Конспект урока Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись
5 кл. Тема урока: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»
Цель урока: способствовать формированию у учащихся знаний об искусстве Древней Греции, в частности о вазописи Древней Греции.
Задачи урока:
способствовать формированию знаний учащихся о стилях древнегреческой живописи по керамике;
содействовать развитию умений создавать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов, передавать единство формы и декора;
способствовать привитию интереса к культуре народов Древней Греции и воспитанию аккуратности при выполнении творческой работы.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор.
Материалы к уроку: бумага, ножницы, клей, чёрная и красная гуашь, кисти, влажные салфетки, технологические карточки с последовательностью выполнения вазы
Зрительный ряд:
презентация «Украшения в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись»;
репродукции чёрнофигурных и краснофигурных ваз;
элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз;
раздаточный материал на каждую парту с изображением греческой вазы и видами орнамента для росписи вазы.
Музыкальный ряд: музыкальные произведения Микиса Теодоракиса,
Задание: изобразить мифологический сюжет или бытовые сцены из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие. Подготовка к уроку
Звучит музыка Микиса Теодоракиса «Сиртаки»
Ребята, эта музыка написана греческим композитором Микисом Теодоракисом, потому что сегодня на уроке мы побываем в маленькой горной стране, известной всему миру своим искусством, культурой, научными открытиями и олимпийскими играми - в Греции.
2. Сообщение новых знаний.
Просмотр начала презентации (Слайды 1-5)
- О чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (об античных вазах)
- Какие цели мы поставим перед собой? Чему будем учиться? Что будем развивать, воспитывать? (ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы должны углубить знания, полученные на прошлом уроке изобразительного искусства по античной культуре. Познакомиться с техникой изготовления, названиями и росписью старинных сосудов, учиться работать творчески.
В краю, где в облаках трепещетВолной морская пелена,Где над водою тихо плещетПолночным мраком синева,Где рай полуденной природы,Где блеск небес во страсти чувствДарует прелести свободыИ чудеса немых искусств.
В Афинах самый известный квартал гончаров находился в районе Керамик, получившем своё название по имени покровителя гончаров. Афинские гончары не добывали глину самостоятельно и зависели от поставщиков. Места залегания глины находились в Кап Колиасе в 15 км от Афин, в районе реки HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%98%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%81&action=edit&redlink=1" Илисс и в нынешнем пригороде Афин Марусси.
А что означает слово «керамика»? (от греческого «керамос» - глина).(Слайды 6-7)
- Слова «Сосуды», «посуда» на латинском – «Вазы». В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины.
То вазы – гиганты, то карлики-вазы, и каждая ваза – с рисунком – рассказом!… герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает медузу горгона.Афина Паллада диктует законы. Сражается с Гектором грозный Ахилл.А это на лире играет Орфей.
- Вазопись – роспись керамических сосудов.(Слайды 8,9)
Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. А знаете ли вы для чего использовались вазы? (Слайд10)
(Ответы детей)
- Древние мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения:
Амфора – для хранения оливкового масла и вина
Кратер – большой сосуд для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили Килик – изящная чаша для питья )Пелика и гидрия – сосуды для жидкости
Лекиф – сосуд для масла
- Древние художники использовали различные темы и сюжеты для своих ваз.
Камарес — стиль росписи керамических изделий, получивший распространение в ранний дворцовый период на острове Крит (прибл. 1900 г. — 1650 гг. до н. э.). Название стилю дала местность в центральной части острова, где в гроте и были впервые обнаружены вазы в этом стиле.
Характерной особенностью Камареса является линейный орнамент, который наносился на матовую основу чёрного цвета белой, оранжевой или красной краской. В этом стиле расписывалась тонкостенная глиняная посуда в крито-минойский период. Камарес был чрезвычайно популярен и распространился по всему восточному побережью Средиземного моря до Египта.
Орнамент – узор,построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов.
К сожалению, древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели. Да и как могло быть иначе у народа, влюбленного в земную красоту, когда все кругом сияло яркими красками юга? Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей, должна была быть и живопись Древней Эллады. (Слайды11-15)
Античные греки редко оставляли надписи, позволяющие добравшимся до их поселений археологам точно определить время жизни обитателей этих поселений. Возможно, самый важный из признаков определения времени обитания - различные стили вазописи, которые развивались в строгой последовательности, позволяющей опытному исследователю весьма конкретно определить временной период для каждого поселения уже только за счет простого изучения найденных осколков керамики.
Можно выделить несколько периодов вазописи. Ранний из представленных стилей, известный как геометрический, процветал с X по VIII век до н. э. Он опирается на строгие линии и повторение основных форм: кругов, квадратов и треугольников.
В конце VI века появился еще один стиль вазописи, так называемый краснофигурный. Художники, которые его применяли, рисовали на черном фоне фигуры, не закрашивая при этом естественный цвет глины. Новый прием позволил свободнее и естественнее передавать сложные позы и движения людей. Наряду с мифологическими сюжетами на вазах, киликах (чаша для питья), кратерах (большие вазы) стали изображаться сцены из повседневной жизни.
Спустя примерно столетие мотивы орнамента уступили место человеческим фигурам, выполненным в так называемой чернофигурной технике. (Слайд 16)
В конце VI века появился еще один стиль вазописи, так называемый краснофигурный. Наряду с мифологическими сюжетами на вазах, киликах (чаша для питья), кратерах (большие вазы) стали изображаться сцены из повседневной жизни.
Сформулируйте, чем различаются эти техники росписи? (чернофигурная – черные фигуры и орнамент по красной поверхности сосуда (естественный цвет обожженной глины), краснофигурная – изображения и орнамент естественного цвета обожженной глины, фон - черный).
Практическая работа
Молодцы, ребята, вы прекрасно работали во время обсуждения!
А теперь перейдем к практическому заданию: А теперь вы попробуйте представить себя греческими мастерами ваз! Вам нужно изобразить мифологический сюжет или бытовые сцены из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы.
На вашей парте лежит лист с изображением форм греческих сосудов. Выберите наиболее понравившуюся вам форму сосуда и, придумав для него композицию, изобразите композицию на форме данного сосуда.
Работа выполняется в группе по 4 человека
1ученик – выполняет верхний орнамент,
2 ученик – выполняет нижний орнамент,
3 ученик – центральный рисунок,
4 ученик – выбирает форму и стиль вазы
Учащимся раздаются иллюстрации, где показаны различные формы ваз; иллюстрации росписи амфоры растительным и геометрическим орнаментом. Учащимся необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (по выбору): наклеить на лист цветного картона и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи или выполнить в технике аппликация.
Актуализация знаний
Как называются изделия из обожженной глины?
О чем нам рассказывают древнегреческие вазы?
В чем отличие краснофигурной росписи от чернофигурной росписи?
Итог урока
А теперь пришло время устроить экспозицию ваз. Помещайте ваши вазы на магнитную доску и давайте полюбуемся на них.
Обсуждение работ. Анализ и оценивание.
Рефлексия
В краю, где в облаках трепещетВолной морская пелена,Где над водою тихо плещетПолночным мраком синева,Где рай полуденной природы,Где блеск небес во страсти чувствДарует прелести свободыИ чудеса немых искусств.
Вопросы: 1. Как вы понимаете последнюю строку стихотворения «…И чудеса немых искусств».
2. XXI век – век металла и стекла, полимеров и синтетических материалов. Нужна ли нам керамика?
Раздаточный материал для детей