Программа работы экспериментальной площадки по краеведению и этнографии Школа народных ремесел


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр этнографической культуры
сельского поселения «Село Верхняя Эконь»
Комсомольского муниципального района
Хабаровского края
Программа работы
экспериментальной площадки «Школа народных ремёсел»
на 2015 год
Направление: « Краеведение и этнография»
с/п «Село Верхняя Эконь»
-2015-
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО ЦЭК
_______________________
«_19_» _января_____2014г.
Положение о базовом учреждении
дополнительного образования детей
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о базовом учреждении дополнительного образования детей (далее Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Концепцией модернизации российского образования.
1.2. Статус «Базовое учреждение дополнительного образования детей» присваивается приказом управления образования образовательному учреждению сроком на 5 лет.
1.3. Название «Базовое» может претендовать учреждение дополнительного образования детей, обладающее следующими показателями: инновационный режим развития, высокое качество предоставляемых образовательных услуг, современное программно-методическое обеспечение образовательного процесса, современное методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, высококвалифицированный кадровый состав, активное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие с образовательными учреждениями, высокий рейтинг учреждения в региональной системе образования
2. Цель и задачи базового УДОД
2.1.Целью деятельности базового УДОД является сетевое участие в развитии региональной системы дополнительного образования детей
2.2. Базовое УДОД решает следующие задачи:
• формирование и развитие сферы дополнительного образования как неотъемлемой части единого образовательного пространства области;
• совершенствование содержания дополнительного образования детей, его организационных форм, методов и технологий;
• создание системы сервисного научно-методического обслуживания учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных школ, реализующих дополнительные образовательные программы, территориального объединения муниципалитетов;
• аккумулирование образовательных, научно-методических и кадровых ресурсов.
3. Функции базового УДОД.
Базовое УДОД выполняет следующие функции:
3.1. Организация межведомственного взаимодействия по вопросам воспитания и дополнительного образования детей.
3.2. Разработка и реализация программ дополнительного образования нового поколения, направленных на формирование и развитие общих и специальных компетенций обучающихся с учетом специфики социально-экономического развития области.
3.3. Организация образовательного процесса на основе современных педагогических технологий.
3.4. Организация экспериментальной работы по одному или нескольким направлениям повышения качества дополнительного образования.
3.5. Реализация педагогических инициатив, имеющих значение для развития учреждения и региональной системы дополнительного образования детей.
3.6. Создание и развитие современной методической базы УДОД.
3.7. Координация деятельности муниципальных УДОД по вопросам развития региональной системы дополнительного образования детей.
3.8. Проведение мероприятий для руководителей и педагогов других профильных учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных школ, реализующих дополнительные образовательные программы.
3.9. Организация и проведение зональных этапов региональных творческих конкурсов, фестивалей, форумов, конференций для обучающихся и педагогов.
3.10. Формирование и развитие системы работы с одаренными детьми.
3.11. Проведение экспертизы дополнительных образовательных программ.
3.12. Формирование информационного пространства по вопросам развития системы дополнительного образования.
4. Организация деятельности базового УДОД
4.1. Учреждение дополнительного образования подает заявку в управление образования на присвоение статуса «Базовое учреждение».
4.2. Базовое УДОД осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом учреждения и настоящим Положением.
4.3. Базовое УДОД включает в программу своей деятельности мероприятия, направленные на совершенствование функционирования и развитие системы дополнительного образования детей территориального объединения муниципалитетов.
4.4. Базовое УДОД участвует в сетевой модели организации повышения квалификации специалистов региональной системы дополнительного образования детей.
4.5. В Публичном докладе учреждение отражает результаты работы по осуществлению функций базового учреждения.
4.6. Базовое учреждение ежегодно предоставляет Управление Образования информацию по реализации методической темы базового УДОД (октябрь).
5. Результаты деятельности базового УДОД.
В соответствии с показателями эффективности деятельности ежегодно составляется рейтинг базовых УДОД, по результатам которого учреждение, занявшее 1 место, получает материальное поощрение за счет средств, предусмотренных в бюджете управления образования на реализацию подпрограммы «Развитие системы общего и дополнительного образования детей».
Пояснительная записка
Экспериментальная площадка - это  особая форма организации совместной деятельности педагогов Комсомольского муниципального района и МБУДО центра этнографической культуры сельского поселения «Село Верхняя Эконь» по реализации концепции краеведческого образования и воспитания школьников, овладения традиционными ремеслами славян и жителей Приамурья, а т.ж. разработки стратегически важных направлений образовательной политики, определенных основополагающими нормативно-правовыми документами системы образования РФ и Хабаровского края.176784087630ЦЕЛЬ: Разработка и внедрение форм и методов по сохранению, возрождению и развитию традиционной народной культуры, ремесел славян и жителей Приамурья.
00ЦЕЛЬ: Разработка и внедрение форм и методов по сохранению, возрождению и развитию традиционной народной культуры, ремесел славян и жителей Приамурья.
359664090805ПРОБЛЕМЫ:
Утрата культурного наследия предков, неумение и нежелание заниматься традиционными ремеслами, незнание педагогами особенностей краеведческого образования в Хабаровском крае
00ПРОБЛЕМЫ:
Утрата культурного наследия предков, неумение и нежелание заниматься традиционными ремеслами, незнание педагогами особенностей краеведческого образования в Хабаровском крае

