Разработка урока Украшения в жизни древних обществ (обобщающий урок четверти)

Тема: Истоки древней мудрости
Обобщающий урок темы: Украшения в жизни древних обществ.
Класс:7
Кол-во
Часов: 1
Цели:
Образов: Помочь учащимся увидеть общность мировосприятия людей, от познания древних корней народного искусства до знакомства с современным декоративно- прикладным искусством
Воспит: Формирование у учащихся духовных ценностей и идеалов. Формирование художественного вкуса.
Развив: Развитие памяти, воображения. Реализация творческих способностей учащихся. Развитие умений выполнять вариации орнаментальных композиций на основе древне славянской символики.
задача
на урок: роспись украшений ( деревянные заготовки украшений) славянской символикой.
методы: беседа, практическая работа.
тип
урока: комбинированный
оборуд.
для
учит: наглядные пособия, деревянные заготовки украшений.
оборуд.
для
уч-ся: альбом, карандаш, резинка, гуашь, кисти.
музык.
ряд вариации на темы русских народных песен с
современной аранжировкой.

наглядные 1. Иллюстрации с украшениями Древнего Египта,
пособия: Греции, Славян.
2. Словарные слова: оберег, украшения,
традиция, бусы, пояс-оберег, браслет, височные украшения, гривна (ожерелье);
3. эпиграф;
4. украшения современности;
5. таблица для повторения с символами.
6. Критерии оценки работ.
задание
на дом: Принести иллюстрированные книги со сказками братьев Гримм, Шарль Перро, Х.К.Андерсен, а также книги по истории костюма.

Структура урока:
организационный момент: 1-2
повторение 4
доклады учащихся (бусы, гривна, браслет, серьги, пояс) 5
практическая работа: 20-25
анализ работ 5-6
итог урока 3
домашнее задание 2

Ход урока:

Тема нашего урока «Истоки древней мудрости».
Сегодня обобщающий урок темы « Украшения в жизни древних обществ».
Ваша задача сегодня на уроке: Проследить общее в мировосприятии людей, от познания народного искусства до знакомства с современным ДПИ.
Эпиграфом сегодняшнего урока будут являться слова
« Кружочки, клеточки, полоски-
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».

На прошлых уроках мы с вами изучили целый блок уроков по теме « Украшения в жизни древних обществ».

На доске вы видите таблицу с названием: древние знаки – символы.

Сейчас к доске выйдут 3 ученика. Каждому будет выдан комплект знаков- символов. В нем есть знаки Древнего Египта, Греции, славян. Вы должны будете правильно найти свои необходимые символы и распределить их по окошкам таблицы.
Итак, начали. Лишние знаки не нужные положите на стол.
Остальные следят за правильностью выполнения.

Итак, как мы видим некоторые древние знаки – символы встречаются и в славянской культуре и в Древнем Египте и в Древней Греции. Значит, у всех народов мы видим единство элементов в узорах.
солнце
земля
вода
растительные элементы
Когда-то очень давно, когда люди, наверное, еще не умели строить жилища, они уже использовали защитную символику и защитные предметы. Археологи находят такие первые обереги во время раскопок. В глубокой древности символами покрывалось все, что только могло требовать защиты. Это в основном костяные или каменные предметы с характерным отверстием, которое указывает на то, что предмет носили на шее или пришивали к одежде. Обережные знаки рисовались на оружии, посуде, украшениях.
Те символы, которые нанесены на горлышки сосудов, должны были защитить еду от порчи, а людей от болезней. Нанося на горлышко знаки, люди верили, что теперь пища абсолютно безопасна.
Каждому символу соответствовал определенный цвет:
солнце- золотой (желтый)
воздух - синий
земля - коричневый, черный, зеленый.
огонь- красный, красно- оранжевый.
вода – синий, черный, зеленый.
Бусы, охватывающие шею женщины, уже имеют форму круга, т.е. это, по сути, формообразующий защитный символ.
Всевозможные серьги и подвески тоже имеют множество различных форм – круги, квадраты, солярные знаки, кресты, изображения дерева, символы плодородия.
Мужчины носили оберегов не так много, как женщины, которым, как продолжательницам рода, требовалась наибольшая сила. Многие украш
·ения защищали своего хозяина звоном, шумом, стукаясь, друг о друга, позванивая при ходьбе, они отгоняли все злые силы.

