Влияние народных ремесел Тюменского края на духовное развитие детей
Влияние народного декоративно – прикладного искусства на воспитание детей.
Декоративно – прикладное искусство – один из видов изобразительного Влияние народного декоративно – прикладного искусства на воспитание детей.
Декоративно – прикладное искусство – один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и эстетическое отношение к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
О роли и значении народного декоративно – прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Н.П.Сакулина, Р.Н.Смирнова и др.) они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Предметы декоративно – прикладного искусства созданы талантом и душой наших предков, любивших красоту и умевших ее творить. Самые простые изделия под рукой мастера становились драгоценностью. Кроме того, народное искусство по своей природе близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга.
Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров и побуждает желание в создании композиции, развить творческие способности.
Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.
При рассматривании подлинных предметов декоративно – прикладного искусства формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
В процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, помогать другим.
Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.
Таким образом, можно констатировать, что декоративно – прикладное искусство помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение, речь.
В нашей облости принята программа «Мир родного края глазами души» создана на основании Закона РФ «Об образовании», закона Тюменской области «Об установлении единого национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в Тюменской области», принятого областной Думой 16 июня 2000 года. Эта интегрированная программа имеет особое значение в воспитании у детей духовно-нравственной культуры.
Данная программа построена на принципах одухотворения себя и природы, духовного общения с природой, как источника жизненных благ. Сделать душу живой, сострадательной, открытой миру - одна из главных целей программы «Основы духовно-нравственной культуры».
Исходя из этого, основная цель программы - обогащение духовного опыта детей ценностями региональной культуры, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек- природа - культура».
Чем удивил и очаровал Тюменский край.Это прежде всего музеями.
Из истории создания музеев в нашей области. Музейная педагогика часть педагогики искусств. Музей края, где ты живёшь. Предназначение каждого музея. Диалог ребёнка с музеем. Значение музея в освоении региональной и отечественной культуры. Создание музея в детском саду, -приобщение к искусству художественной коллекции.Экскурс в историю ремёсел и промыслов Тюменская кустарная промышленность, история становления и развития. Промыслы по обработке животного сырья. Участие народных умельцев в ярмарках: Никольская ярмарка - одна из главных ярмарок Сибири. Возрождение ремёсел в наши дни.Дерево - источник вдохновения. Разнообразие деревообрабатывающих ремёсел нашего края. Мастера-салазочники. Производство экипажей, телег, колёс, саней, кошёвок, повозок, крестьянской мебели, бёрд для ткацких станков, выделка рогож, мочальных верёвок, корзиночные промыслы. Качество и прочность изделий тюменских мастеров, спрос за пределами области.Мастера клепаной посуды: кадочники, чановщики, ведерники, бочары. Превращение дерева в красивый полезный предмет, путь от материального к духовному. Экскурс в историю развития ремесла. Прочность, удобство в использовании. Развитие сувенирного искусства.Гончарное искусство - язык земли. Экскурс в историю гончарного ремесла. Виды гончарных изделий, символика: достаток, сытость. Влияние сибирской природы на поэтический мир гончарного искусства. Современные мастера-керамисты.Значение овчинно-шубных изделий в условиях сибирской зимы. Наиболее крупные центры овчинно-шубной промышленности общесибирского значения: Шатровская волость Ялуторовского района, Тобольский округ, ишимские кустари, Тюменский кустарный центр «Кожевенные цеха Сибири». Виды изделий. Овчинно-шубные изделия современных мастеров.Сибирские валенки. Производство валенной обуви (пимокаты). Значение валенной обуви в условиях сибирской зимы. Возрождение старинного сибирского промысла в южной провинции пашей области.