Развитие координационных способностей учащихся младших классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополь СОШ №33
Развитие координационных способностей учащихся младших классов
г.Севастополь 2014г.
Упражнения с мячами - важное средство развития и совершенствования координационных способностей и так называемой игровой ловкости у младших школьников. Из практики давно известно: чтобы узнать, насколько складен в движениях, координирован ребенок, порой достаточно проверить, как он выполняет броски, ловлю, ведение и другие задания с мячом.
Как показали исследования, младший школьный возраст вообще является одним из наиболее благоприятных для развития координационных способностей. Вот почему включение в программу физического воспитания учащихся 1-3 классов упражнений с большими и малыми мячами полностью себя оправдывает. Более того, упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказываются на формировании у учащихся разнообразных навыков при письме, рисовании, конструировании, резьбе, лепке и т. д.
Уже первые попытки в ловле, передачах и ведении мяча требуют от первоклассника проявления необходимых координационных способностей. Однако упражнения с мячом можно лишь тогда рассматривать как координационные, когда они, во-первых, на этапе начального и углубленного разучивания предъявляют повышение требования к проявлению у занимающихся основных свойств координационных способностей - точности, быстроты, рациональности (или их сочетаний), а на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования - еще и двигательной находчивости в умелом применении освоенных действии с мячом в различных условиях игровой деятельности.Во-вторых, координационные упражнения должны содержать элементы новизны или являться для исполнителя новыми и необычными.
В-третьих, упражнения с мячом будут тогда способствовать развитию координационных способностей, когда они, являясь знакомыми и в какой-то степени привычными для занимающихся по двигательным движениям, в то же время выполняются: а) при заданном изменении отдельных характеристик (пространственных, временных, силовых или их сочетаний); б) при изменении привычного способа двигательного действия; в) в непривычных сочетаниях; г) при различных внешних условиях.
В данной статье даются упражнения с большими мячами. Они направлены на развитие координационных способностей, относящиеся к группе спортивно-игровых двигательных действий. Вместе с тем на уроках в 1-3 классах эти упражнения можно использовать с таким расчетом, чтобы они оказывали воздействие преимущественно на одну или несколько специфических координационных способностей. Это, к примеру, способность к ориентированию в пространстве и быстроте перестроения двигательных действий; способность точно воспроизводить, дифференцировать, отмеривать и оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений; способность к ритму и реакции. Из данных упражнений учитель подбирает и составляет комплексы, определяет число повторений с учетом возраста занимающихся и уровня их физической подготовки.
Примерные упражнения для развития координационных способностей на этапе начального разучивания двигательных действий с мячами:
Стоя в шеренге. Передача мяча из рук в руки (вправо, влево) перед грудью, за спиной.
Стоя в колонне. Передача мяча из рук в руки назад над головой, между ногами.
В парах, занимающиеся стоят лицом друг к другу. Перекатывание мяча двумя руками и одной. То же, сидя на полу ноги врозь на расстоянии 3-4 м.
Стоя в двух шеренгах лицом друг к другу, ноги врозь. Первые игроки двумя руками перекатывают свои мячи партнерам, стоящим напротив. Те, наклонившись вперед, ловят мячи двумя руками и поднимают над головой. После этого наклоняются вперед и перекатывают мячи по полу первым номерам.
Стоя, затем сидя ноги врозь. Удары мячом об пол двумя руками и одной спереди, справа, слева и ловля его двумя руками.
Броски мяча вверх и ловля'его двумя руками.
Броски мяча вниз и ловля его двумя, а затем одной руками.
Мяч в правой (левой) руке. 1-подбросить мяч вверх; 2-поймать его той же рукой; 3-ударить мяч об пол; 4-поймать мяч.
Мяч впереди в правой руке. 1-подбросить мяч вверх - влево; 2-поймать левой рукой; 3-подбросить левой вверх - вправо; 4-поймать правой рукой. То же, но в такт броскам и ловле мяча мягко сгибать и разгибать ноги.
Стоя в парах ноги врозь лицом друг к другу, расстояние между партнерами 2-4 м. Передача и ловля мяча двумя руками снизу.
Стоя в парах. Передача и ловля мяча двумя руками от груди.
Стоя в парах. Передача мяча двумя руками из-за головы и ловля двумя руками.
Подбрасывание мяча правой (левой) рукой и ловля двумя руками.
Удары мячом об пол правой рукой и ловля левой (и наоборот).
