Конспект урока изо ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА. СВОБОДНЫЕ ФОРМЫ: ЛИНИИ И ТОНОВЫЕ ПЯТНА (7 класс)


Изобразительное искусство, 7 класс
УРОК № 3
ТЕМА УРОКА. ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА. СВОБОДНЫЕ ФОРМЫ: ЛИНИИ И ТОНОВЫЕ ПЯТНА
Тип урока Комбинированный урок
Цели деятельности учителя
Формировать представление о функциональных задачах цвета в конструктивных искусствах; учить использовать выразительность линии и пятна в композициях, делать акцент на цвет; развивать навыки наблюдательности, чувственность и способность образного видения
Планируемые образовательные результаты
Предметные уудМетапредметные уудЛичностные ууд• понимать роль цвета в конструктивных искусствах;
• различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; • при менять локальный цвет, сближенность цветов и контраст в композиции, передавать многоплановость, исходя из образного замысла;
• применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности Познавательные:
• выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций. Регулятивные:
• работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность);
• определять цель, проблему в учебной и практической деятельности.
Коммуникативные:
• корректировать своё мнение, излагать своё мнение
в диалоге, аргументировать его, оценивать свои достижения на уроке;
• излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей) • осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
• понимать 'Значение 'Знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• активно выражать свои эмоции, передавать их в практической работе;
• вырабатывать и осознавать свои мировоззренческие позиции;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
Методы и формы обучения Методы: частично-поисковый, практический, игровой. Формы: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы • Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
• Режим доступа: http://www.artsait.ru
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Материалы: бумага, гуашь, кисти
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация «При рода цвета».
Репродукции Сальвадора Дали «Превращение Нарцисса» и «Загадка Гитлера»
Основные понятия и термины Цветоведение. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой акцент. Локальный цвет. Доминанта
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляе-мая деятельность учащихся Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Проме-жуточ-ный конт-роль1 2 3 4 5 6 7
I. Органи-зацион-ный момент
Подготовка
учащихся к изучению нового материала.
- Ребята, посмотрите, на белом листе изображена чёрная зигзагообразная линия. Опишите её словами. Какая она? (Резкая, грозная.)
- А теперь я добавлю к этой линии бордовые, красные и серые пятна. Что произошло с композицией? (Цвет привлёк внимание, обострил восприятие, придал композиции образ.)
- Правильно, теперь композиции можно дать название! Придумайте, какое?
- Гроза, молния, непогода ...
- Важно не только эмоционально-чувственное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоделения, умение применять эти знания в практической деятельности.
Этому и будем с вами учиться! Слушают учителя. Отвечают на вопросы
Фронталь-ная
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: формируют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
II. Изу-чение нового материала
Частично-поисковый
- Начнём с того, что вспомним законы цветоделения. Почему предметы имеют цвет? Благодаря солнцу! Его лучи озаряют всё на своём пути. В темноте нет цветов, и только при свете возникает ощущение цвета. Основные цвета - красный, жёлтый и синий. Путем смешения этих трех цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов. Хроматические цвета обладают цветовым тоном, к ним относятся все спектральные и многие природные цвета. Тёплые цвета - красные, красно-оранжевые, оранжевые, желто-оранжевые, желтые и желто-зеленые. Холодные цвета - бирюзовый, голубой, синий, фиолетовый. Ахроматические цвета не имеют цветового тона и отличаются друг от друга только по светлоте.
Презентация «Природа цвета». (Слайды 2-7.) Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр, цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета цветового спектра - красный и фиолетовый - более похожи один на другой, чем крайние со средними, например, красный и зелёный. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу. Эти прямоугольники одинаковые. Но за счёт различного цвета возникает ощущение, что одни фигуры расположены ближе, а другие дальше. Самым близким кажется прямоугольник жёлтого цвета.
к цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения, относятся тёплые цвета, а отступающими кажутся холодные. Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными. Это оранжевый, зелёный и фиолетовый цвета. Если провести диагональ через середину жёлтого цвета, то другой конец пройдёт через середину фиолетового цвета. Таким образом, легко определить дополнительные цвета.
Презентация «Природа цвета». (Слайды 8-11.)
- Рассмотрите круг и назовите, какой дополнительный цвет сочетается с красным, синим.
См. ресурсный материал к уроку на с. 56.
К. С. Петров-Водкин. «Яблоко и вишня». Презентация «Природа цвета». (Слайды 12-16.)
- Рассмотрите вишенку на картине К. С. Петрова-Водкина «Яблоко и вишня». Назовите оттенки локального цвета, которые вы видите.
- Зашифруйте линиями и геометрическими фигурами репродукции картин «Превращение Нарцисса» и «Загадка Гитлера» Сальвадора Дали.
Используйте цвет, вспомните, каковы особенности зрительного восприятия и законы цветовой композиции.
- Объясните, почему использовали именно это сочетание цветов? Слушают учителя.
Смотрят презентации, вспоминают основы цветоведения.
Отвечают на вопросы.
Выполняют тренировочное задание (зашифровывают живописное произведение)
Фронталь-ная, индивиду-альная
Познавательные: понимают роль цвета в конструктивных искусствах, находят решение поставленных учебных задач; используют сближенность цветов и контраст, пытаются передать многоплановость композиции.
Коммуникативные: аргументированно характеризуют особенности цвета и его использование в композиции для передачи акцента; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию
ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Практический
- Сегодня мы будем выполнять задания на акцентирующую роль цвета, ритмическую организацию пространства цветовыми элементами и создадим композицию цветового пространства. Рассмотрим примеры для практической работы.
Ритмическая организация пространства цветовыми элементами. Акцентирующая роль цвета. Цветовое пятно - главный элемент: композиции.
Презентация «Природа цвета». (Слайды 17-18.) Выполнение заданий: с.24 учебника Выполняют творческое задание
Индивиду-альная
Познавательные: развивают индивидуальные твор-ческие способности, формируют устойчивый интерес к-творческой деятельности; обретают навыки применение цвета в графических композициях .. IV. Итоги урока. Рефлек-сия Выставка и обсуждение работ
Организует рассматривание работ учащихся. Обсуждают, делятся друг с другом опытом работы по созданию композиции
Расставляют свои композиции. Рассматривают работы товарищей. Выражают своё мнение, делятся своими успехами Индивиду-альная, фронталь-ная
Познавательные: сравнивают композиции по заданным критериям. Делают вывод.
Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге.
Личностные: выражают уважительное, доброжелательное отношение к своим
товарищам
Ресурсный материал к уроку 3
Сочетание дополнительных цветов даёт нам ощущение особенной яркости цвета. Любые цвета можно сравнивать по светлоте. Красный может стать розовым, синий - голубым, зелёный - салатовым и т. д. Многие цвета могут быть и светлыми, и тёмными. Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Если светлый предмет расположить рядом с тёмным, то усиливается контрастность и звучность цветов. Если на цвет не влияют внешние признаки, он называется локальным.
Локальный цвет предмета - это те чистые, несмешанные, непреломлённые тона, которые в нашем представлении связаны с определёнными предметами как их объективные, неизменные свойства. Предмет может быть однотонным, но в каждом цвете можно насчитать несколько оттенков локального цвета.