Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников
Медведевой Натальи Владимировны
учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А. И. Исаевой»
г. Нефтеюганск ХМАО-Югры Тюменской области
Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников
Современный человек, человек будущего не может жить без книги.
Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили
Значение книги в жизни человека огромно. Даже в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.
Обучение чтению как восприятию и пониманию текста – одна из
самых важных проблем школьного обучения.
По оценкам психологов на успеваемость школьников влияют более 200 факторов. 40 из них являются наиболее важными. Естественно, что все их в работе учесть просто невозможно. Однако, существует фактор номер один, влияние которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Это – техника чтения.
Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Плохо читающий ребенок будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Плохо читающий ребенок неусидчив, ему неинтересно на уроках, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в несколько раз, будет затруднено.
Формирование читательской деятельности рациональнее всего начинать с работы над совершенствованием качеств чтения в их сочетании с элементарным пониманием читаемого текста. Успешное формирование полноценного навыка чтения возможно только при правильной организации учебной деятельности в целом. Поэтому я принимаю во внимание все обстоятельства, сопутствующие обучению и влияющие на него:
• уровень сформированности у учащихся умения предвосхищать содержание произведения по его внешним приметам;
• уровень сформированности у детей желания читать и способности реализовать это желание, получая от затраченных усилий если не удовольствие, то, крайней мере, удовлетворение;
• возможности – свои личные и отдельных учащихся – демонстрировать классу образцы хорошего чтения для данного этапа как вслух, так и про себя;
• относительную новизну предлагаемого для чтения учебного материала, как по форме, так и по содержанию.
В основе теории поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, Л.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Умственное развитие, как усвоение знаний, навыков, умений, происходит путём интериоризации, т.е. постепенного перехода внешней деятельности во внутренний умственный план.
Согласно вышеуказанной теории, последовательность обучения на основе деятельностного подхода слагается из отдельных этапов.
Этапы формирования навыков чтения на основе деятельностного подхода следующие:
1. Развитие речевого аппарата.
2. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.
3. Расширение оперативного поля чтения.
4. Развитие смысловой догадки.
5. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.
6. Увеличение скорости чтения вслух и про себя.
Предлагаемые мною занимательные упражнения направлены на формирование у детей интереса к процессу чтения. Они помогают научиться читать быстро, правильно и осознанно.
I этап. Развитие речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика.
Чтение стечения согласных, различного рода сочетаний гласных с согласными, согласных и гласных.
а, о, у, ы, и, э
а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о
аоуэ, аиуоэ
з-с-ж, ш-ж-с
же, че, ща, жа
жра, збу, спо
Составление и чтение слогов.
СГС ГСС ССГ
ВАЛ АВЛ ВЛА
МОН ОМН МНО
КУС УКС
СЫН
ЛЭН
ДАЛ
НОС
Упражнения на отработку дикции.
Читай беззвучно, активно артикулируя.
Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Читай четко, ясно выговаривая звуки. Отчетливо произноси слоги: громко-тихо, тихо-громко, быстро-медленно, медленно-быстро. Найди спрятавшиеся слова.
ВИ-ВЭ-ВА-ВО-ВУ-ВЫ
ФИ-ФЭ-ФА-ФО-ФУ-ФЫ
ФИВИ-ФЭВЭ-ФОТО-ФАВА
ВИФИ-ВЭФЭ-ВАФА-ВОВА
Чтение перевертышей.
Дед, боб, око, заказ, комок, казак, потоп, топот
Чтение несуществующих слов с похожими сочетаниями звуков типа
Орка-орца
Орта-орга
Произношение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок. Упражнения проводятся с целью выработки четкости артикуляции звуков при любом темпе речи.
1. Шутки-чистоговорки:
ря-ря-ря – синие моря; рю-рю-рю – репу я варю;
ярь-ярь-ярь – новый букварь; ри-ри-ри – горят фонари;
ре-ре-ре – санки на горе; орь-орь-орь – у Андрюши корь;
ра-ра-ра – высокая гора; ро-ро-ро – новое перо;
ру-ру-ру – коза грызет кору; ры-ры-ры – летят комары;
ор-ор-ор – у Ромы топор; ур-ур-ур – не гоните кур и т.п.
2. На доске записана скороговорка: «Оса боса без пояса».
