Презентация на тему Совершенствование чтения младших школьников
Совершенствование чтения младших школьников
Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни,
на часы большого наслаждения. (Ш. Л. Монтескье)
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
В систему формирования учебной деятельности должно быть включено обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.
Чтение для ума – это то же, что физическое упражнение для тела. (Д. Аддисон)
Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.
Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство. (Н. А. Рубакин)
Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Поэтому так важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать.
Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (т.е. умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д.
Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Чтение обязательно предполагает общение с автором, общение с самим собой, осознание собственного «я», своего отношения к описываемому, общение со слушателями при чтении вслух.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший друг и наставник. (П. А. Павленко )
В последнее время появился ряд рекомендаций по увеличению скорости чтения вслух. Физиологи и психологи убедительно доказали, что увеличение скорости чтения вслух свыше 75-90 слов в минуту приводит к нарушению психофизиологических механизмов восприятия текста на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов, отставанию речи и мысли от восприятия. Информация не воспринимается и не усваивается полноценно. Главным в чтении является понимание информации, сближение понимания с восприятием. Высокая скорость чтения тормозит эти процессы.
Иная ситуация возникает при чтении про себя. Чтение про себя и вслух - это разные формы чтения. Они имеют различные цели, отличные друг от друга, показатели и механизмы образования. Отсутствие внешних речедвижений даёт возможность ускорить темп, поэтому чтение молча протекает быстрее, чем вслух. К концу обучения у младших школьников оно достигает 150-200 слов в минуту при внимательном чтении и стопроцентном понимании.
Качество всех параметров чтения вслух (сознательность, правильность, выразительность) и молча (беглость, умение самостоятельно ориентироваться в структуре и содержании текста) может быть повышено не столько путём многократного перечитывания (хотя это один из приёмов обучения) сколько за счет овладения способами действия (как это имеет место в период обучения по «Букварю»), а также мотивации чтения и освоения круга тех умений, совокупность которых даёт качественный сдвиг в чтении.
В начальной школе учащиеся осваивают обе эти формы чтения:
а) изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей,- это чёткое, внятное чтение целыми словами, без неоправданных пауз, безошибочное, в нормальном темпе и достаточно выразительное;
б) изучающее чтение «про себя», молча - это чтение «глазами», без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением про себя. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно ещё не сложилось.
Чтение текста с несвойственной данному ребёнку скоростью, увеличенной из желания читать, как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а, следовательно, и к непониманию содержания текста.
Между тем в современных условиях чтение про себя приобрело ведущее значение. Это связано с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации.
Чтение вслух обеспечивается более сложным механизмом, чем чтение молча. Оно обслуживает, прежде всего, слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса, совершенствованию устной и письменной речи школьника. При чтении вслух активно действуют зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки информации.
При чтении молча психофизиологический механизм упрощается, так как процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи её отсутствует. Интенсифицируются процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза. Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, то есть формированию навыков параллельного мышления. Чтение молча обеспечивает развитие любви к чтению книг.
Овладение основами техники чтения молча должно происходить параллельно с обучением чтению вслух. При этом соотношение этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого. На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению вслух, с которым чтение про себя чередуется в каждом упражнении при общем соотношении примерно 70 и З0 % (первые два года обучения). На этапе формирования умения и привычки читать короткие сюжетные тексты чередование обоих видов чтения может составлять примерно 50 к 50 % (третий год обучения). На этапе регулярного самостоятельного учебного и внеучебного чтения его соотношение должно измениться от 30 к 70 % в пользу чтения про себя (выпускные классы начальной школы). Наконец на этом этапе самостоятельного чтения (молча) его удельный вес составляет до 90-95% всего читаемого материала (среднее звено).
Развивая навык и привычку чтения про себя надо постоянно и настойчиво контролировать понимание детьми читаемых текстов. Разнообразные формы контроля понимания призваны поддерживать интерес к чтению и дух соревнования.
Существуют определенные группы упражнений, способствующие обучению технике чтения и направленные на:
развитие речевого аппарата;
расширение оперативного поля чтения;
развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях;
развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
развитие внимания и памяти в процессе воспитания;
преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
При совершенствовании техники чтения необходимо использовать разные виды чтения:
- первичное самостоятельное чтение необходимого текста каждым учеником;
- первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися;
- первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми про себя;
- самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием.
Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает всё остальное. (Ф. М. Достоевский)
В работе можно использовать различные по целям и формам организации упражнения. Работа всегда начинается с проверки осанки. Это прививает умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу. На протяжении урока необходимо проводить минутки расслабления, обеспечивающее максимальный отдых путем снятия напряжения со всей мускулатуры. Ученики закрывают глаза, опускают руки на колени и производят вращательные движения глазными яблоками.
Урок лучше начинать с игровой разминки, то есть с работы над постановкой дыхания и дикцией. Упражнения над дикцией включают в себя тренировку артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков, упражнения на сочетание тренируемого звука с гласным.
Правила чтения для учащихся
1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3.Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
6. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
8. Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
10. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
11. Воспитывайте бережное отношение к книге.
Пословицы и поговорки о чтении
Хлеб питает тело, а книга - разум.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Испокон века книга растит человека.
Прочёл новую книгу – встретился с другом.
Упражнения для развития техники чтения
Чтение вслух.
Чтение про себя.
Чтение жужжащее.
Чтение хором.
Чтение в темпе скороговорки.
Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
«Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
«Буксир»:
Литература
1.Путина Н.Д. «Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения»
2. Сальникова Т. П. Методика обучения чтению. - М., 2000
3. Светловская Н.Н. «Основы науки о читателе» - М., 2003
4. Школа рационального чтения : Курс обучения чтению самых маленьких. - М.: ШРУ, 1990
5. Начальная школа, 2004, № 12
6. Первое сентября, 2004, №23
7.Бодрова Е.В. «Когда мы читаем детям. Календарь для родителей».
.
Заголовок 1Заголовок 315