Конспект урока по ИЗО Внутренний мир русской избы (5 класс)
Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ №2
Кокорина Г.Н. Программа: Б.М. Немецкого.
Первая учебная четверть. Урок №3. Класс: 5
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема: «Дом – космос. Внутренний мир русской избы»
Тип урока: урок комплексного использования знаний
Цели урока: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).
Предметная цель:
Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Метопредметная цель:
УУД
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Регулятивные:
уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; способность к созданию художественного образа, эстетической оценке значения вещи и интерьера крестьянского жилища, и работ учащихся.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Наглядный и дидактический материалы:
Общеклассный: плакаты «Этапы построения интерьера», «Солярные знаки».
Литературный ряд: стихотворения И. Денисов.
Музыкальный ряд: народные песни.
Видео ряд: презентация
Учебные понятия (на доске): декор, конструкция, интерьер, конник, красный угол.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
План урока:
Организационный момент;
Сообщение нового материала;
Практическая работа;
Выставка работ;
Закрепление новых знаний
Подведение итогов. Презентация
·
Ход урока:
- Здравствуйте ребята, буду рада сегодня нашему общению и ожидаю удивиться вашим рисункам.
(Учитель демонстрирует классу первый слайд)
-С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?
(Размышления учащихся)
-На самом деле эти три буквы очень символичны:
Д – похоже на строение, сооружение;
О – практически у всех народов, является символом оберега;
М – напоминает нам забор, ограду, отделяющую от внешнего мира.
(демонстрация второго слайда)
-В восприятии древних славян, наших предков, изба являлась олицетворением вселенной. Их мировоззрение строилось на понятии трёхмерности мира, то есть мир делился на три части:
Правь(верхний мир) – мир богов, где боги разъезжали по небу в колесницах запряжёнными крылатыми конями. Символ этого мира – птица, которая ещё и символизирует в себе женское начало. Как ласково в сказках женщину часто называют? В какой сказке женщину сравнивают с птицей?
(ответы учеников: утушкой, лебёдушкой; Царевна – лебедь) и т.д.
Явь (средний мир) – мир где мы с вами живём. Мы явились на белый свет, чтобы творить добро. Мир Яви – союз неба и земли, рождение рода человеческого. Символом среднего мира является конь – это сила, доблесть, добро и храбрость. Он символизирует мужское начало, вспомните, в каких сказках конь помогает человеку?
(ответы учеников – «Конёк Горбунок»; «Сивка – бурка»)
Навь (нижний мир)- тёмный мир мёртвых, тот свет. Символом этого мира является змея. А каких отрицательных героев сказок вы знаете?
(ответы учащихся: Змей Горыныч, баба Яга, Кощей бессмертный, Вий)
На самом деле в древних легендах (русских ведах) говорится о князе тьмы, который правил миром Нави, и было у него двое детей: прекрасная, но коварная и злая дочь - Яга Виевна, и жестокий, статный, высокий брюнет, сын - кощей Виевич. Позже в русских сказках народ сделал их не такими красивыми и привлекательными.
- Давайте, попробуем определить, как понятие трёхмерности мира отразилось в архитектуре русского жилища – избы.
(размышления учащихся)
- Крыша дома – почесть небу. Символ небесной колесницы, поэтому каждый хозяин венчал свою крышу коньком (охлупень), Крышу венчает горделивый конь - охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.
- Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.
- Рассмотрите узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)
Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. А что вы увидели ещё на фронтоне?
Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.
- Какие? Кто скажет? (полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, устрашающие гривастые львы-собаки).
Сказочно – диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. Фронтон крыши обязательно украшался солярными знаками. Потолок в доме красили в голубой цвет, символ неба.
Стены в избе белились белой известью, почесть миру Яви. Окна, как глаза избы, так же украшались знаками оберегами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.
Пол – почесть нижнему миру (Нави) – окрашивали в коричнево-охристые тона, отдавая дань уважения матери – Сырой Земле, таинственному нижнему миру.
(демонстрация 3 слайда)
- Внутренняя часть избы, условно, делилась на две половины: женскую и мужскую.
Но по прежнему верю я после мороза,
Русской печке, привету её и теплу,
Где не раз под тулупом,
Тяжёлым как туча,
Благодарный своей человечьей судьбе,
Забываясь от всех неурядиц грядущих,
Засыпал я счастливый под песни в трубе.
И. Денисов.
(Чья половина у печи?)
- Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия. Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор. Гость вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом отдавая почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового.
У окна находилась лавка со спинкой с одной стороны (Конник) – это место считалось мужской половиной. В долгие зимние вечера мужчины рукодельничали здесь, плели лапти, вырезали ложки из дерева и тд.
Духовная часть избы располагалась в «красном» углу. Самым главным в избе был левый (красный ) угол, в который помещали ИКОНУ украшенную рушниками. Икону всегда вешали лицевой стороной к востоку, где всходит солнце – воплощение доброты. Этому правилу следовали все: будь то крестьянская изба, царские покои или купеческие хоромы. При любой беде или пожаре первой из избы выносилась икона.
Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь ставили стол, за которым проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, обряды. Во время уборки урожая первые и последние колосья устанавливали в красном углу – это сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол старались держать всегда в чистоте и нарядно украшали. Красный цвет означает в нашей традиции прежде всего божественный огонь – сравни слова «красный», «красивый» и «крада», т.е. жертвенный огонь. Красный резко амбивалентен. В древности он символизировал божество, жизнь, оберег, силу, очищение, мужское начало, действие, здоро-вье, любовь, владычество, солнце, с одной стороны, и войну, гнев, охоту, молнию, кровь, жертву, огонь подземного мира, смерть – с другой. Его украшали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили ценные бумаги, предметы. люди очень заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь.
(демонстрация 4 слайда)
-Словно птицы зазвенели-
Сколько света и тепла
Бабка радугу постелит
От порога до стола.
Все сомнения отбросте:
Хоть избушка на земле,
Но идут по небу гости
Прямо к солнцу на столе.
Каждый ноги вытирает
И проходит не дыша
Там, где радуга играет,
Словно бабкина душа.
-Радугой называли длинные половички в избе. У русского народа было принято всё укрывать, прятать от чужих глаз. Потому в доме было огромное количество самотканых украшенных вышивкой занавесок, скатертей, полотенец. В мифологии радуга символизирует связь между миром естественным и сверхъестественным, мост между небом и землёй. Радуга является символом плодородия, самой жизни (радуга, посланная Ною после потопа), её многоцветья. Такое многоцветье присуще раю,
идеальному образу природы, праздничной брачной одежде женщины
в традиционных культурах.
(демонстрация 5 слайда)
-В каждой избе на потолке есть крюк, кто знает, зачем он?
(размышления учеников)
-На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца.
(демонстрация 6 слайда)
Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.
–Сколько интересного мы с вами сегодня узнали, и я предлагаю вам нарисовать интерьер русской избы.
С чего начнём?
(размышления учащихся)
Выбор композиционного решения.
Детальная прорисовка предметов.
Подмалёвок.
Передача в цвете деталей.
-Требования к самостоятельной работе учащихся:
Эстетичность работы.
Передача в рисунке особенностей уклада жизни русских крестьян.
Законченность композиции в цвете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Выставка работ (самооценивание).
Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
В чем проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?
Какие новые термины вы сегодня узнали на уроке?
Д/З - Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.
Рисунок 6