• Учитель читает скороговорку в нормальном темпе.
• Дети читают вместе с учителем в ускоренном темпе.
• Каждый ученик читает про себя, закрыв уши (3 раза).
Примеры:
Купи кипу пик.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Щетина у чушки, чешуя у щуки.
Раз дрова, два дрова, три дрова, не руби дрова на траве.
Наш Полкан попал в капкан. Архип осип, Осип охрип.
Проворонила ворона вороненка.
Стоит копна с подприкопенком.
От топота копыт пыль по полю летит.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Ткет ткач ткани.
Мчится поезд скрежеща: же-че-ща, же-че-ща.
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Роет землю старый крот, разрывает огород.
3. Чтение труднопроизносимых слов:
Счастье(щ), смеяться(ца), чтобы(шт), моего(во), которого(ава).
II этап. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.
Упражнения на определение лишних букв, слогов, слов:
а, и, в,о, э, ы
ка, ра, лы, са, ма
речка,река, ручей, ручка, ручеек
книга, линейка, птица, ручка
Какие слова спрятались?
РО РУ РЫ РЭ
БО БУ БЫ БЭ
ЧИ ТА ЕМ ЧЕ
ВО ВУ ВЫ ВЭ
ХО РО ШО ХЭ
ЖО ЖУ ЖО ЖЭ
ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ
«Обратное» чтение:
Амиз, цясем, ансев, ецнлос.
«Три в одном»:
Сарайон, мешоколад.
Чтение согласных и гласных по таблицам.
а н к о б
Х у р д с
л ю и ф Е
Э м й ж з
п т ц ч в
Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда.
б к з с т р м н в з р ш л н х
ж л п ф х ч ш б р п т с т к л
м н д г м к т ф т р м г н ж з
в д ф х ф г м н б с к т ф м н
п т к з р м в д г б ф к з р Ч
з с ч к т ф т щ д м л х в д м
д г р ш к т б с т ц т р с ч Ш
т р г х л д к в ч т б л м н З
ш ч ж н б в д з т г п ч х б К
р м н п ш л ж ц с х р з б ч в
III этап. Расширение оперативного поля чтения.
Чтение слогов по треугольнику. Учащиеся смотрят на звездочку и читают слоги и слова:
м *о
м у
м ы
м и
во*да
оч ки
му ха
мы ло
Соедини слоги и получишь названия домашних и диких животных:
Ут си цы ку зы
Вол ли ки ры
Гу ов сы по ни
Упражнение «Фотоглаз».
На доске напечатаны столбики слов из 4-6 букв, которые показываются по одному. Дети читают слова молча. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. Названное учителем слово может и отсутствовать.
IV этап. Развитие смысловой догадки.
Антиципация частей знакомых поговорок:
Сделал дело - … .
Тише едешь - … .
Упражнение «Пропавшие слова».
Зима. Все дорожки покрыты пушистым ------------. Гладким ---------- оделась река. Ребята построили высокую -----------. Быстро мчатся --------- санки. Резкий ------------ бьет детям в ----------.
Упражнение «Угадай»: антипация, чтение текста, перекрытого полосками. Упражнение «Кто быстрее?»:
В словах, рассыпанных на парте, найдите предложение, которое написано на доске.
Чтение предложений с оставленными гласными или согласными:
а) В… д…лжн… ст…ть х…р…ш…м ч…т…т…л…м!
б)Тень, тень – потетень.
В…ш… г…р…д… (рисунок «Плетень»)
С…л… (рисунок «Звери») под плетень,
По-хва-ля-ли-ся в…сь д…нь.
По-хва-ля-ла-ся (рисунок «Лиса»)
«Вс…м… св…т… я кр…с…»
По-хва-лял-ся (рисунок «Зайка»)
«П…йд… д…г…н…й-к…»
По-хва-лял-ся (рисунок «Медведь»)
«М…г… п…сн… я п…ть»
По-хва-ля-ли-ся (рисунок «Ежи»)
«… н…с ш…б… х…р…ш…».
V этап. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.
Что общего в словах и чем они отличаются?
Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.
Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
Путем перестановки букв составь слово:
уклбо, сноас, упкс.
Составь текст (перестановка предложений).
Закончи рассказ «Забота о птицах».
