Формирование и совершенствование навыка чтения в 1-4 классах у учащихся с нарушениями интеллектуального развития


Формирование и совершенствование навыка чтения в 1-4 классах у учащихся с нарушениями интеллектуального развития
Сухан Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории

Данная работа содержит изложение моего опыта по совершенствованию техники чтения в начальной школе. Эффективные приемы работы, чуткое и заботливое отношение к детям, стремление научить всех сидящих за партой, пробудить интерес и любовь к чтению, уверенность в преодолении трудностей – вот особенности моей работы.
Уроки чтения имеют большое значение во всей системе учебно-воспитательной работы коррекционной школы. Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяются представления детей об окружающей деятельности, обогащаются их наблюдения. На уроках чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы учащиеся получают элементарные сведения о природе и обществе. Чтение дает богатый материал для развития связной речи, обогащению словаря, воспитывает любовь к родному языку. В коррекционной школе большое место отводится работе с книгой, привитию навыков самостоятельного чтения. Во время чтения учащиеся допускают большое количество разнообразных ошибок, связанных с недостатками речевого развития: замены, перестановки, пропуски, добавления, ошибки ударения, повторение слога, слова, чтение по догадке, согласование и управление слов. Эта проблема меня очень беспокоит.
Для формирования навыка чтения большое значение имеет подготовка детей к обучению грамоте в дошкольном возрасте, а именно формирование готовности к дифференцированному восприятию различных языковых средств, накопление элементарных практических наблюдений над различными языковыми явлениями. Но практика показывает, что работа по формированию всех сторон звуковой культуры речи в данный период (дошкольный возраст )не завершена, поэтому работу по обучению чтению приходится начинать с развития у первоклассников фонематического слуха: формирования умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
Выделяю следующие этапы работы по формированию и совершенствованию навыка чтения:
1 этап. На экскурсии во время прогулки предлагала ученикам послушать шуршание листьев под ногами, шелест падающей листвы, передать его звуками: «ш-ш-ш». Учила слушать и различать голоса некоторых птиц, животных, например кошки «мяу», собаки «гав, гав», петух «ку-ка-ре-ку» и других, различать звуки транспорта. Можно провести игру «Кто услышит больше звуков?» вспомнить, как звенит звонок, передать его голосом «з-з-з», сказать, где слышали звонки (в школе, телефонный звонок и т. д.). Развитию внимания к звукам окружающей действительности способствует чтение учителем стихотворений, загадок, потешек в которых передаются голоса животных.
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку-ку…ку-ку?»
(Е.Трутнева)
Все звуки, имитирующие голоса животных, учитель должен выделить голосом, интонацией и обязательно требовать повторения их учащимися.
2 этап – членение высказывания на слова. Вследствие того, что у учащихся с нарушением интеллектуального развития к моменту поступления в школу еще не сформирована фразовая речь, работу по усвоению термина «слово» надо начинать с названия отдельных предметов, когда слова выступают изолированно, вне предложения. Прежде всего, учащимся предложить рассмотреть предметы, которые выставлены на столе (игрушки, учебные вещи) назвать, подсчитать сколько их. Далее уточняется, сколько предметов назвали и сколько сказали слов. Повторяется первое, второе и третье слово, как правило, не более трех. С этого момента вводиться условно-графическая запись слов, затем предложений, слога, звука. Запись осуществляется полосками бумаги разной длины и цвета, а так же кружочками для обозначения звуков. Учитель на доске выкладывает столько полосок сколько названо слов, а ученики у себя на парте. Только после такой предварительной работы можно предлагать любые слова без наглядного подкрепления. Учитель говорит слова, уточняет, понимают ли учащиеся их значение и просит их записать: сколько слов я сказала? Сколько полосок мы выложили на парте? Какое первое слово? Второе? Третье?
Можно предложить детям самим назвать слова, которые они хотят записать. Далее дети учатся строить предложения на основе непосредственно производимого ими действия, или действия, изображенного на рисунке, или на тему, данную учителем.
- Скажите, что делает Саша? Что делает Маша?