53340413385СУБЪЕКТ
экспериментальная площадка МБУДО ЦЭК
00СУБЪЕКТ
экспериментальная площадка МБУДО ЦЭК
15392401099185003253740109918500211074024707850030251401754505002110740349948500
73914010096500
5334099060ОБЪЕКТ
Образовательная деятельность, педагогическая система
00ОБЪЕКТ
Образовательная деятельность, педагогическая система

279654057151ПЕРИОДЫ:
Подготовительный
Опытно-экспериментальный
Научно-экспериментальный
00ПЕРИОДЫ:
Подготовительный
Опытно-экспериментальный
Научно-экспериментальный

-718185169545РЕЗУЛЬТАТ : Анализ краеведческого образования и создание действующей системы краеведческо-этнографического образования и овладения культурным наследием и традиционными ремеслами жителей Комсомольского муниципального района.
00РЕЗУЛЬТАТ : Анализ краеведческого образования и создание действующей системы краеведческо-этнографического образования и овладения культурным наследием и традиционными ремеслами жителей Комсомольского муниципального района.

387667516637000
279654074295УСЛОВИЯ:
экономические,
материально-технические, кадровые, организационные.
00УСЛОВИЯ:
экономические,
материально-технические, кадровые, организационные.

Развитие и внедрение инноваций – необходимое условие для обновления системы образования, фактор, влияющий на качество образования. Именно поэтому инновационную деятельность выделяют в отдельное направление деятельности.
Качество знаний учащихся как результат работы образовательных учреждений в режиме функционирования является источником для инновационных процессов.
Экспериментальная площадка «Школа народных ремёсел» является отражением инновации в системе образовательных учреждений района. Ею будет осуществлена организация деятельности по направлению «Краеведение и этнография».
Инновационный статус: Районная экспериментальная площадка.
Срок действия статуса: 2015-2020 гг.
Структура деятельности по эксперименту
Первый период – «Подготовительный» (2015г.)
Цель: создание условий для реализации краеведческо-этнографического образования
Задачи:
- изучить и проанализировать уровень краеведческо-этнографического образования
- повысить теоретическую подготовку учителей и педагогов;
Второй период – «Опытно-экспериментальный» (2016-2018 гг.)
Цель: построение системы краеведческо-этнографического образования.
Задачи:
- обеспечить необходимыми научно-методическими, организационными, информационными и другими условиями для социокультурной компетентности личности, её гармоничному самоопределению;
- определить направления, формы, методы краеведческо-этнографического образования;
- внедрять в педагогическую практику новейшие технологии в области краеведческо-этнографического образования и воспитания.
Третий период – «Обобщающий, или научно-экспериментальный» (2019-2020гг.)
Цель: подведение итогов по результатам работы экспериментальной площадки
Задачи:
- обобщить материал, наработанный за 5 лет;
- создать единый банк методических материалов
- продолжить внедрение в педагогическую практику новейшие технологии в области краеведческо-этнографического образования и воспитания.
Руководитель МБУ ДО ЦЭК с/п «Село В.Эконь» Комсомольского района и экспериментальной площадки: Кайгородова Елена Анатольевна.
Адрес сайта: http://etnocentr.ksdk.ru,
E-mail: zek-ekonj@yandex.ru.
контактный телефон: 8 (4217) 568325
Нормативно-правовые документы, регламентирующие инновационную деятельность ОУ:
1. Положение о районной экспериментальной площадке.
2. Распоряжение УО Комсомольского района, приказ № «О присвоении статуса экспериментальной площадки».
3. План работы экспериментальной площадки на 2015-2020 гг.
Основные виды деятельности экспериментальной площадки «Школа народных ремесел»:
научно-методическая поддержка образовательного процесса МОУ по краеведению и этнографии
расширение сотрудничества с образовательными учреждениями района, г.Комсомольска-на-Амуре, края, региона и России
разработка, накопление и распространение методических материалов, рекомендаций по краеведческо-этнографическому образованию
обобщение инновационного передового опыта педагогов образовательного учреждения и муниципальной системы образования в целом
проведение сравнительного анализа деятельности педагогов и образовательных учреждений Комсомольского района
проведение научно-исследовательской работы по краеведческо-этнографическому образованию
проведение районных семинаров по обобщению собственного опыта, а также обучающих и проблемных семинаров по по краеведческо-этнографическому образованию с приглашением специалистов высшей школы
организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде собственного и муниципального опыта по по краеведческо-этнографическому образованию
содействие внедрению собственного опыта
консультационная поддержка педагогических работников
мониторинг процессов внедрения собственного опыта в муниципальной образовательной среде
методическая поддержка и консультирование педагогов и учителей Комсомольского муниципального района
Тема экспериментальной площадки на 2015 г. (подготовительный период):
«Формирование готовности педагогов и учителей Комсомолького муниципального района по реализации программ краеведческой направленности и этнографии в контексте ФГОС»
Ответственный за реализацию темы: Черепанова Ольга Аркадьевна, методист МБУ ДО ЦЭК с/п «Село В.Эконь» Комсомольского муниципального района.
Цель 2015-2016гг.: выявление, развитие и распространение инновационного педагогического опыта в деятельности учреждения дополнительного образования, активно внедряющего инновационные образовательные технологии и программы в области краеведения, этнографии и традиционного прикладного творчества.
Поисково-аналитический этап.
В качестве приоритетных направлений на данный момент определены:
1.Создать нормативную базу и информационное обеспечение процесса, представляющее собой формирование норм осуществления деятельности - разработку программ, планов
2. Способствовать интеграции групп и сообществ (выделение групп инноваторов, содействие включению в преобразование школ района, оформление субъектов инновационной деятельности педагогов, учащихся, родителей, общественности)
3. Провести повышение квалификации педагогов – содействие приближению уровня подготовки педагогических кадров современным требованиям и задачам развития центра этнографической культуры как «Школы народных ремесел».
Организационно-педагогическая деятельность.
1. Издать приказ о работе МБОУДОД ЦЭК в режиме экспериментальной площадки;
2. Разработать и утвердить план работы на 2015г;
3. Оформить рекламные буклеты о работе базового учреждения по теме «Реализация программ краеведческой направленности и этнографии в контексте ФГОС на примере деятельности педагогов МБУДО ЦЭК»;
4. Изготовить стенд «Работа МБУДО ЦЭК в режиме базового учреждения»;
5. Составить и согласовать списки слушателей из числа ПДО, учителей СОШ, воспитателей ДОУ.
6. Провести консультирование, методические семинары, мастер-классы, открытые занятия;
7. Организовать диссимиляцию педагогического опыта Карепановой Ю.А., Гейкер Т.Л., Черепановой О.А., Шубарина И.С.
8. Организовать сетевое взаимодействие;
9. Провести выставку-презентацию методической продукции педагогов МБУДО ЦЭК;
10. Подготовить справки об обучении слушателей;
11. Выпустить издательскую продукцию по темам семинаров, мастер-классов;
12. Провести круглый стол по проблемам реализации программы;
13. Провести анализ реализации программ.
Консультирование
1. Провести диагностику среди ПДО, учителей СОШ, воспитателей ДОУ и анализ по вопросу
Провести консультации
Организация методических семинаров.
- Исторические аспекты русской культуры и культуры народов Приамурья. Педагогика как феномен культуры.
- Культуросообразность образования в современных условиях.
- Конструирование и анализ учебного занятия на основе системно-деятельностного подхода.
- Краеведческое образование в Комсомольском района.
- Культурные практики ребенка.
Диссеминация передового педагогического опыта
Карепанова Юлия Анатольевна
Тема: «Обучение детей традиционным русским промыслам через реализацию программы декоративно-прикладного творчества «Мастерица»: результаты и перспективы».
Гейкер Татьяна Леонидовна
Тема: «Особенности обучения младших школьников традиционным нанайским ремеслам».
Черепанова Ольга Аркадьевна
Тема: «Методика подготовки обучающихся к участию в краеведческих конкурсах, викторинах, конференциях».
Шубарин Иван Степанович
Тема: «Плетение из бересты: опыт организации мастер-классов».
Способы обобщения результатов 2015г.
Сетевое взаимодействие
Организовать работу педагогов дополнительного образования в сообществе педагогов дополнительного образования Комсомольского муниципального района и на сайте ХКИРО.
Организовать районный фестиваль методических материалов.
Организовать выставку цифровых образовательных ресурсов педагогов МБУДО ЦЭК на сайте учреждения (июнь, декабрь 2015 г.)
Издательская деятельность (выпуск брошюр, сборников, запись на CD-диски материалов для проведения семинаров и мастер – классов, написание статей в журнал «Дополнительное образование в Хабаровском крае»).