетболу. Модель организации образовательной среды, стимулирующей физическое развитие школьников, через занятия баскетболом появилась в результате участия в муниципальном сетевом конкурсе «Фестиваль педагогических проектов» с проектом «Добро пожаловать в Баскетбол!».
Данная модель позволит лицею:
Расширить здоровьесберегающую среду за счет привлечения большого числа педагогов, родителей к работе клуба, использования результатов анализа для дальнейшей работы по сохранению здоровья школьников;
Окажет влияние на рост физического потенциала учащихся и мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию;
Создаст систему мотивации для учителей, тренеров, основанную на эффективности работы по различным критериям: результаты команды, приглашение игроков в сборную Чулымского района и дополнительные ресурсы для пополнения спорта высоких достижений школьниками, «дозревшими» до более высокого уровня в спорте;
Активизирует родительский ресурс в организации внеурочной деятельности школьников.
Важное место в работе клуба отводится воспитательной работе с детьми. Совместно с родителями учителя физической культуры, тренеры спортивной школы, формируя у баскетболистов нравственные качества в сочетании с волевыми, серьёзное внимание уделят этике спортивной борьбы на баскетбольной площадке и вне её. Одним из приоритетных направлений является выстраивание взаимоотношений с родителями обучающихся для обеспечения единства действий педагогов и родителей.
Совместные тренировки детей и спортсменов спортивного клуба, родителей на территории лицея, появление возможности у новичков посещать тренировки более опытных товарищей, использование спортивного зала, стадиона лицея для проведения спортивных праздников, соревнований с детьми, родителями, ветеранами спорта, проведение дней здоровья в лицее, оздоровительных мероприятий с семьями детей будут способствовать формированию потребности в занятиях данным видом спорта, стимулировать к занятиям спортом, укреплять детско-родительские отношения.
При организации баскетбольного клуба средствами решения проблемы поддержания интереса к спортивной игре будут являться следующие:
Тренировочный процесс;
Соревновательный процесс;
Посещение матчей;
Просмотр видеотрансляций при изучении новых схем в тактико-технической подготовке;
Патриотическое воспитание: на призы, участие в фестивале «Спорт против наркотиков»;
Собрания коллективов;
Беседы индивидуальные и командные;
Психологический тренинг;
Баскетбольные праздники: баскетбол-шоу, фестиваль.
Представленная модель развития баскетбола в образовательной организации является рабочей версией оптимизации и корректировки существующих условий. В то же время автор выражает уверенность, что реализация даже данного варианта в неполном его объеме способна серьезно улучшить существующее положение дел в школьном баскетболе. Клубная деятельность способна формировать образовательную среду, стимулирующую физическое развитие школьников.