Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников
Формированиенавыка выразительного чтения у младших школьников
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский
Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение произведения. Именно такое чтение правильно передает идейное содержание произведения, его образы и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. /Слайд/
Прочитать текст выразительно, значит:
- раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем; - показать отношение автора к событиям, к поступкам героев; - передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.
Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности.
Интонационные средства выразительности:
Логическое ударение - Выделение из фразы главных по смыслу слов.
Паузы - Временные остановки, перерывы в речи.
Сила голоса- Степень его громкости, его усиления или ослабление.
Тон голоса- Эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем читаешь.
Темп и тембр речи- Изменения голоса в процессе речи по высоте и силе.
Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) -дополнительные средства воздействия на слушателей. /Слайд/
Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений, басен и сказок. Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса. Например : при чтении по ролям, инсценировке басен, сценок прочитать, как /говорить волк- грубо, сердито, лиса- тихо, ласково/.
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения.
Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Работа над интонацией в повествовательном предложении. Например:
А) На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.
(Чтобы правильно поставить логическое ударение, можно слова выделить другим цветом или шрифтом). Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове.
Ребята завтра пойдут в школу. Ребята завтра пойдут в школу. Ребята завтра пойдут в школу. Ребята завтра пойдут в школу.
Б) Скоро наступит жаркое лето.
Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.
В) Пословицы. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения, и объяснить смысл пословиц.
Больше дела – меньше слов. Упустишь минуту – потеряешь часы. /Слайд/
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки), ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения. Упражнения и задания, например:
Работа над интонацией в вопросительном и восклицательном предложении.
На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения: 1. Обозначить логическое ударение и паузу. /Используя графические обозначения/
Для того, чтобы помочь ребёнку описать своё настроение, эмоциональное восприятие стихотворения или любого предложения, можно дать заготовленные карточки - схематическое изображение мимики лица. /прочитать предложение с помощью мимики - радостно, удивленно, печально, со страхом. Например: Хохотала звонко Мила, в рот смешинка угодила. / Слайд/
Упражнения для развития выразительности чтения.
1.Чтение предложения с разными оттенками интонации. 2.Чтение, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста. 3.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений. 4. Чтение скороговорок, чистоговорок, стихотворений, стихов, пословиц. 5. Различные виды чтения:
чтение шёпотом, затем громко, затем про себя;
чтение в парах;
многократное чтение;
чтение по ролям, в лицах;
чтение одновременно с ведущим;
чтение с убыстрением темпа;
чтение с переходом на незнакомый текст.
6. Инсценирование, конкурс чтецов.
7.Упражнение «Эхо» (учитель читает 1-2 строки стихотворения, ученики повторяют с той же интонацией).
Условия работы над выразительностью чтения:
1. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения.
2. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения.
3. Обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения.
4. Нужно включать в каждый урок чтения речевые разминки (пятиминутки), которые проходят в интересной, игровой форме.
5. Необходимо подбирать для речевой разминки задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников.
6. На речевой разминке (пятиминутке) давать ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторение скороговорки и чистоговорки, выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику.
7. Должна вестись систематическая, разнообразная работа над выразительным чтением, не только на уроках литературного чтения, но и на всех уроках в целом.
Памятка
Как подготовиться к выразительному чтению
1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора. 2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы). 3. Мысленно представь себе их. 4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения). 5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - тон, темп чтения; пометь паузы, логические ударения. 6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними. 7. Прочитай текст выразительно.
Литература:
Аксенов А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.- М. 1999.
Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем.- М., 2004.
Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации.- М., 1968.
Козырева Л.М. Логопедическое пособие. М., 2000.
Макович Ш.В. Техника речи: речевое дыхание, дикция, голос, интонация. Ч., 1994.
Рисунок 4Рисунок 915