А какие же украшения существуют сейчас?

На прошлом занятии я давала вам задание найти материал по украшениям. Итак: бусы, ожерелья, браслеты, кулоны, серьги.
На всех современных украшениях также как и на украшениях Египта, Греции, славян встречаются геометрические мотивы, исполненные схематично, обобщенно.

На прошлом уроке вы для своих украшений выполняли эскизы росписи, основанные на славянской символике.
Сегодня вы видите на своих столах деревянные заготовки украшений. Вам необходимо в соответствии со своими эскизами расписать свои украшения.

Помните! Роспись ювелирных украшений отличается изяществом рисунка, тонкостью колорита, согласованностью композиции рисунка с формой самого предмета. Роспись будете выполнять на натуральном фоне самого дерева.

По окончании урока от каждой группы должен выйти 1 человек и защитить проект украшения.
В помощь на доске есть критерии оценки выполненной работы:
передача формы
композиция
цвет
творчество
оригинальность изображения
аккуратность
Итак, сегодня мы с вами обобщили материал прошлых уроков по теме « Украшения в жизни древних обществ». И увидели, что
происходит трансформация украшений из древности в современность.

На вид орнамент не приметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет
Быть может нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря.

И все же в который раз оказывается, что « новой моде» уже тысяча лет, если не больше.

Запишите домашнее задание:
Принести иллюстрированные книги со сказками братьев Гримм, Шарль Перро, Х.К.Андерсен, а также книги по истории костюма.

Урок окончен. Можете убирать рабочие места.
















Оберег








украшения






традиция


бусы


пояс - оберег


браслет

височные украшения


гривна
( ожерелье)




Серьги - шейное женское украшение, выполненное в виде гибкого или жесткого широкого ошейника в сочетании с элементами подвесками, близкими, а чаще всего между собой по размерам материалу форме и художественному оформлению и равномерно расположенными по всему периметру цепочки.

Бусы - шейное женское украшение в виде нанизанных на нить всевозможных по форме размерам материалу бусен. Бусы состоят из элементов в виде шариков, кубиков, цилиндров, пирамидок, шайбочек, дисков, колечек.

Браслеты - украшение для рук и женщин и мужчин. Выполняются из платины, золота, серебра, цветных металлов, титана, янтаря, пластмассы, кости в виде обруча, скобы, полукольца, спирали в несколько оборотов.

Кулон- украшение для женщин и мужчин. Подвески кулона могут быть различные формы размеры разнообразно декорированные : гладкие с рисунком, со вставками, ажурные с гравировкой, чеканкой, росписью-финифтью. В виде цветов, плодов, листьев, ягод, птиц.

Серьги- с подвесками в виде пуговиц или пышных букетиков. Традиционные модели ( обруч, калачи, шарики)Изящные полые в виде полумесяца или в виде скрученных золотых нитей как во времена Киевской Руси.



Традиция - глубокая преемственность в народном творчестве, определяемая нравственными основами искусства.
Оберег - талисман, символический знак, образ, функция которого охранять, защищать, оберегать от болезней, сглазу, порчи.
Знаки:
Крест – знак, закрывающий пути злу, знак защищенности от негативной энергетики или злых людей. Вариант древних крестов – свастика. На Руси свастику называли коловоротом, то есть вращающимся солнцем.
Дерево – гармоничный и уютный мир, в котором жизнь течет не прерываясь, а люди доживают до глубокой старости. Также знак Мирового дерева, присутствующего в мифах у всех народов Земли.
Круги – плодородие, материнство, изобилие, знак женского начала в природе. Свет, дающий жизнь.
Квадрат – плодородие полей. Квадрат, вписанный в круг, - это земля, охраняемая светом и теплом, дающая урожай, обильная почва.
Ромб – плодородие, обильное потомство.
Спираль – мудрость, развитие, рост, знания. Свет, дающий силу и жизнь.
Волнистая линия – вода, мировой океан. Начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам, очищение. Если линия вертикальна – это знак самосовершенствования, « лестница в небо», путь к тайным знаниям. Две переплетенные волнистые линии – знак веревки, скрученной пряжи, т.е. самой жизни.
15