- Саша рисует. Маша пишет.
Учитель объясняет, что сейчас сказали предложение. Предложение записывают одной длинной чертой, указывая его начало и конец. Предложение состоит из слов. Уточнив, сколько слов в составленном предложении, называют их и делают соответствующую запись.
Таким образом, продолжая формировать представление учащихся о слове, необходимо учить их относить к словам названия не только предметов, но и действий. Предложения сначала составляются из двух, а затем трех и более слов. Только после этого можно приступить к членению предложения, данного учителем, без предварительного составления. Произносить его следует паузами между словами. Условно-графическая запись помогает учащимся более наглядно осознать состав предложения, сделать его анализ.
3 этап – деление слов на слоги, выделение слога как части слова. На первых порах термин «слог» не дается, о нем говорится как о «части слова». Учитель может прочитать рассказ или передать содержание сюжетной картинки, так что бы некоторые слова, в данном случае имена детей, звучали в послоговой разбивке.
«Девочки пошли в лес за грибами. Разбрелись по лесу и стали перекликаться: Ка-тя! Та-ня! Ма-ша!»
Как девочки зовут друг друга?
Внимание учеников акцентируется на том, что слова произносятся по частям, каждое слово состоит из нескольких частей. После этого уточняется, какая часть первая, какая вторая. Условно-графической записью моделируется слоговая структура слова.
Для анализа можно взять имена детей данного класса, а затем и другие слова, состоящие из двух-трех слогов (ру-ка, кош-ка, ма-ши-на). В дальнейшем вводится понятие «слог», становясь единственным термином в речи учителя и учащегося. Для закрепления значения слова можно использовать такие игры, как угадывание слова по первому и второму слогу:
- Я задумала слово, первый слог его «мы», кто угадает какое это слово?
Учащиеся сами могут называть один из слогов задуманного ими слова, а остальные будут отгадывать его.
4 этапом подготовительных занятий является выделение звуков речи (а,у,м) с которых начинается овладение слога, состоящего из одного звука гласного «а», который находится в начале слова под ударением, так как в этой позиции гласный легче выделить. Можно предложить детям игровую ситуацию: «к нам в гости пришла кукла. Как звать ее, знаю только я. Давайте называть имена. Может быть кто-нибудь угадает, как зовут куклу?» Дальше имя девочки (слово) делится на слоги, выделяется первый слог. Учитель объясняет, что этот слог состоит из одного звука. Интонационным подчеркиванием он помогает учащимся услышать нужный звук в слове, а затем произнести его изолированно.
Таким образом, подготовив слуховое внимание учащихся с нарушением интеллектуального развития к восприятию звуков речи, мы можем продолжать формирование навыка звукового анализа в процессе обучения грамоте. Несомненно, в ходе подготовительных занятий, выделяются дети, у которых трудности в различении звуков выделяются в большей степени, чем у других. Коррекционная работа в добукварный и букварный периоды поможет им в овладении чтением.
За многолетнюю работу с учащимися с нарушениями интеллектуального развития я выработала систему упражнений:
Чтение по подобию или аналогии, с только что прочитанным слогом, словом. Поэтому принципу построены слоговые таблицы.
а ом м с дом сон
ма мо ма са том сом
ха хо мо со ком сын
са со му су сом сыт
При обучении чтению важно понимание читаемого. Если в норме понимание опережает процесс чтения, то учащийся с нарушением интеллектуального развития не осознает, того что читает, слова не соотносятся у него с реальными предметами и явлениями действительности. По этой же причине при обучении чтению слогов должна быть предусмотрена работа над пониманием прочитанного. Слог как часть слова не несет смысловой нагрузки, поэтому для анализа надо подбирать слова. Понимание их значения достигается использованием реальных предметов или предметных картинок:
учащимся предлагается предмет или его рисунок. Они должны назвать этот предмет. Слово повторяется хором и отдельными учениками;
анализируется слово. Устанавливается количество слогов в слове, их последовательность;
анализируется слово. Устанавливается количество звуков в слове, их последовательность. Работа по звуковому и слоговому анализу слова обязательно сопровождается условно-графической записью:
____слово (черная линия)
_ _ _ слоги (синие линии)
0 0 – звуки (гласный - красный кружок, согласный - синий)
После такого звукового анализа устанавливается первая буква, вторая. Буквы из настенной кассы ставятся на наборное полотно под кружком, обозначающим звук: о-м, о-а.