Дом - домашняя вселенная. Мироустройство дома Архитектура дома в культуре народов региона. Любовь человека к родному дому. Душевный комфорт ..... Специфика народной культуры Тюменской области, в том числе декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел связана с историческим прошлым этой территории. Так называемая базовая культура коренных народов (в первую очередь самодийской, финно-угорской и тюркских групп) ассимилировалась на протяжении всего исторического развития. Освоение Сибири представителями казачества, затем возникновение поселений старообрядцев, "самоходов" из центральных областей, русского Севера, Украины и Белоруссии, польские ссыльные, декабристы, поволжские немцы и калмыки и, наконец, поток рабочей силы с Кавказа, Башкирии, Татарстана в период освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса...............................Поселения первопоселенцев-казаков - это обнесенные рвами остроги и часовые башни, часовни и казенные дома. Все говорит о стратегическом значении данных поселений. Служивым людям не до красоты, главное - бдительность, защищенность и безопасность. Но вскоре кроме казаков здесь стали селиться крестьяне, переселявшиеся сюда из других районов европейской России. Вместе с собой они принесли специфические традиции, благодаря которым центральные районы юга Тюменской области можно без преувеличения назвать музеем деревянного зодчества под открытым небом. По деревянным строениям, а позднее каменным, можно без труда узнать родословную и географию переселенцев: пашенных крестьян, самоходов и т.д. Фасады домов - это своеобразная визитная карточка народа. Вот высокая подклеть - европейский север, а вот глухая корабельная резьба - признак Поволжья. Пропильная резьба всегда была характерна для Костромы, а крашенные наличники и фасады - для Украины. Глухое подворье и резные ворота - традиция, принесенная астраханскими мастерами, а вот пропильная буквенная резьба по карнизу - влияние Беларуси.Основу декора как деревянных крестьянских домов и усадеб, так и купеческих особняков в городах и крупных населенных пунктов области составляет деревянная резьба. Пройдите по историческому центру Тюмени (улицы Челюскинцев, Дзержинского, Советская, Ямская), или по подгорной части Тобольска, по селам, городам и поселкам Заводоуковского, Ялуторовского, Тобольско го, Ишимского, Исетского и других районов. Вы увидитетакое многообразие видов деревянной резьбы, которые являются настоящими достижениями русского, украинского, белорусского деревянного зодчества. Корабельная и пропильная, накладная и угольно-выемчатая резьба наличников фасадов домов, ворот, подзорных досок, фронтонов крыш, палисадов будут удивлять не одно поколение жителей и гостей области. Не зря одним из самых популярных краеведческих изданий XX века является альбом Н. Шайхтдиновой «Деревяннаярезьба Тюмени».Еще одна особенность декора жилья в Тюмени - это железный дымник, который украшал когда-то крышу каждого дома. «Небесный всадник», «Петух-оберег», «Летящий конь» - это образы-символы, которые, с одной стороны, были конструктивным навершием дома, с другой стороны - оберегали его обитателей, приносили им счастье.Несколько отличались от подобного жилья поселения старообрядцев, скрывавшихся от власти в глухих уголках, но на юге региона - подальше от тобольского архиерейского дома. Дома старообрядцев носили строго определенный порядок, для которого характерны закрытость, защищенность, глухие заборы, небольшие окна. Тут, в общем-то, не до декора, потому как постоянная опасность заставляла строить такой тип жилищ, который можно было быстро и укромно перенести (перекатить) на другое место.Сундук - предмет для хранения «добра». Развитие сундучного промысла в нашем крае. Взаимосвязь понятий «Добро» материальное (копить добро) и духовное. Многофункциональное значение сундука. Синтез декора и памятной функции. Шкатулка - заветный сундучок.Образ лучины как источника света и творчества. Любовь и уважительное отношение людей к лучине, лучинушке. Береза, сосна - материал для создания лучины. Кованые светцы - держатели горящей лучины.Подсвечник - держатель свечи. Экскурс в историю создания подсвечников. Влияние каслинских (Челябинская область) мастеров на развитие художественного литья в нашем крае. Виды подсвечников, разнообразие декора, символика. Свеча — источник света. Первые свечные промыслы Тобольской губернии, свечники Ишима, Ялуторовска. Свечные изделия фирмы Е.Жернакова. Виды свечей: сальные, стеариновые, восковые, спермацетовые. Обряды и обычаи, связанные со свечой. Дизайн современных свечей.Творчество для радости - цветные половики. Ткачество - неотъемлемая часть в жизни женщины, ремесло, искусство. Уникальное изобретение мастеров-деревообработников - ручной ткацкий станок - кросна. Бережливость - народная черта, вторая жизнь старых вещей. Материал и своеобразие ткачества.Цветные половики в интерьере современных квартир. Лоскутные шитые покрывала. Превращение лоскутка в красивую декоративную вещь. Изделия из лоскутов: одеяла, покрывала, занавеси, панно. Расположение: на стене, на кровати, на сундуке. Символика узора: знаки солнца, воды, земли, растений. Лоскутная аппликация в культуре народов региона.