Изучение народных ремесел во внеурочное время

Опыт работы Кулевой М.И. по теме:
«Изучение народных ремесел во внеурочное время»
Изготовление каргопольской рубахи на занятиях кружка «Рукоделие»
У каждого народа есть своя неповторимая душа – его вера, язык, праздники и обряды, песни и танцы. Пока жива душа народа, жив и сам народ.
Мы стараемся, чтобы подрастающее поколение не было равнодушно к истории своего края, приобщалось к истокам творчества, культуры и быта того народа, на земле которого мы живем.
Для организации занятий по внеурочной деятельности в 5-х классах разработана дополнительная рабочая программа кружка «Рукоделие». Главной целью программы является формирование у детей практических трудовых навыков, творческой активности, воспитание художественного вкуса.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, практические работы творческого характера, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, экскурсии.
Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
В учебно-тематическом плане кружка есть раздел «Северный народный костюм. Каргопольская рубаха». Программа включает практическую и теоретическую части. В теоретическую часть входят сведения по истории развития народных промыслов, технологии изготовления и украшению изделий, дается представление о видах, особенностях народного искусства, композиции, выполнение эскизов, зарисовках с натуры, способах изготовления изделий различного назначения.
Освоение приемов художественных ремесел, конструирование изделий, их тщательная отделка формирует у обучающихся трудолюбие, добросовестное отношение к труду, взаимовыручку, понимание труда как важнейшего средства самовыражения и самоутверждения личности. На занятиях используются дидактические принципы обучения связь теории с практикой, систематичность и последовательность, доступность и посильность учебного материала, наглядность.
Для выполнения коллективного творческого дела на занятиях кружка «Рукоделие» мы выбрали тему “Каргопольская рубаха”. Это было сделано не случайно, поскольку изучение и сохранение народного искусства, которое развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции, является важнейший средством воспитания школьников. На уроках технологии в рамках регионального компонента учащиеся изучают русский народный костюм. Они знакомятся с кроем, цветовой гаммой, орнаментом костюма, приемами украшения. Время урока ограничено для выполнения изделия, поэтому работу перенесли на занятия кружка.
Работа проходит в несколько этапов.
1 этап исследовательский. Ученицы работают над созданием образа русской женщины, выполняют зарисовки северного костюма.
2 этап аналитический. На этом этапе работы выявляются характерные особенности: форма, пропорции, пластика, цвет, фактура рубахи. Школьники выполняют эскизные разработки рубахи, выбранной ими самими.
3 этап эскизный. Создается конструкция изделия, даются точные пропорции рубахи в целом и каждого элемента в отдельности. Все виды кроя этих рубах в своей основе несут букву Т. Взяв за основу рабочий эскиз и опираясь на знания, полученные по конструктивному моделированию, обучающиеся создают комплект лекал, по которым производят раскрой и пошив изделия.



4 этап – практический. Изготовление изделия. Украшение рубахи каргопольской вышивкой.
Самым распространенным материалом для пошива рубах и по сей день остается льняное полотно. В древнерусском языке существовали два термина для обозначения основного материала: ХЛАСТ (или ХОЛСТ, ТЬЛСТИНА) - небеленая ткань и ПЛАТНО - выбеленное полотно. Верхнюю часть такой рубахи, рукава, шили из покупных тканей: ситца, коленкора, кумача. Нижняя часть, стан, оставалась домотканой. Стан украшался бранным ткачеством красными нитками или широкими полосами многоцветной вышивки, выполненной в техниках «роспись» или «тамбур».
"Искусство вышивания - одно из самых выдающихся явлений традиционной культуры Русского Севера. Общей отличительной особенностью каргопольской вышивки является ее сюжетное и орнаментальное богатство, разнообразие техники. Каргопольские мастерицы владели практически всеми приемами шитья: древним двусторонним швом «роспись», «набором», имитирующим тканые узоры; ажурной строчкой «перевить», гладью, а также стебельчатым «тамбуром»."



Знакомство с декоративно-прикладным искусством северных народов развивает у учащихся художественное воображение и фантазию, ведь только окружающий нас мир, природа, люди, события, искусство, внутренний мир человека в любой момент могут стать источником творческих открытий.
Рисунок 7Рисунок 115