слог прочитывает учитель, ученики – одновременно и по очереди;
далее идут упражнения в составлении слога из букв разрезной азбуки на доске и на парте у каждого ученика и в чтении этого слова;
со временем учащиеся не только составляют слог из букв разрезной азбуки, но и узнают его «в лицо». Этому способствует работа со слоговой таблицей, которая оформляется по типу кассы: изучили слог – нашли ему место в таблице. Поэтому наряду с составлением слогов из букв необходимо учить детей находить эти слоги в таблице, читать их;
после отработки чтения слога на доске (парте) дети обращаются к букварю. Проведя аналитическую работу по рисункам и схемам на страницах букваря, они упражняются в чтении слогов.
Самым трудным для чтения являются слоги со стечением согласных. Учащиеся должны зрительно схватывать не только знакомый или прямой закрытый слог, но и впереди стоящую согласную. Составление из разрезной азбуки и чтение слогов и слов со стечением согласных осуществляется с помощью ряда последовательных приемов:
чтение по следам анализа: звукового, записи условно-графической и из букв разрезной азбуки;
наращивание слогов слов: ра-бра, ра-гра, во-волк, вил-свил, кот-кро;.
изменение формы слова: мосты-мост, кусты-куст;
преобразование слов: кот-кто;
упражнение в параллельном чтении;
Ра-бра-бра вол-волк
Ра- вра-врач пол-полкупражнение в чтении по подобию:
Стол врач клюв волк
Стул грач ключ полк.
Для формирования навыка чтения использую следующие приемы:
Чтение строчек наоборот по словам.
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т. д. Это упражнение уводит ребенка от привычного чтения слева направо, развивает тонкость движения глаз.
Чтение строчек наоборот по буквам.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последующего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строго побуквенного анализа каждого слова, регулирование движения глаз, устранение зеркального чтения. (шар-раш)
Поочередное чтение слов обычно и наоборот.
Первое слово читается как обычно, второе – справа налево, третье – как обычно, четвертое – справа налево и т. д.
Оно развивает способность речедвигательной системы работать при одновременном функционировании двух противоположных установок.
Чтение только второй половины слов.
Не читается первая половина каждого слова и читается только последняя. Это чтение приводит к уменьшению распространенных ошибок. Прочитывается правильно начало слова, а конец домысливается, либо читается с искажением.
Чтение пунктирно написанных слов.
Предлагаются карточки со словами, буквы в которых записаны не полностью.
Чтение наложенных друг на друга слов.
Одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним.
Чтение строчек с прикрытой нижней половиной.
Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т. е. открыты глазу, а нижние не видны, находились под листом.
Классификация слов на группы.
Поиск в тексте заданных слов.
Чтение перевернутого текста.
Восполнение пропусков букв в словах.(это упр способ коррекчии ориен в прост)
Развитию словесно-логической памяти помогают следующие упражнения:
Восполнение пропусков слов в предложении.
Составление предложений из отдельных слов.
Двукратное, трехкратное произношение каждого слова.
Это упражнение помогает учащемуся проникнуть в смысл воспринимаемого и озвучиваемого текста.
Быстрое многократное произнесение предложений.
(Засекается время. Произносятся четко все слова).Все эти упражнения развивают и тренируют речедвигательные операции чтения, формируют возможность гладкого, безупречного протекания в быстром темпе, что снижает количество ошибок чтения; такие упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное отношение к нему. Помогают преодолеть трудности с чтением.
Список литературы
Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. М. «Просвещение», 1988 г.
Смирнова З. Н. Внеклассное чтение в младших классах вспомогательной школы. М. Межвузовский сборник научных трудов, 1982 г.
Петрова Г. В. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М. «Просвещение», 1982 г.