Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство 3 класс Школа России

Тематическое планирование
по изобразительному искусству
3 класс
по учебнику «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» под редакцией Б. М. Неменского




Учебно-тематический план



№п/п
Содержание программного материала
Количество часов
В т.ч. урок контроля

1
Искусство в твоем доме
8 часов
1

2
Искусство на улицах твоего города
8 часов
1

3
Художник и зрелище
10 часов
1

4
Художник и музей
8 часов
1


Итого
34 часа
4










Тематическое планирование



п/п
Темы уроков

Тип урока
Виды и формы контроля

Характеристика деятельности ученика
Материал информационно-технической обеспеченности
Дата


1. искусство в твоем доме (8 часов)


1
Введение
Твои игрушки (создание формы, роспись).

Урок открытия нового знания
текущий
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны.
Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов.
Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.
Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов.
Раб.тетрадь
Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.


2
Твои игрушки (лепка из пластилина).
Урок открытия нового знания
текущий

Пластилин, стеки, дощечка.


3
Посуда у тебя дома.

Урок открытия нового знания
текущий

Альбом, гуашь, кисти.


4
Мамин платок.

Урок открытия нового знания
текущий

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.
Презентации репродукций


5
Обои и шторы у тебя дома.

Урок открытия нового знания
текущий

Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет.


6
Поздравительная открытка (декоративная закладка).
Урок рефлексии
текущий

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.


7
Иллюстрация твоей книжки.
Иллюстрирование русских народных потешек.
Урок рефлексии
текущий

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.
репродукции


8
Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.
Урок развивающего контроля

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.



2. Искусство на улицах твоего города (8 часов)


1
Памятники архитектуры.

Урок открытия нового знания
текущий
Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение.
Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное.
Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины
Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин.
Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов.
Раб.тетрадь
Альбом, цв. карандаши,


2
Витрины на улицах.

Урок открытия нового знания
текущий текущий

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.


3
Парки, скверы, бульвары.

Урок открытия нового знания
текущий текущий

Бумага, ножницы, клей.


4
Ажурные ограды.

Урок открытия нового знания
текущий

Тушь, палочка, перья.


5
Фонари на улицах и в парках.

Урок открытия нового знания
текущий

Тушь, палочка, перья.


6
Новогодний фонарик.
Урок рефлексии
текущий

Тушь, палочка, перья.


7
Удивительный транспорт.
Урок открытия нового знания
текущий

Альбом, цв. карандаши, восковые мелки.


8
Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы.
Урок развивающего контроля

Бумага, ножницы, клей.



3. Художник и зрелище (10 часов)


1
Художник в театре.
Урок открытия нового знания
текущий

Понимает и объясняет важную роль художника в цирке, театре.
Учится изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивает объекты,
видит в них интересные выразительные решения.
Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории.
Овладевать навыками коллективного художественного творчества.
Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения.
Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале.
Умение участвовать в диалоге,
выбирать и использовать адекватные выразительные средства в рисунке
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна.
Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
Знать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие художественные музеи России.
Учится высказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративно-прикладного искусства.
Альбом, гуашь, кисти.


2
Образ театрального героя.

Урок открытия нового знания
текущий

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.


3
Театральные маски.

Урок открытия нового знания
текущий

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.


4
Театр кукол.

Урок открытия нового знания
текущий

Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.


5
Театральный занавес.

Урок открытия нового знания
текущий

Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.


6
Афиша и плакат.
Урок открытия нового знания текущий

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.


7
Художник в цирке.
Урок открытия нового знания текущий

Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.


8
Театральная программа
Урок открытия нового знания текущий

Альбом, цв. карандаши, , акварель, кисти.


9
Праздник в городе
Урок рефлексии текущий

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.



10
Школьный карнавал. Обобщение темы
Урок развивающего контроля

Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.



4. Художник и музей (8 часов)


1
Музеи в жизни города.

Урок открытия нового знания текущий

Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.
Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.
Называть самые значительные музеи России.
Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Знать имена крупнейших художников.
Развивать живописные и композиционные навыки.
Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников.
Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор.
Называть несколько знакомых памятников и их авторов,
уметь рассуждать о созданных образах.
Лепить фигуру человека или животного.
Умение участвовать в диалоге,
выбирать и использовать адекватные выразительные средства в рисунке
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна.
Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
Знать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие художественные музеи России.
Учится высказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративно-прикладного искусства.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
учиться планировать работу в группе;
учиться распределять работу между участниками проекта;
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
донести свою позицию до собеседника;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста
Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.
Изображения музеев искусств.
Третьяковская галерея, Эрмитаж,
Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей


2
Картина – особый мир. Картина-пейзаж.

Урок открытия нового знания текущий

Альбом, гуашь, кисти. В.Серов «Вечерний звон»
И.Шишкин «Лес зимой»
В.Поленов «Московский дворик»
В.Суриков «Взятие снежного городка»
К.Юон, Б.Кустодиев


3
Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.
Урок открытия нового знания текущий

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.
А.Матисс «Синий горшок и лимон»
И.Репин «Яблоки и листья»
И.Шишкин «Мухоморы.Этюд»
В.Ван Гог «Подсолнухи»


4
Картина-портрет.

Урок открытия нового знания текущий

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.
А.Веницианов «Захарка»,
И.Серов «Девочка с персиками»
Рембранд «Сын Титус за чтением»


5
Картины исторические и бытовые.

Урок открытия нового знания текущий

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.


6
Скульптура в музее и на улице.

Урок открытия нового знания
текущий

Пластилин, стеки, дощечка.
А.Дейнека «Лыжники», «Коньки»,


7
Музеи архитектуры.
Урок открытия нового знания текущий

Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.


8
Художественная выставка. Обобщение темы
Урок развивающего контроля

Детские работы


34
Итого






Этапы оценивания детского рисунка:
как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
 
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Проект
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:
Актуальность проблемы
Корректность методов исследования
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
Характер общения участников проекта
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
Умение аргументировать свои заключения, выводы
Эстетика оформления проекта


1.3 Перечень учебно-методических средств обучения

Учебно-методическое обеспечение для учителя:
Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник. «Искусство вокруг нас» - М.: Просвещение, 2011 г.
Неменский Б.М. «ИЗО и художественный труд» М.: Просвещение, 2011г.
Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству». М.: Просвещение, 2011 г.

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник «Искусство вокруг нас» - М.: Просвещение, 2011 г.

15