Броски мяча в стену двумя руками от груди и ловля его. То же после отскока мяча от пола.
Ведение мяча на месте.
Ведение мяча вокруг туловища.
Ведение мяча (правой, левой) рукой в ходьбе.
Ведение мяча на месте, стоя на одном колене.
Броски мяча поочередно правой и левой рукой от плеча в стену и ловля его двумя руками.
Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую на высоте 1,5-2,0 м.
Броски мяча (снизу, сверху, из-за головы) в обруч, лежащий на полу на расстоянии 2-3 м.
Броски мяча в цель (обруч подвешенный на высоте 1,5-2,0 м.) разными способами.
То же, но броски через натянутую веревку.
Броски мяча в корзину, стоящую на полу, удобным способом.
Примерные упражнения для развития координационных способностей на этапе углубленного разучивания двигательных действий с мячами:
Высокое подбрасывание мяча с последующей ловлей.
То же, но с хлопком в ладони перед грудью, за спиной.
То же, но с приседанием, приседанием и хлопком в ладони, с поворотом направо, налево, кругом.
Передачи мяча разными способами, чередуя их с ударами о пол.
Стоя по кругуг. Передача мяча партнерам по часовой стрелке и против нее последовательно каждому и через одного (вправо - правой рукой, влево - левой).
Стоя в тройках, пятерках. Передача и ловля мяча.
Стоя в колоннах. Передача мяча с переходом игроков в конец своей или противоположной колонны.
Стоя в четверках по углам квадрата. Передача мяча друг другу с последующим переходом по диагонали, по прямой.
Стоя в парах. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей его (произвольным способом) партнеру.
То же, но бросок мяча в стену и ловля его.
Ходьба с ведением мяча, постепенно изменяя высоту его отскока от пола.
Стоя в парах, тройках. Катание по полу мячей различного диаметра.
То же, но катание мячей левой (правой) рукой по гимнастической скамейке, установленной наклонно.
Прокатывание мяча на точность между предметами (кубиками, булавами).
Стоя в парах. Катание мяча на горизонтальные цели (набивные мячи) с расстояния 4-6 м.
Ведение мяча правой (левой) рукой с изменением направления движения.
То же, но с изменением скорости передвижения.
Ведение мяча в сочетании с остановкой, передачей или броском.
Броски мяча в цель, установленную на высоте 1,5-2,0 м., разными способами: после ловли, после ведения с фиксацией остановки.
20.То же, но бросок в горизонтальную мишень - обруч, лежащий на расстоянии 2-3 м.Примерные упражнения для совершенствования координационных способностей наэтапе закрепления и дальнейшего совершенствования двигательных действий с мячами:
В парах. Во время ходьбы передача мяча при сближении и удалении партнеров.
Двое против одного. Передачи мяча в парах при противодействии одного защитника.
В парах на расстоянии 2 м. Друг от друга. По сигналу учителя партнеры начинают передавать мяч друг другу заданным способом. Побеждает пара, раньше других сделавшая 10 передач без падения мяча.
В парах катание мяча в движущуюся цель. Партнеры поочередно должны поразить движущуюся цель, находящуюся на расстоянии 3-5 м.
Стоя в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Катание мяча на точность остановки в обусловленном месте. Игроки первой шеренги стремятся послать мяч с таким расчетом, чтобы он остановился на средней линии. Затем то же делают игроки второй шеренги.
Методические указания к применению упражнений с мячами. Чтобы учащиеся 1-3 классов успешно овладели умениями и навыками в бросках и ловле больших мячей, демонстрировали высокий уровень развития координационных способностей, учителю физической культуры необходимо учитывать некоторые особенности использования упражнений. Так, на уроке, в который включено обучение двигательным действиям с мячами, учащимся рекомендуется выполнять по 4-6 приведенных выше упражнений. При этом общее количество повторений упражнений в бросках и ловле мяча должно быть достаточно большим -до 30-40 раз. Следует также обращать внимание на то, чтобы каждый бросок занимающиеся выполняли в соответствии с заданием учителя.
При обучении двигательным действиям с мячами необходимо идти от простых и доступных упражнений к более сложным. Это надо учитывать при составлении комплексов.
В овладении двигательными действиями с большими мячами дети 7-10 лет показывают явно выраженные индивидуальные особенности. Одни быстро и легко осваивают эти действия, другие обучаются им значительно дольше. Поэтому упражнения с мячами представляют хорошие возможности для осуществления индивидуального, дифференцированного подхода в обучении и совершенствовании.