Праздничное искусство вязаных кружков. Мастерство художественного вязания крючком и на спицах. Влияние снежной зимы на узоры сибирских мастериц. Виды изделий: салфетки, скатерть, покрывала, кружевные платки, косынки, подзоры, накидки.Своеобразие сибирского климата и необходимость иметь тёплые вещи. Неброская красота и полезность вязанных шерстяных изделий. Искусство современных мастериц.Многовековая история вышивки народов региона, богатство технических приёмов, цветовых решений. Разнообразие вышитых изделий - салфетки, дорожки, скатерти-столешники, покрывала, занавески, одежда. Влияние местных условий, особенностей быта, обычаев и природы на приёмы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение.Экскурс в историю создания льняных холстов на территории Тюменской области.Художественные традиции коренных народов нашего края Декоративно-прикладное искусство сибирских татар. Общественный быт и духовная культура сибирских татар. Богатство и разнообразие декоративно-прикладного искусства. Влияние на орнамент сибирских татар декоративно-прикладного искусства русского населения. Быт и культура народа в наши дни. Роль декоративно-прикладного искусства в духовно-нравственном воспитании детей.Декоративно-прикладное искусство югорских народов: ханты, манси. Разнообразие изделий из дерева, бересты, меха.Декоративно-прикладное искусство обдорских народов: ненцы, селькупы. Развитие косторезного промысла. Художественные принципы, орнаментальные мотивы и композиции. Понятие священного (сакрального) орнамента. Образ мира в декоративно-прикладном искусстве народов Севера. Сходство и отличие художественных традиций коренных народов Тюменского Севера.Мастера - умельцы Земли Тюменской.Тюменские дымники - сказочные терема. Тюмень - царство дымни-ков. Назначение: эстетическая и обереговая функция (от пожара), черный чеканный силуэт дымников. Искусство просечного железа. Недолговечность дымников. Синтез архитектурного, скульптурного и орнаментального начала. Искусство тюменского мастера Н.Г.Долгополова. Коллекция дымников в запасниках Тюменских музеев.Окна с затейливой резьбой. Влияние местного купечества на развитие тюменской деревянной резьбы. Искусство мастеров-«оконочников». Мир сибирской природы в узорах тюменских резчиков по дереву, богатство узорной фантазии. Виды резьбы: глухая, долблёная и объёмная накладная. Описание своеобразия деревянной резьбы нашего края в книге Нелли Шайхетдиновой «Деревянная резьба Тюмени».Тобольская резная кость. Экскурс в историю развития тобольского косторезного промысла, его патриархи. Влияние заказчиков на развитие промысла. Вилы изделий: скульптурки, миниатюры, ювелирные украшения, предметы быта. Материал для резьбы: зуб кашалота, клык моржа, бивень мамонта, пищевая кость. Тема и стиль резьбы: сибирская тематика, северные мотивы, сказочные сюжеты. Современное развитие косторезного промысла.Тюменские ковры - визитная карточка Сибири. Развитие коврового промысла - ковровщицы Тюмени и других близлежащих населённых пунктов. Тюменский ковёр на картине В.Сурикова «Взятие снежного городка».Искусство гобелена. Вторая жизнь тюменских ковров. Виды тюменских гобеленов: гладкотканные и объемные с выпуском длинных нитей. Мотивы узора, композиций в творчестве современных художников: Г.Гу-бина, Н.Гордеевой и других. Радостное мировосприятие, духовная ценность. Природа, культура народов в творчестве мастеров современного искусства гобелена.Урало-сибирская роспись. История возникновения. Духовно-нравственная ценность- Содружество уральских и тюменских мастеров. Своеобразие письма масляной краской.Колокол - голос Родины. Образ колокола и счастья. Первые литейные мастерские по отливу колоколов: церковных, дорожных, бытовых. Заслуга семьи Колокольниковых в развитии литейного дела. Литейных дел мастера. Декор тюменских колоколов, символика, своеобразие формы, обереговая функция. Звонарь, звонница, звонари тюменских, тобольских звонниц.Бубенцы, колокольчики. Значение колокольчиков для ямщицкого промысла. Магический смысл звона бубенчиков, колокольчиков, сигнальное значение в быту. Сравнивание тюменского колокольчика с валдайским. Встреча с бубенцами в литературе, поэзии, музыке. Ямщицкие песни. Бубенцы, колокольчики в интерьере современных квартир.О чём звонят колокола? Образ колокола и всеобъемлющая полнота мира. Колокольный звон - своеобразный эпос народа. Рисунок звона: басовый, альтовый, мелкий зазвонный. Толкование слова «перезвон»: благозвучный, узорчатый, степенный. Легенды и поверья, связанные с образом колокола
Народное искусство - одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения.
Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного на протяжении многих веков.
"Художественное ремесло представляет ценность духовную, художественно-историческую, это важный фактор художественного воспитания масс и приобщения их к подлинным эстетическим ценностям"*, - писал В. Толстой.
Большую роль в этом важном деле играет детский сад, который воспитывает у детей любовь и уважение к своему родному искусству, обучает их мастерству. Как же осуществлять на практике приобщение дошкольников к художественным ремеслам своего края, области, района, родного села? Каковы формы и методы ознакомления их с видами художественных ремесел, старинными и развивающимися в наши дни? Формы и методы приобщения детей к красочному миру народного творчества могут быть самыми различными. Прежде всего это уроки труда, факультативные занятия, кружки декоративного творчества. Здесь дети не только знакомятся с изделиями мастеров, но и сами пытаются создавать подобное. Очень много дают ребятам занятия на отделениях декоративно-прикладного искусства в детских художественных школах, находящихся в районах, где особенно развиты художественные промыслы. Познакомиться с изделиями мастеров помогут экскурсии в местные краеведческие музеи, где имеются коллекции или отдельные образцы художественных ремесел.
Мы не раз говорили о той пользе в плане и эстетического и патриотического воспитания, которую приносят школьные музеи. Организацию их следует всячески поощрять.
Наконец, очень важно в деле приобщения детей к народным ремеслам знакомство их непосредственно с самим процессом творчества опытных мастеров, живущих в том же селе.
И совершенно необходимо для художественного развития дошкольников на ИЗО и кружковых занятиях в детских садах использовать произведения народного декоративного искусства. При этом следует руководствоваться специальной методикой, которая опирается на разработанные советскими учеными, психологами и педагогами Л. С. Выготским, Л. Н. Леонтьевым, Б. М. Тепловым, В. А. Сухомлинским положения о том, что развитие творческих способностей детей находится в прямой зависимости от расширения их практического опыта и участия в различных видах художественной деятельности.
Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративного искусства, обучения детей основам художественного ремесла раскрывается в специальной учебно-методической литературе, на страницах периодической печати*.
Воспитатели детских садов могут многое почерпнуть в этих публикациях и использовать в своей практической работе с детьми. В обучении народному искусству не должно быть никакого шаблона и формализма. Методы и приемы могут быть самыми разнообразными. Здесь очень важна личная инициатива и самодеятельность педагогов. Чем больше выдумки и фантазии, тем лучше.
Однако существуют некоторые общие закономерности. Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, обучая их приемам шитья, вышивки, аппликации, резьбе и т. п., нужно непременно познакомить их с теми материалами, с которыми предстоит работать, раскрыть перед детьми художественные особенности каждого материала. Рассказать, что плотный гладкий камус особенно прочен и его лучше всего использовать для пошива обуви, сумок и частей верхней зимней одежды; что лобики оленя, имеющие красивые завитки меха, пригодны для пошива ковриков; что мех олененка хорош при пошиве головных уборов и т. д.
Параллельно с занятиями, на которых ребята рассматривают и изучают изделия мастеров народных ремесел, полезно знакомить их с произведениями устного народного творчества. Тогда станут понятнее, раскроются перед ними многие особенности народного прикладного искусства.
С юных лет в детях последовательно нужно развивать поэтическое видение природы, учить их понимать ее красоту и разнообразие. Уметь видеть - это драгоценное качество художника.