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
Необходимо проводить на уроках чтения лексическую работу. Она направлена на обеспечение понимания фактического, элементарного слоя произведения. Без знания значений отдельных слов невозможно понять и более глубокий смысл, содержащийся в подтексте и главной мысли произведения. Основные способы лексической работы следующие:
• Выявление детьми в тексте непонятных слов, объяснение учениками их значения, если это возможно. Если нет, то необходимо обратить внимание детей на необходимость выяснения значения слово у взрослого (учителя на уроке) или нахождения данного слова в толковом словаре
• Показ предмета, его изображения, демонстрация действия
• Замена непонятного слова синонимом, значение которого известно детям
• Использование антонима
• Развернутое пояснение по типу статьи толкового словаря
• Обращение к составу или этимологии слова
• Понимание смысла слова из контекста.
VI этап. Увеличение скорости чтения вслух и про себя.
Для развития скорости и гибкости чтения используется упражнение «Буксир». Учитель громко читает текст, изменяя скорость чтения в соответствии с намеченным планом. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем.
Упражнение «Молния»: чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости; чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд до 2 минут. Упражнение проводится ежедневно.
Упражнение «Финиш» Учитель показывает текст (по учебнику) или раздаёт карточки с текстом для чтения молча и указывает слово (группу слов, до которого(ых) дети должны будут как можно быстрее дочитать текст (слова подбираются из второй половины текста так, чтобы они встречались в данном тексте только один раз). Дочитав до заданного слова, дети поднимают руки. Учитель проверяет выборочно правильность (дети показывают ему заданное слово). Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.
Многократное чтение.
Порядок многократного прочтения текста: чтение каждого предложения осуществляется в таком порядке:
• 1-й раз – медленное чтение учителем, четкое проговаривание слогов;
• 2-й раз – повторное прочтение без учителя;
• 3-й раз – плавное слитное чтение слов;
• 4-й раз – чтение в темпе разговорной речи;
• 5, 6, 7-й разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом слове;
• 8, 9, 10-й разы – темп чтения доводится до уровня скороговорки.
Превращения слов
Ко – коза – стрекоза
Лист – листок – листочек – листопад
Лис – лиса – лисенок – лисий – лисица
Лень – лентяй – лентяйка – ленивый
Лес – лесок – лесник – лесопарк – лесовоз
Чтение столбика с одинаковой концовкой.
-МКА -АЛКА -ЛЬКА -ОЧКА
рамка палка неделька елочка
сумка фиалка земелька белочка
дымка галка туфелька дудочка
кромка свалка сосулька вазочка
лакомка русалка свистулька дырочка
соломка вешалка карамелька вилочка
выдумка скакалка сарделька грядочка
Упражнения по формированию правильного и беглого чтения следует проводить в начале урока, а упражнения, связанные с осмыслением прочитанного, можно использовать при подготовке к восприятию нового материала. Упражнения можно включать на уроках окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства, а также использовать для индивидуальной работы.
Рекомендации В.Н. Зайцева, которые я всегда соблюдаю:
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
2. Жужжащее чтение
Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Такой способ чтения на уроке позволяет увеличить время тренажа в несколько раз. Этот способ чтения был одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе Сухомлинского.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
Этот прием был заимствован в школах Монгольской народной республики, где монгольские дети читают по-русски лучше, чем русские дети. Оказывается, у каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, математика или рисование, начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.
4. Чтение перед сном также дает хорошие результаты.
Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.
5. Режим щадящего чтения.
Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается при просмотре диафильмов: прочитал две строчки под кадром – посмотрел картинку, отдохнул. Этот прием необходимо использовать, если ребенок не любит читать. Хороший результат дает совмещение четвертой и пятой рекомендации, то есть просмотр диафильмов перед сном.
Для приобщения детей к чтению можно использовать музыку караоке. Начинать лучше с популярных песен, которые каждый ребенок знает чуть ли не наизусть. Это обеспечит успешность их первых опытов. А следить по тексту они все равно будут. Изюминка такого пения по складам в том, что детям приходится тянуть гласные, таким образом связывая слоги друг с другом и тем самым преодолевая барьер послогового чтения. По мере роста мастерства следует переходить к новым песням, текст которых детям совсем незнаком.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.