Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Украшения в жизни древних обществ
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
Тема: «Украшения в жизни древних обществ»
Цели: познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства; повторить особенности искусства Древнего Египта; сформировать умение различать декоративное искусство разных времён по стилистическим особенностям; развивать творческую активность; воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
Зрительный ряд: слайды с изображением рельефов и росписей Древнего Египта, предметов декоративно-прикладного искусства, образец модели солнечного ожерелья и знаков – символов, изображение египтянина по пояс.
Материалы: гуашь, кисти, салфетка, баночка с водой; цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны из картона, полоски из бумаги.Музыкальный ряд: музыка Древнего Египта.
Этап урока Содержание этапа Задачи этапа Методы и формы обучения
1.Организационный момент Звучит музыка.
Сегодня мы отправляемся в далёкое прошлое на 5 тысячелетий назад. Именно с тех пор берёт своё начало одна из самых древних и загадочных цивилизаций. Посмотрите на экран, вы догадались, о какой стране и эпохе пойдёт речь? (о Древнем Египте)
Музыка, которая, прозвучала, тоже называется музыкой Древнего Египта. Развивать интерес и умение самоподготовки
к уроку. Музыка
льная минутка.
Вступите
льное слово
учителя
2.Проверка имеющихся знаний. На прошлом уроке вы познакомились, с особенностями изобразительного искусства Древнего Египта я предлагаю вам тест для проверки ваших знаний:Задание: выбрать из определений те, которые характерны для изобразительного искусства Древнего Египта:
1.Отсутствие перспективы в изображении.
2.Изображение пространства с учётом линейной и воздушной перспективы.
3.Строгие каноны (законы) в изображении человека.
4.Изображение человека с натуры.
5.Свобода в изображении животных и растений.
6.Сложная цветовая палитра.
7.Цветовая палитра простая: чёрный и белый, синий и жёлтый и полученные цвета при их смешивании. Выявить имеющиеся знания. Тест.
Самопроверка с доски.
3.Актуали
зация знаний. Мы с вами на протяжении всего 5 класса изучаем декоративно – прикладное искусство, а что означает этот вид? (искусство украшения) Посмотрите на предметы, которые лежат у меня на столе (бусы, браслеты и цепочки). Для чего нужны эти предметы человеку?(для украшения) А как вы думаете, какой характер носи ли эти предметы в далёком прошлом? Где зародилось ювелирное искусство? Как выглядели украшения древних египтян?
Обо всём этом мы поговорим сегодня на уроке и выполним модель одного из украшений.
Обобщение ранее полученных знаний необходимых для предстоящей практической работы.Подготовить учащихся к теме урока Побуждающий диалог.
4.Открытие новых знаний.
5.Практи
ческая работа
6.Итог урока К уроку готовились 3 поисковые группы. Первая группа приготовила сообщение об особенностях декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте.
1 группа.
В Древнем Египте, также как и в Древней Руси не существовало декоративно-прикладное искусства в нашем понимании. Предметы обихода украшались исходя из религиозных представлений и природных условий. Все узоры на украшениях носили заклинательный характер. Всё, что человек надевал на себя, должно было защитить его и помочь выжить.
Вторая группа расскажет о происхождении ювелирного искусства и его значении.
2 группа.
Египет считают родиной ювелирных изделий. Они занимают особое место в искусстве. К ювелирным изделиям относятся предметы быта, культа, личные украшения, выполненные из драгоценных металлов в сочетании с драгоценными камнями. Ещё в древности египтяне научились добывать золото. Но не стоимость привлекала людей, а возможность использовать этот драгоценный металл в своих живописных целях. Вельможи, жрецы, фараоны окружали себя великолепными произведениями искусства. Личные украшения были одновременно и предметами культа: обереги, талисманы.
Символическими были и элементы украшений в виде образов:
Лотос – олицетворял собой красоту, бессмертие, вечную жизнь.
Скарабей – был богом утреннего солнца.
Глаз – защищал от любой беды и символизировал жизнь после смерти.
Шар – солнечный диск.
Ладья – символ неба.
Эти символы использовались в нагрудных украшениях (пекторали), подвесках, серьгах и украшали не только женщин, но и мужчин.
3 группа.
Самым распространённым украшением было солнечное ожерелье. Оно состояло из нескольких рядов бус, символизирующих солнце. В форме разомкнутого круга, с завязками и застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные круглую или овальную, чередуясь с золотыми рыбками, раковинами, скарабеями и служило своеобразным воротником. Ожерелье фараонов было зачастую так велико, что закрывало грудь.
Украшения бедных людей были сделаны из стекла, керамики, кости, но по красоте не уступали ювелирным изделиям.
Физминутка
Задание: выполнить модель ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства – солнечного ожерелья.
Заранее учителем были приготовлены части (полосы) ожерелья, изображение древнего египтянина (по пояс), шаблоны элементов узора. Каждая пара получила по одной части (полосе). Работа распределена дифференцированно (слабым ученикам достались полосы меньшего размера).
Работая в паре, ученики должны соблюдать следующие правила:
- уметь договориться о распределении работы (кто вырезает элементы, кто раскрашивает полосу).
- наклеивать элементы узора, начиная с середины полосы.
- учитывать правила выполнения любого узора: ритм, размер, расстояние, цвет.
- если один закончит быстрее – другой помогает.
- наклеить аккуратно свою полосу на изображение египтянина, не нарушая последовательности.
Вопросы:
- Что выполняли на уроке?(солнечное ожерелье – украшение – оберег)
- Что значит ювелирные изделия?
- Какова роль украшений для древнего египтянина?
Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточек:
! – вы довольны своей работой на уроке.
- - вы считаете, что-то не получилось и есть над, чем работать.
Сегодня урок заканчивается, но путешествие по Древнему Египту продолжится на следующем уроке.
Творческое применение и добывание знаний.
Закрепление полученных знаний через творчество.
Обобщение пройденного. Формированиеоценочной деятельности и доброжелательного отношения в коллективе. Сообщения поиковых групп и демонстрация образцов
Коллективная работа.
Работа в парах.
Само
анализ