После того как ребята почувствуют красоту и своеобразие материалов, познакомятся с народным поэтическим творчеством, можно приступать непосредственно к выполнению изделий. Наилучшие результаты получаются тогда, когда ребенок сразу начинает работать в материале, осваивая на практике его особенности и художественные качества. Начинать можно с пошива одежды для кукол. Можно сразу шить и сумки. Изучая старые образцы, можно создать новую современную форму, однако при этом важно не утратить традиционных, веками отработанных приемов формообразования и декора.
Окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор, а также постоянная связь с неутихающей жизнью моря и тундры, с людьми, которые своим трудом преображают суровый край, - это та питательная среда, которая служит источником вдохновения не только для взрослых, но и для юных художников.
Для будущих резчиков, граверов, вышивальщиц, мастеров обработки меха особенно важно общение со старыми людьми, народными мастерами, помнящими предания, сказки, уходящие или ушедшие из жизни обычаи и праздники. От них молодые могут почерпнуть и множество отработанных временем приемов, способов обработки природных материалов, сведений об уходящих из жизни предметах, формах орнамента и его прошлом содержании. Общение- это может происходить как в стенах мастерских, так и в Домах народного творчества, сельских и районных Домах культуры, где устраиваются выставки народного искусства. Многое может дать детям и посещение народных мастеров в домашней обстановке. Целесообразно записывать услышанное, делать зарисовки. Подобные встречи могут войти в кружки. Вот уже несколько лет сотрудники НИИ художественной промышленности Министерства местной промышленности РФ и Программно-методическое управление Министерства просвещения РФ ведут работу над учебными программами по обучению дошкольников и школьников на уроках труда в общеобразовательных школах приемам работы по изготовлению предметов традиционных художественных ремесел. В настоящее время некоторые программы уже разработаны, утверждены Министерством просвещения РФ и направлены как экспериментальные для их апробации в отдельные школы, расположенные в районах, где особенно развиты традиционные художественные ремесла. Это программы по художественной резьбе и росписи по дереву, по художественной обработке кости, металла, по узорному ткачеству и вышивке, изготовлению кружевных изделий. Программы предусматривают знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в экспозиции и фондах местных краеведческих музеев, на выставках, зарисовку и копирование образцов, сбор материала по народному искусству. Важная роль в программах отводится развитию творческого начала в детях - инициативы, увлеченности, творческой фантазии и воображения. Не менее важной стороной учебных программ является практическая направленность их на создание детских нужных и полезных вещей, на использование этих вещей в оформлении детских интерьеров, как атрибутов оформления детского праздника, как памятных подарков родителям, друзьям и близким, забавных игрушек для малышей и т. д.
Одновременно с разработкой учебных программ также создаются иллюстрированные методические пособия.
В деле изучения народного искусства и приобщения к нему большую помощь может оказать краеведческий музей. Организация таких музеев - одна из форм пропаганды народного искусства. Собирание коллекций произведений народных промыслов дает возможность глубже понять народную культуру, душу народа, служит делу воспитания патриотизма и интернационализма подрастающего поколения. К тому же работа эта помогает сохранять многие памятники искусства. Поэтому она имеет огромное воспитательное значение. Создание музеев возможно и желательно повсюду. Оно должно идти параллельно с изучением дошкольниками основ народного прикладного искусства.
Собранные фольклорные материалы не должны лежать мертвым грузом в местных музеях. На детских утренниках, школьных вечерах должны звучать народные рассказы, пословицы и поговорки. Разучивать все это помогут живущие близ детских садов знатоки местного фольклора. Они же могут показать детям старинные национальные игры, спортивные упражнения и т. п. Работа по изучению детьми местного народного творчества, искусства своего народа привлекает к себе и местных народных художников, знатоков фольклора. Они всегда рады оказать им необходимую помощь и поддержку.
В работе с детьми по приобщению их к народному искусству надо учитывать следующие моменты: познание художественных особенностей произведений, объяснение их культурно-исторического смысла и ценности; углубление представлений о художественном образе; сопоставление произведения народного искусства с современными изделиями профессионального декоративно-прикладного искусства; художественная практика на основе эстетического освоения народного творчества и действительности*. Все это составляет единый учебно-воспитательный процесс приобщения детей к народному творчеству, постижения ими секретов создания произведений декоративно-прикладного искусства.