Родительское собрание На пороге взрослой жизни

МБОУ «Киземская СОШ»
Классный руководитель 10 класса,
социальный педагог школы
Никанорова Анна Гавриловна

СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «На пороге взрослой жизни»
(для родителей десятиклассников).

Цель игры: просвещение родителей старшеклассников по вопросам самоопределения, формирования реалистических жизненных целей и планов.

Кл. рук.: Уважаемые родители! Предлагаю вам принять участие в деловой игре «На пороге взрослой жизни».
1. На первом этапе работы давайте попробуем ответить на вопрос «Что для ваших детей важно в жизни?». Работаем в парах. Обсуждая данный вопрос, делайте записи или рисунки. (После обсуждения в парах, лидеры пар по очереди выступают. Приготовить листочки).
То, что действительно важно в жизни, легче понять по нашим мечтам о будущем, нежели из анализа наших сегодняшних привычек и поступков. А хотите узнать, что для детей важно в жизни? На этот вопрос они дали ответ в своих рисунках (рисунки располагаются на доске, заранее нарисованные на занятии «Я в будущем» К. Фопель книга 1, с. 28). Родители, посмотрите и постарайтесь отгадать, где рисунок вашего ребёнка (родители выбирают, теперь могут выбрать того, с кем хотели бы обсудить рисунки своих детей).
2.Мечты о будущем у детей схожи. Все хотят видеть себя через 10 лет образованными, обеспеченными, иметь хорошую профессию, высокооплачиваемую работу, полную семью с детьми, хотят жить в городе и т.д.
Вопрос смысла жизни встаёт перед каждым человеком. Большинство молодых людей уверены в том, что им будет сопутствовать успех, удача, счастье. Большинство надеется на случай, меньшинство – выстраивают цели и задачи, которых хотят достичь. На определённом этапе возникает проблема самоопределения. Это и выбор профессии, и определение перспектив вне профессиональной деятельности, и построение семейных планов, и формирование жизненной позиции. Взрослые крайне заинтересованы, чтобы процесс самоопределения проходил достаточно рано. Исследования показывают, что в действительности выбор будущей профессии и учебного заведения происходит у половины старшеклассников, а то и больше, в последний год обучения в школе. Планы человека постоянно корректируются. Всем известно – случайность в определении жизненного пути молодыми людьми может привести к разочарованию, неудовлетворённости, социальной пассивности. Поэтому важно помочь старшекласснику в составлении планов. На кого учиться? Какую профессию выбрать? В этом его помощниками в первую очередь должны стать родители. С чего же начать? Для начала хочу предложить вам узнать о том, правильно ли вы сами сделали свой выбор?
Предлагаю провести шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат - нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунков не имеет значения. Время выполнения - 1 минута (родители рисуют).
Теперь подсчитайте количество треугольников.


ПЕРВЫЙ ТИП: 6-8 ТРЕУГОЛЬНИКОВ - тип руководителя, из таких людей получаются хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
ВТОРОЙ ТИП: 5 ТРЕУГОЛЬНИКОВ. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
ТРЕТИЙ ТИП: 4 ТРЕУГОЛЬНИКА. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
ЧЕТВЁРТЫЙ ТИП: 3 ТРЕУГОЛЬНИКА. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
ПЯТЫЙ ТИП: 2 ТРЕУГОЛЬНИКА. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.
ШЕСТОЙ ТИП: 1 ТРЕУГОЛЬНИК. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе. Родители, определения про вас? Вы правильно сделали свой выбор?
А теперь, уважаемые родители, насколько хорошо вы знаете своих детей, и какие профессии вы можете им порекомендовать? Попробуйте ответить на вопросы, которые помогут определиться в выборе профессии (вопросы на экране или на листочках, предлагается объединиться родителям в группы по совпадениям в ответах – 4 группы. Родительские собрания: 10 класс, В.В. Батакова, с. 46). (Приложение 1)
Следующее задание (по группам): узнать из разных источников (книги о выборе профессий, общение друг с другом, м.б. назовут сайты) о том, где можно получить профессии тех направлений, которые подходят вашим детям (города, ВУЗы, техникумы), где можно узнать информацию об учебных заведениях и правилах приёма, сделайте информационный лист (рассказ представителей групп о результатах работы).
Главной задачей к следующему учебному году является определение с выбором профессии. Это нужно для того, чтобы точно и правильно выбрать какие экзамены сдавать. При неопределённости детей у родителей присутствует тревога. В интернете есть сайты в помощь (egeigia.ru, ucheba.ru, учисьучись.рф). Зайдя на сайт, можно ввести выбираемый экзамен, появляются соответствующие профессии, учебные заведения, количество баллов для прохождения, условия приёма. Очень полезные сайты. (Показать, как работать на сайте).
Вашим домашним заданием будет ещё раз поговорить и обсудить с ребёнком его планы. И пусть это не обязательно будет разговор о вузе, профессии. А просто о будущем. Нужно осторожно и тонко построить беседу, чтобы не произошло того, чего мы больше всего боимся – дети не будут нам доверять и делиться с нами своим планами. Это должен быть диалог, разговор на равных.
Нужно идти к цели разными путями, достигать намеченное (показать мультфильм о достижении цели).








Приложение 1.
Легко ли ваш ребенок устанавливает контакты с незнакомыми людьми? Умеет ли он вызвать доверие? Способен ли терпимо относиться к людям, которые кажутся ему несимпатичными? Может ли взвалить на себя чужие заботы? Умеет ли слушать собеседника? Подавить в себе плохое настроение? Справиться с волнением? Получается ли у него быть беспристрастным? Сможет ли он убедить других в своей правоте?
Если на большинство вопросов (а еще лучше - на все) вы ответили «да», то вашему ребенку открыты дороги в те профессии, которые требуют постоянных контактов с людьми. Их много - врач, учитель, адвокат, юрист, журналист, психолог, социолог, экономист, работник торговли или сферы услуг...
Не растеряется ли ваш ребенок, если к нему обратятся с вопросами сразу 5 человек? Сможет ли организовать работу коллектива, не забыв при этом и свои обязанности? Умеет ли запомнить сразу с десяток дат, имен, фамилий, сроков, которые необходимы для дела? В состоянии ли заинтересовать собеседников предметом разговора? Активен ли он? Подвижен ли он? Утвердительные ответы на эти вопросы подразумевают способности к таким профессиям, как учитель, культ организатор, переводчик, экскурсовод, общественный деятель. По силам ему будет и руководящая должность.
Умеет ли ребёнок сосредоточиться на одном деле? Может ли выделять главную мысль книги или статьи? В состоянии ли самостоятельно составить подробный и последовательный план перед сочинением? Способен ли делать выводы? Может ли просидеть несколько часов над умственной работой даже тогда, когда никто не заставляет? Все эти навыки необходимы тому, кто мечтает о научной или исследовательской работе.
Находчив ли он? Может ли быстро принимать решения? Не ленив ли? Умеет владеть собой? Выдержан ли? Терпелив? Точен? С такими данными ваш ребенок не только сможет водить машину, но даже управлять космическим кораблем (на худой конец, самолетом).

Заголовок 1 Заголовок 315