Конспект урока ИЗО внутренний мир русской избы


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края (МБОУ «Курская СОШ»)
КОНСПЕКТ УРОКА
По теме: «Внутренний мир русской избы».
ФИО: Кроневальд Олеся Александровна
Должность, предмет: учитель изобразительного искусства
Класс (5)
2015год

Тема урока: «Внутренний мир русской избы»
Цели: (Слайд 2)
1. Создать условия для формирования у учащихся образных представлений об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы.
2. Познакомить с понятием «интерьер», его особенностями в крестьянском жилище;
3. Воспитывать интерес к истории, обычаям нашей Родины.
Зрительный ряд: презентация по теме урока, иллюстрации к русским сказкам, былинам, схемы-таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла».
Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.
Оборудование и материалы: кисти, краски, баночка для воды, карандаши, альбом, ПК, проектор, экран.Ход урока
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся.
Дети решают проблемные вопросы.
Дети вспоминают сказки, где печь действующий персонаж.
Ученик читает стихотворение «Ода русской печи».
Дети дают предположительные ответы.
Выполняют задания физминутки, проговаривая задание хором повторяя движение.
Ученики обогащают свои рисунки изображением крестьянских вещей: прялка, ушат, ухват, люлька, полотенца, дорожки и др. На данном этапе урока у учащихся формируются навыки самостоятельной работы.
Дети показывают карточки с настроением.
Запись в дневник домашнего задания. Организационный момент (1 мин).
Настраиваю учащихся на рабочую обстановку, проверить готовность детей к уроку (альбом, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, фломастеры и т.д.).
– С каким настроением вы пришли сегодня на урок? У вас на столах лежат карточки настроения, выберите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению. (Солнышко – хорошее настроение, солнышко за тучкой – грустное настроение.2. Актуализация опорных знаний
Задаю проблемные вопросы классу, Какие предметы являются жизненно важными в  крестьянской избе?
-Зачем люди украшали свои жилища?
- По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?
3. Формирование новых знаний.
Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, пробудить их интерес к теме урока при помощи слайд – презентации.
(Слайд 3)
- Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
Слайд 4-10.
Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.
Слайд 11,12,13
Слайд 14,15.
Знакомство со словом интерьер.
Слайд 16
4. Физминутка.
Цель и задача этапа: смена деятельности; обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
5. Закрепление учебного материала
Закрепить в памяти учащихся знания через выполнения фрагмента интерьера крестьянской избы.
– Вам сегодня предстоит выполнить фрагмент интерьера крестьянской избы с основными предметами.
В начале выполнения задания предлагаю учащимся несколько вариантов интерьера крестьянской избы. Показываю на слайде рисунки-схемы. (слайд 17). Обращаю внимание на деревянный пол и стены.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
По окончании занятия школьники выходят к доске, демонстрируют свой рисунок классу и отвечают по своему рисунку на поставленный вопрос в начале урока.
– Вот и закончился наш урок. С каким настроением вы его покидаете? Покажите.
7. Домашнее задание.
Отработать навык приобретённого знания через подбор иллюстрации предметов крестьянского быта.
Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.
У детей на столах лежат карточки с солнышками.
(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”)

Знакомство с красным углом.
Интерьер – внутренняя часть здания, помещения, архитектурного и художественного оформления.
Потянулись к солнышку
Раз, два, три.
Поклонились до земли
Раз, два, три.
Вправо – влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Последовательность изображения крестьянского интерьера:
а. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами.
б. Выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнениепредметов обстановки и быта).
(Солнышко – хорошее настроение, солнышко в тучах – грустное настроение